Цифры для "цифры": что не так с нацпроектом "Экономика данных"
В послании к Федеральному собранию 29 февраля Владимир Путин озвучил планы и по цифровому развитию страны. В частности, он сообщил о том, что на нацпроект "Экономика данных" до 2030 года власти выделят 700 млрд рублей. Кроме того, инвестиции в ИT должны вдвое превышать темпы роста экономики, а совокупная мощность отечественных суперкомпьютеров должна увеличиться в 10 раз.
Генеральный директор Института исследований интернета (ИИИ) Карен Казарян и директор по стратегическим проектам Ирина Левова в колонке для Forbes рассуждают, хватит ли этого для полной реализации нацпроекта и решением каких задач для построения такой экономики следовало бы заняться в первую очередь
Размытые контуры поддержки
Согласно посланию президента, национальный проект "Экономика данных" получит 700 млрд рублей бюджетного финансирования в период с 2025 по 2030 год. Много это или мало?
Если брать сухие цифры, это меньше, чем было запланировано для национального проекта "Цифровая экономика Российской Федерации" (ЦЭРФ) в период с 2019 по 2024 год — 731 млрд рублей. Не будем забывать о росте цен на конкретную продукцию вроде телекомоборудования, которое до России теперь часто доходит через цепочку стран-посредников, берущих свою наценку. С другой стороны, это расходы схожего порядка с Южной Кореей или Казахстаном (но заметно меньше Великобритании).
Однако если в других государствах национальные проекты в области цифровизации и данных все же фокусируются непосредственно на этих целях, то "Экономика данных" содержит в себе и запуск новых группировок спутников, и развитие отечественной микроэлектроники, и обеспечение городской безопасности, и экологический мониторинг, и развитие здравоохранения, науки и многое другое.
Вероятно, это амбициозные и правильные цели, однако можно ли их достичь, размывая финансирование по множеству мероприятий? Если сравнивать государственные расходы с учетом широкого диапазона целей, выводы будут куда менее позитивными. Так, расходы Японии на развитие спутников примерно равны всему бюджету нацпроекта, а расходы на развитие микроэлектроники превышают его в 10 раз. Согласно прошлогоднему исследованию Высшей школы экономики, инвестиции России в ИКТ-оборудование (информационное, компьютерное и телекоммуникационное оборудование), программное обеспечение и базы данных составляют до 4,9% всех инвестиций в основной капитал, или 0,93% ВВП, что значительно ниже, чем в среднем в промышленно развитых экономиках (EC, США и Великобритании), — 2,7% ВВП. Очевидно также, что резко нарастить бюджетные расходы на "цифру" в ближайшие годы не удастся.
Бизнес разберется
Решением может стать пересмотр подхода к реализации национальных проектов и стимулирование в первую очередь частной инициативы. За примером эффективности такого подхода далеко ходить не надо — уже два года действует широкий набор льгот и преференций для отечественной IT-отрасли, успешно реализуются дорожные карты высокотехнологичных направлений — "Новое индустриальное ПО" и "Новое общесистемное ПО". Российские компании активно замещают иностранный софт и сервисы. При этом важно, что большая часть финансирования такой деятельности приходится на сами компании.
Безусловно, государство играет важную роль в развитии экономики данных. Среди основных задач государства при построении экономики данных можно выделить следующие.
Регулирование и нормативная база: государство определяет правовые основы функционирования рынка данных. Это включает в себя разработку нормативных актов, которые регулируют сбор, хранение, обработку и передачу данных. Создание благоприятного регуляторного режима — чуть ли не наиболее важная задача, при этом не требующая большого финансирования.
Инфраструктура и инвестиции: государство может создавать инфраструктуру для обработки и хранения данных, а также инвестировать в развитие технологий, связанных с данными (например, центры обработки данных, облачные платформы). Но значительный задел тут уже был создан программой "Цифровая экономика" и может развиваться за счет частных средств.
Стимулирование инноваций: государство может предоставлять финансовую поддержку и стимулировать инновации в области данных. Это гранты для исследований, на поддержку стартапов и разработку новых технологий. Чтобы привлечь частные средства в это направление, опять же, требуются законодательные изменения, в том числе в Налоговом кодексе.
Поддержка отечественных компаний: государство может способствовать развитию российских компаний, которые занимаются той же обработкой данных. Это льготы, обучение кадров и создание благоприятной экосистемы для бизнеса. Кадры тут — самое важное направление, где без государства точно не обойтись.
Обеспечение безопасности данных: государство должно заботиться о безопасности данных, включая защиту персональных данных граждан и борьбу с киберугрозами.
аким образом, большинство задач помогает решить стимулирование государственно-частного партнерства. Государство может сотрудничать с частным сектором для развития экономики данных. Так, одной из целей "Экономики данных" является построение цифровых платформ во всех отраслях экономики. Безусловно, можно создать в каждой отрасли государственную информационную систему. Или, что даже хуже, назначить монополиста под видом государственно-частного партнерства. Однако важно, чтобы вновь создаваемые платформы были коммерческими и рыночными. Государство не должно замещать рыночные экосистемы ведомственными ГИС, если в этом нет необходимости. Лучшее применение бюджетных средств можно найти в образовании, здравоохранении, безопасности и государственном управлении. Важно, чтобы государство находило баланс между регулированием и стимулированием инноваций, чтобы обеспечить успешное развитие экономики данных.
Если не тратить деньги на создание новых государственных платформ и озер данных (централизованных хранилищ, которые позволяют хранить все структурированные и неструктурированные данные в любом масштабе. — Forbes), а стимулировать бизнес, построение экономики данных в России может быть успешным.