В России востребован аутстаффинг
B2B-маркетплейс по поиску ИТ-профессионалов по модели аутстаффинга SkillStaff (принадлежит ООО "АртВеб Групп") подвел итоги 2023 г. Как показала статистика, собранная данной платформой, самыми востребованными у потенциальных заказчиков услуг аутстаффинга направлениями стали разработка и аналитика: на них в 2023 г. приходилось, соответственно, 39% и 27% запросов на аренду кадров. По итогам III квартала 2023 г. на разработчиков приходилось более половины (51%) запросов.
https://www.comnews.ru/content/230432/2023-11-29/2023-w48/1008/autstaff…
Самыми популярными специализациями стали Java-разработчик (11% запросов среди разработчиков), PHP-разработчик (10%) и Frontend-разработчик (9%). Вторым направлением по популярности стала аналитика, где половина всех запросов приходилась на системных аналитиков и 16% - на бизнес-аналитиков.
Коммерческий директор ООО "Наполеон Айти" (Napoleon IT) Константин Прайс считает, что наиболее востребованы при аутстаффинге в ИТ в первую очередь разработчики и аналитики: "В 2023 г. лидерами backend были Java, PHP и Python, в направлении frontend лидером остается React. Также в 2023 г. вырос спрос как на бизнес-аналитику, так и на системную, увеличилось количество запросов на менеджеров проектов. 2023 г. показал значительный рост спроса".
По оценке HR-директора ООО "Ракета" Ксении Косковой, в 2023 г. наиболее востребованными специалистами были бэкенд- и фронтенд-разработчики грейда middle и выше.
Руководитель отдела backend-разработки ООО "СимбирСофт" (SimbirSoft) Сергей Галеев особо выделяет разработчиков Java, .Net и C++, что является прямым следствием процесса импортозамещения ПО: "Бесспорными лидерами, примерно 40% запросов, среди backend-направления долгие годы остаются Java-разработчики. На втором месте идут .Net-разработчики, далее - на C++. Эта тенденция стала актуальной в контексте импортозамещения: бизнесу нужны специалисты, которые могут разрабатывать драйверы и работать с железом на низких уровнях, что позволяет компаниям создавать устройства и гаджеты. Также мы заметили увеличение спроса на DWH-специалистов: с осени он вырос на 6%. Мы связываем это с острой потребностью в переходе с санкционного программного обеспечения на ПО, которое доступно в России. Есть тенденция на увеличение спроса на GoLang-разработчиков - примерно 10% запросов. По нашему мнению, это связано с тем, что данный язык программирования достаточно молодой и высококвалифицированных специалистов на рынке мало".
Эксперт по информационной безопасности Axenix Евгений Качуров считает, что по схеме аутстаффинга работать может любой ИТ- или ИБ-специалист, но DevOps и ИТ/ИБ-инженеры котируются больше.
При этом наиболее востребованы специалисты грейдов lead и senior, хотя, как отмечают в SkillStaff, определяющим все чаще становится реальный практический опыт специалиста, так что растет спрос и на сотрудников уровня middle. При этом уровень оплаты труда по сравнению с итогами III квартала заметно, в среднем на 10%, вырос: нормо-час lead стоит 3800 руб., senior - 3200 руб., middle - 2400 руб. Интересно отметить, что нормо-час junior подорожал более чем в полтора раза - с 1200 руб. до почти 2000 руб.
Константин Прайс видит основной запрос в аутстаффинге на lead и senior, со стажем пять лет и более: "Джунов запрашивают крайне редко, причем тех, которые уже почти готовы перейти на ступень мидла. Смотрят на практический опыт в проектах, какие конкретно задачи выполнял специалист, с какими технологиями работал. Но стоит иметь в виду, что технологии меняются быстро, и не факт, что человек с большим количеством лет за спиной хорошо к ним успел адаптироваться. С другой стороны, за это время формируется рабочая этика и интуиция, которые далеко не всегда присущи молодым специалистам. Поэтому и синьор должен быть достаточно гибким в отношении работы с новыми технологиями, но при этом иметь твердый бэкграунд и понимание всего процесса разработки, уметь предвидеть какие-то вещи".
