В "Яндекс Музыке" появились песни ушедших иностранных артистов
В "Яндекс Музыке" появились новые песни Rammstein и Måneskin. Загрузили их пользователи — эта практика уже была у "Звука". "Яндекс" настаивает на исполнении обязательств перед лейблами
Стриминговый сервис "Яндекс Музыка" начал выдавать в рекомендациях пользователям новые песни артистов, сотрудничающих с лейблами, которые после начала специальной военной операции на Украине заявили о прекращении бизнеса в России. На доступность в библиотеке платформы композиций, релиз которых состоялся после февраля 2022 года, обратил внимание РБК.
Распространение композиций происходит через рекомендательную опцию "Моя волна" — алгоритм подбора музыки для каждого конкретного пользователя с учетом его личных предпочтений. По состоянию на 11 января РБК, в частности, обнаружил песни из новых альбомов Zeit рок-группы Rammstein (вышел 29 апреля 2022 года, лейбл — Universal Music), Rush! победителей "Евровидения — 2021″ Måneskin (20 января 2023 года, Sony Music Entertainment), Harry’s House английского певца Гарри Стайлза (20 мая 2022 года, Sony Music Entertainment) и т.д.
Рекомендованные песни распространяются с официальными обложками альбомов, однако без указания лейбла. В информации об источнике композиции в обнаруженных случаях указано, что трек "загружен пользователем". Во время прослушивания такую композицию можно добавить в собственную коллекцию и сохранить.
При этом с помощью поиска по всей библиотеке "Яндекс Музыки" найти эти песни нельзя. Например, треков Måneskin на сервисе нет вообще, а у Rammstein представлены только альбомы, выпущенные до начала специальной военной операции на Украине.
В пресс-службе "Яндекс Музыки" отметили, что возможность самостоятельно загружать аудиоконтент существует с 2017 года, а при использовании этого механизма компания работает "строго в рамках законодательства и полностью выполняет обязательства перед правообладателями, в том числе на сервисах с рекомендательными алгоритмами и с публичным доступом к контенту".
Как западная музыка уходила из России
Весной 2022 года музыкальная индустрия в России претерпела серьезные изменения. С рынка ушли международные стриминги Deezer и Spotify, а YouTube Music прекратил монетизацию. О прекращении или приостановке деятельности в России заявила и тройка крупнейших международных звукозаписывающих компаний: Universal Music Group (с лейблами этой компании работают в том числе Тейлор Свифт, Билли Айлиш, Леди Гага, Metallica, Rammstein), Warner Music (Эд Ширан, Мадонна, Давид Гетта и т.д.) и Sony Music (Måneskin, Шакира и Бейонсе). Об удалении своих композиций говорили и отдельные исполнители, например Pink Floyd.
Уже осенью 2022 года Sony Music Group заявила об отзыве своего старого каталога с российских платформ. Кроме того, тогда же к международным компаниям присоединились и национальные: с "Яндекс Музыки" исчезли песни британского лейбла WARP (сотрудничает с Aphex Twin, Autechre, Boards оf Canada и др.).
Откуда появляется музыка ушедших лейблов
Еще в декабре 2022 года РБК обнаружил новые песни западных артистов, выпущенные после объявления крупнейших звукозаписывающих лейблов о приостановке работы в России, на стриминге "Звук" (до мая 2022 года принадлежал "Сберу"). Все они также имели пометку "загружено пользователем". В пресс-службе "Яндекс Музыки", комментируя перспективы использования практики "Звука", тогда заявили РБК, что контент на площадке "публикуется только по условиям договоренностей с правообладателями".
Однако тогда же "Коммерсантъ" со ссылкой на источники писал, что "Яндекс Музыка" рассматривает возможность разрешить пользователям добавлять собственную музыку в общий каталог. Издание утверждало, что так называемый user-generated content (UGC) будет проверяться на соблюдение авторских прав, а саму функцию предполагалось использовать для продвижения начинающих артистов, еще не сотрудничающих с лейблами.
Гендиректор Национальной федерации музыкальной индустрии (НФМИ) Никита Данилов называет использование музыкальными стримингами контента, загруженного пользователями, распространенной практикой. "Действия "Яндекс Музыки" соответствуют договоренностям с рядом крупных правообладателей, — убежден он. — Компания также сотрудничает с внешним техническим партнером, который одобрен этими правообладателями". О каком именно партнере идет речь, Данилов не уточнил.
РБК направил запросы в Warner Music, Universal Music и Sony Music.
Функция загрузки пользовательских композиций есть и в социальной сети "ВКонтакте", принадлежащей холдингу VK. Однако в приложении "VK Музыка" такие песни отсутствуют. РБК направил запрос в пресс-службу VK.
Законно ли распространение "пользовательской" музыки
Если "Яндекс Музыка" по договору с правообладателем в данный момент не имеет прав на какое-либо произведение, то не имеет значения, загружено ли оно в библиотеку самим сервисом или его пользователями, считает глава агентства InterMedia Евгений Сафронов. "Яндекс Музыка" не имеет права на так называемое в законе доведение до всеобщего сведения этого произведения", — утверждает он.
По лицензионному соглашению, размещение пользовательского контента допустимо только в личной библиотеке пользователя для его личного использования, то есть без выведения такой музыки в публичный доступ, соглашается и партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель.
Советник практики разрешения споров Tomashevskaya & Partners Денис Крауялис предполагает, что "Яндекс" мог получить права на новинки ушедших лейблов через каких-либо партнеров. "Нельзя исключать, что тут используется ранее апробированный некоторыми кинотеатрами вариант так называемого предсеансного обслуживания, когда билет продается на короткометражку, а "бесплатно" показывают голливудский фильм, — продолжает Крауялис. — Так и в этом случае: треки могут размещаться, например, в условно ознакомительных целях".
Руководитель практики по защите интеллектуальной собственности в интернете Semenov & Pevzner Екатерина Калиничева, в свою очередь, допускает, что "у сторон есть обязательства, которые они добросовестно исполняют". "Не все иностранные правообладатели, в том числе музыкальные лейблы, заявляли о своем уходе, — объясняет она. — Кто-то заявил о приостановлении деятельности, кто-то не заявлял ничего".
Впрочем, размещение фонограмм и музыкальных произведений, на которые не истек срок охраны прав, без согласия правообладателей незаконно, соглашается Калиничева. И даже иностранные артисты и лейблы могут обратиться за защитой своих прав. "В случае поступления претензий правообладателей "Яндекс Музыка" как минимум должна удалить незаконно размещенные треки", — конкретизирует специалист. Кроме того, по словам Сергея Учителя из Pen & Paper, правообладатели могут потребовать выплаты компенсации в виде двукратного размера стоимости лицензии. "С учетом масштаба компаний-правообладателей следует понимать, что стоимость лицензий предполагается достаточно высокой", — отмечает он.
Однако Евгений Сафронов из InterMedia к возможности отстаивания своих прав западными компаниями относится скептически: "В нынешней геополитической ситуации перспективы безнадежны".