Регуляторы не давят, бизнес не импортозамещает
По мнению генерального директора ООО "АМ Медиа" Ильи Шабанова, в сегменте ИТ кризис, связанный с уходом с российского рынка зарубежных вендоров, еще не преодолен. Открывая конференцию "Рынок информационных технологий в России. Итоги 2023 г.", он отметил, что, с одной стороны, в некоторых сегментах пустоты, которые возникли в 2022 г., заполнить не удалось, но при этом в других, наоборот, высока вариативность и приходится выбирать из большого количества продуктов, часто недостаточно зрелых. В итоге Илья Шабанов сделал вывод, что бизнесу проще поддерживать работоспособность инфраструктуры, построенной на зарубежных решениях, при необходимости заменяя выпавшие фрагменты закупками по параллельному импорту или даже нелицензионным ПО просто из-за того, что риски в случае, если в процессе миграции что-то пойдет не так, будут выше, и при этом никто бизнес не подталкивает.
Заместитель директора Центра инфраструктурных решений АО "Инфосистемы Джет" Александр Беляевский считает, что регуляторы есть и они реально подталкивают игроков рынка к импортозамещению. Например, Банк России активен по отношению к крупным банкам, однако, чем учреждения меньше, тем это давление слабее. Кроме того, он отметил, что отсутствует ответственность за неисполнение нормативных актов, в том числе указа №166 президента РФ "О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации", где установлен прямой запрет на приобретение любого зарубежного ПО для соответствующих объектов.
Директор по облачным и инфраструктурным решениям "МегаФон ПроБизнес" Александр Осипов назвал главной причиной такой инерции экономику: для бизнеса миграция на отечественные решения не приносит прямой выгоды, но при этом стоит дорого сама по себе и связана с дополнительными рисками нарушения нормальной работы или потери данных. По его мнению, миграция из одного облака в другое не менее сложна, но тут играют положительную роль примеры, в том числе со стороны государства, которое активно развивает "ГосТех" и "Гособлако".
Руководитель группы перспективных исследований ГК "Астра" Роман Мылицын обратил внимание, что российские разработчики до сих пор не решили проблему интеграции: по отдельности разные продукты работают, но попытки собрать единое решение оказываются безуспешными, и эти проблемы необходимо срочно решать. По мнению Романа Мылицына, разрешить эту сложность должно помочь формирование экосистем, как моновендорных, так и созданных в партнерстве. Он сделал прогноз, что в 2024 г. процесс формирования таких экосистем начнется, кроме того, появятся интегрированные стеки ПО.
Александр Беляевский также обратил внимание на сложность проектов по импортозамещению: российское ПО необходимо тестировать, причем обращать внимание на то, что разные продукты вместе могут работать некорректно или не работать совсем, причем по-разному вести себя на разных аппаратных платформах. И в целом миграция, особенно если речь идет о больших массивах данных, является сложной задачей. Он привел пример одной крупной компании, где из 2000 баз Oracle, которые обрабатывает комплекс Exadata, с 2021 г. удалось перенести на российскую СУБД лишь восемь, причем данный проект стартовал еще до 2022 г.
Директор по продукту RuStore ООО "ВК" (VK) Олег Афанасьев обратил внимание, что в разных сегментах ИТ-рынка ситуация заметно отличается: если в том, что касается больших инфраструктур действительно очень велика инерция, то в сегменте мобильных приложений миграция в отечественные магазины приложений происходит очень быстро. По его мнению, высокая вариативность на рынке долго сохраняться не будет. Илья Шабанов заявил, что этот процесс уже идет - в частности, в сегменте операционных систем из почти 40 осталось четыре.
Но при этом, как напомнил независимый эксперт Антон Жбанков, очень мало людей, которые умеют строить инфраструктуру на базе российских продуктов, причем не только программных, но и аппаратных. Причем, по его оценке, более серьезной проблемой является дефицит не специалистов с высшим образованием, а "синеворотничкового" персонала. Участники дискуссии пришли к выводу, что компании будут решать проблему кадрового голода внутри себя по большей части за счет переподготовки со смежных специальностей.