Сергей Галеев видит растущий спрос со стороны заказчиков на опытных и высококвалифицированных специалистов уровня middle+ и senior, причем больше востребован не стаж, а разнообразный опыт участия в проектах: "Заказчики ценят автономность и самостоятельность в решении задач, которыми обладают такие специалисты, и считают, что они лучше и быстрее справятся с задачей, даже в условиях неопределенности или изменения требований. Что касается стажа, то на него заказчики далеко не всегда обращают внимание. Гораздо важнее разнообразие проектного опыта специалиста. Это дает больше преимуществ в работе, а именно - гибкость, быструю адаптацию и выбор наиболее релевантного решения для конкретной задачи".
"Важен как опыт самого человека, так и опыт его компании в целом. Один специалист может не знать всех тонкостей ИТ/ИБ, и могут потребоваться компетенции более опытных коллег из его компании", - уверен Евгений Качуров.
Коммерческий директор ООО "Девелоника Девелопмент" (ГК Softline) Роман Смирнов же считает, что первична возможность сразу же включиться в работу над проектом, а не формальный грейд сотрудника: "Мы привлекаем на проекты кадры, которые имеют необходимый опыт, могут быстро включиться в работу. Потому что аутстаффинг предполагает, что мы делаем проект оперативно и без промедлений. Для решения задач нужны уже состоявшиеся и хорошо обученные сотрудники".
Как отметила исполнительный директор SkillStaff Полина Беляцкая, в 2023 г. заказчики платформы все чаще не просто привлекают специалистов под какой-то определенный проект, но и после его завершения часто пролонгируют сотрудника уже в рамках другого. Хотя в целом, по статистике платформы за 2023 г., 65% внешних специалистов привлекались на срок в пределах шести месяцев.
Сергей Галеев обратил внимание, что время подключения специалистов, как правило, зависит от задач, которые необходимо решить, выделенных для этого ресурсов и ряда других факторов. По его оценке, специалисты подключаются на проекты заказчиков на срок от шести месяцев до нескольких лет.
По мнению Ксении Косковой, специфика спроса на внешних специалистов зависит от профиля компании, ее размера, особенностей внутренних процессов: "Иногда нагрузки на постоянного специалиста недостаточно, и компании проще воспользоваться аутстаффингом при работе над проектом. Для некоторых компаний необходим высокий уровень защиты информации, с которой работают сотрудники. Поэтому, опасаясь возможных утечек, они предпочитают справляться, не привлекаяя сторонних подрядчиков. Также стоит учитывать и то, что стоимость привлечения сторонних специалистов существенно выше заработной платы штатных сотрудников, компании стараются использовать аутстаффинг по возможности дозированно, не более чем на полгода. Хотя могу предположить, что долгосрочное сотрудничество может возникать со специалистами, которые нужны в компаниях в единственном числе, например с 1С-разработчиками или UI-UX-дизайнерами".
Константин Прайс видит прямую корреляцию между сложностью проекта и сроком привлечения внешнего специалиста, хотя тенденцию к увеличению сроков он также наблюдает: "Если мы говорим про крупный бизнес и сложные проекты, которые требует длительного погружения, специалистов привлекают на длительный срок - это минимум год. Для снижения финансовых рисков компании предлагают сотрудничество короткими итерациями - три-шесть месяцев, с последующей пролонгацией контракта, при этом состав команд остается прежним. Для среднего и малого бизнеса срок привлечения всегда был от трех-шести месяцев до года только для того, чтобы закрыть какую-то сложность в найме штатного сотрудника либо же для усиления в закрытии срочных задач и проектов".
Евгений Качуров особо выделил проекты по поддержке инфраструктуры или обеспечению ее защищенности, которые могут длиться неопределенно долго. Вместе с тем, по его словам, очень много задач требует относительно краткосрочного привлечения внешних кадров.
При этом, как оказалось, в сфере ИБ аутстаффинг оказался относительно малопопулярным. Так, пресс-служба ПАО "Группа Позитив" (Positive Technologies) в ноябре 2023 г. сообщила, что эта компания не прибегает к аутсорсингу вообще, включая и такую ее форму, как аутстаффинг.
