Некоторые российские ИТ-компании снова начнут платить налог на прибыль
С предложением ввести налог на прибыль для ИТ-компаний выступил на заседании комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев. Он предложил с 2025 г. поднять до 20% налог для российских компаний, выручка которых переходит определенный порог. Однако пока неизвестно, каким именно будет порог.
"Это единственная налоговая льгота, которая имеет срочный характер. Мы ждем финальную отчетность от налоговой - она будет готова в конце марта - начале апреля, - для того чтобы проанализировать, как выпадающие доходы государства сказались на развитии ИТ-компаний. После этого мы будем предлагать ограничить список компаний с определенным порогом выручки, которые продолжат пользоваться льготами по налогу на прибыль. То есть для части компаний льгота продолжит работать. Но пока неизвестно, каким будет порог. Это станет ясно после того, как мы увидим отчетность и сможем ее проанализировать", - сообщил Максут Шадаев.
Также министр объяснил, с чем связана инициатива введения налога: "У нас есть гипотеза, связанная с тем, что компании, вкладывая в развитие бизнеса средства, либо компенсировали выпадающие налоги, либо приблизились к сопоставимым цифрам. Но пока у нас не будет данных за 2023 г., мы эту гипотезу проверить не можем. Поэтому мы договорились с Министерством финансов РФ, что на конкретных расчетах попробуем убедить, что налог на прибыль дает экономике в среднесрочной перспективе больше отдачи, чем прямые поступления в бюджет".
Директор по маркетингу и коммуникациям цифровой платформы для организации командировок и управления расходами "Ракета" Дарья Зубрицкая уверена, что эффект от налога почувствуют лишь большие компании: "Эти изменения, скорее всего, затронут компании со значительной выручкой. Вполне возможно, что игроки поднимут стоимость продуктов или пересмотрят наборы функциональностей".
Президент НП "Руссофт" Валентин Макаров объяснил логику ограничения списка компаний на получение льготы: "Поскольку у многих компаний штаб-квартиры находятся в Москве, столичный бюджет теряет от этой льготы больше всех. Ограничив нижний предел оборота - что соответствует и нижнему пределу объема выпадающих доходов, - государство спасает бюджет крупных городов, в первую очередь Москвы, и не наносит удара по бюджетам научно-исследовательских работ разработчиков программного обеспечения из малого и среднего предпринимательства по всей стране. Однако лучше всего ставку налога на прибыль было бы не увеличивать, а оставить на уровне 0% или 3%, как было установлено до 2019 г.".
Генеральный директор компании по разработке ПО, мобильных и веб-приложений IW Group Александр Шибаев считает, что льготу и вовсе стоит отменить для всех: "Я уверен, что нулевую ставку по налогу на прибыль как льготу нужно в принципе отменить для всех ИТ-компаний. Но при этому стоит ввести взамен более полезную инициативу - исключить НДС для всех аккредитованных ИТ-компаний, причем не в качестве временной льготы, а на постоянной основе. Ведь если мы создаем отечественное ПО, а не перепродаем импортное, то зачем нам НДС для ИТ?"
Менеджер продуктов системного интегратора решений в области цифровой безопасности Innostage Евгений Сурков рассказал, к чему может привести введение налога: "В теории это может привести к нескольким явлениям: более активному "дроблению" крупного ИТ-бизнеса, снижению количества поглощений, росту числа делегируемых направлений бизнеса. Как следствие - может вырасти число самостоятельных небольших и средних ИТ-компаний, а также новых, более универсальных продуктов и сервисов, не привязанных к экосистеме конкретного крупного вендора".
Директор по развитию и сопровождению продаж компании "Бастион" Дмитрий Ильницкий оценил размер предполагаемой налоговой ставки: "Размер предложенного налога в 20% является стандартным для большинства отраслей, но для инновационных секторов, таких как ИТ, может быть слишком высоким. Высокие налоговые ставки могут уменьшить инвестиционную привлекательность и инновационную активность компаний. Возможно, стоит рассмотреть дифференцированный подход, предусматривающий постепенное наращивание налоговой нагрузки в перспективе года - трех лет и учет размера и специфики компании. Это позволит поддержать инновации и одновременно обеспечить справедливое налогообложение".