"Мы практически не обращаемся к услугам аутстаффинга, так как имеем стабильную команду разработки под наши нужды. Более того, из-за сложной предметной области компании привлечение временного персонала не особенно эффективно. Ориентируясь на наш опыт, можем посоветовать компаниям, которые часто прибегают к услугам аутстаффинга, делать упор не только на вопросы безопасности, связанные с таким привлечением персонала, но также не стоит игнорировать этапы интервьюирования, адаптации и настройки взаимодействия с командой, чтобы она не воспринимала временного сотрудника, как "чужого", а была готова к такому же процессу адаптации, как и с любым другим новичком в компании", - считает руководитель HR-направления НТЦ "АРГУС" Екатерина Петрова.
По оценке Романа Смирнова, такая ситуация оправданна с точки зрения бизнеса: "Основными запросами рынка становятся компетенции по импортозамещению ушедшего ПО и миграции на отечественный софт. Бизнес выстраивает процессы, интегрирует системы и новое ПО в инфраструктуру, часто сложную и массивную, как, например, в банковских организациях, где проекты охватывают несколько подразделений, в том числе по всей территории страны. Поэтому для их выполнения бизнесу хочется сконцентрировать знания, навыки и данные внутри корпоративного контура".
Сергей Галеев настроен несколько более оптимистично: "На данный момент ситуация с использованием аутстаффинга ИБ-компаниями остается довольно сложной. Это связано с тем, что они предпочитают сохранять разработку внутри, основываясь на убеждении, что это обеспечивает больший контроль над процессами безопасности. Но все же бывают исключения, и они вынуждены обращаться к аутстаффингу из-за нехватки квалифицированных специалистов. Ситуация меняется, но медленнее, чем хотелось бы".
"Перераспределение свободных ИТ-кадров между компаниями и проектами продолжает набирать обороты. Сейчас, в условиях дефицита ИТ-ресурсов, все больше компаний начинают арендовать ИТ-специалистов. В прошлом году у нас было несколько клиентов, которые пробовали такой вид сотрудничества в первый раз", - такой вывод из статистики, собранной SkillStaff по результатам 2023 г., делает Полина Беляцкая.
"Востребованность аутстаффинга в России растет, с каждым годом появляется все больше компаний, желающих выйти на этот рынок. От мелких региональных, общей численностью до 20-30 человек, до крупных компаний, которые добавляют услуги аутстаффинга в свое портфолио. Кроме того, с уходом гигантов отрасли с российского рынка вместе с оттоком ИT-специалистов высокой квалификации актуальность этого направления продолжает расти", - считает Константин Прайс.
"Из-за сложной ситуации на рынке труда аутстаффинг, как и аутсорсинг, становится востребованным как никогда. Особенно остро это чувствуют компании, которые локализовали ИТ-инфраструктуру в России, - полагает Евгений Качуров. - Это происходило из-за того, что прошлая конфигурация их ИТ-инфраструктуры предполагала предоставление ИТ- и ИБ-сервисов материнской компанией с минимальным ИТ- и ИБ-штатом в РФ или без такового".
Директор по персоналу ООО "ХайТэк-Интеграция" Мария Азизова считает, что использование модели аутстаффинга вполне применимо для решения определенных задач любыми компаниями, в том числе имеющими сильные внутренние команды, особенно когда физически не хватает экспертов в определенных областях и нет времени на их поиск/обучение, а они нужны, как говорится, прямо здесь и прямо сейчас. Она привела пример интеграторов, у которых есть выраженная сезонность нагрузок, на период которых может не хватать различных специалистов, особенно высокой квалификации.
"Интерес к аутстаффингу проявляют разные крупные компании из каждого сектора отечественной экономики. Флагманом остаются компании финсектора, медиа и телеком-индустрии. У кого есть собственные команды, обращаются за редкими узкопрофильными компетенциями по отдельным позициям или выстраивают партнерские центры компетенций. А при реализации масштабных проектов, где счет идет на тысячи исполнителей, бизнес довольно редко способен нарастить собственный ресурс до таких объемов и поэтому обращается за ними на аутстаф, - резюмирует Роман Смирнов. - Отечественный рынок объективно готов работать по модели аутстаффинга, востребованность и популярность которой, по нашим наблюдениям, держится на стабильном уровне. В 2022-2023 гг. мы работали над проектами в роли аутсорс-компании, оказывали консалтинговые услуги и формировали выделенный центр разработки под задачи заказчиков. Часто получаем запрос даже не на конкретные компетенции, а на сбор команды специалистов, выстраивание внутри нее процессов и коммуникаций для дальнейшего закрытия текущих и будущих стратегических задач".