Николай
Козин
29.11.2023

Роскомнадзор разошелся с ФАС по поводу маркировки рекламы в Instagram*, цифровой рубль войдет в свободное обращение россиян уже спустя два — четыре года, а депутаты планируют обязать цифровые платформы оперативно удалять запрещенный контент. О том, что происходило в мире ИТ на прошлой неделе, "Парламентской газете" рассказал член Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин.

— Роскомнадзор на днях заявил, что реклама в соцсети Instagram* должна иметь маркировку — действующее законодательство, напомним, обязывает авторов в интернете маркировать любой рекламный контент. А вот Федеральная антимонопольная служба ранее сообщала, что такой необходимости нет. Кто прав в этой ситуации?

— Статус запрещенной соцсети у Instagram сегодня накладывает на рекламодателей определенные ограничения, в первую очередь из-за того, что они опасаются трактовки такой рекламы как спонсирования экстремистов, так как Instagram принадлежит экстремистской Meta*.

Однако уполномоченные ведомства пока не пришли к единой точке зрения на этот счет. ФАС, которая как раз определяет, является ли информация рекламой и контролирует наличие соответствующей пометки, говорит, что рекламные размещения в Instagram после его блокировки в России не подпадают под регулирование закона. Согласно позиции службы, в Законе "О рекламе" написано, что он применяется к рекламе, которая размещается в России, в то время как Instagram на территории РФ запрещен и недоступен. Однако РКН отмечает, что невыполнение требований российского законодательства в запрещенной соцсети дает ей "неконкурентное преимущество" перед российскими площадками — и это отчасти правда, так как ряд рекламодателей могут продолжать размещать рекламу в Instagram, при этом не маркируя ее, не передавая данные о ней в единый реестр (ЕРИР), тем самым формируя некий серый сегмент рынка.

Очевидно, что сегодня Роскомнадзору и ФАС нужно прийти к единой позиции по этому поводу, чтобы не вводить в заблуждение игроков рынка, тем более что за отсутствие маркировки рекламы в России уже действует ответственность.

— Не стоит ли ввести отдельное наказание для тех, кто сегодня продолжает использовать запрещенную соцсеть не только в развлекательных, но и в рабочих целях?

— В целом те, кто сегодня выбирает рекламироваться у блогеров, которые вопреки введенным ограничениям продолжают пользоваться запрещенными соцсетями и обходить блокировки, должны задуматься о правильности своих действий. Таким образом они поддерживают интерес к платформе, которая небезосновательно была запрещена в России, поддерживают работу VPN, которые используются для доступа к этой соцсети и при этом крадут данные. И все это на фоне того, что в России сегодня вполне достаточно своих платформ, на которых можно размещать свою рекламу и поддерживать отечественных блогеров.

Также хочу напомнить — по последним данным компании Mediascope, в запрещенный Instagram сегодня продолжают заходить порядка четырех процентов населения России. Разве стоит эта малая часть аудитории того, чтобы попадать в неясную с юридической точки зрения ситуацию? Уверен, что нет.

Однако вводить дополнительное наказание, мне кажется, не стоит. Это может привести к негативной реакции общества, которое всегда воспринимает тяжело запретительные меры. Хочется верить, что добросовестные граждане и сами могут сделать верный выбор.

— Министр финансов Антон Силуанов заявил, что уже в 2024 году в отдельных видах бюджетных расходов будут использоваться цифровые рубли. А в широкое обращение, по предварительным планам, они поступят до 2027 года. Когда пользоваться цифровыми рублями смогут уже все россияне?

— Регулятор пока не называет точные сроки поступления цифрового рубля в широкое обращение, однако это должно произойти в 2025-2027 годах. Мы видим, что новая форма денег развивается стремительно — закон о ней был принят в начале августа, а уже в следующем году мы сможем увидеть ее применение на практике. И начинать государство планирует с наиболее важного шага: направления цифрового рубля на бюджетные расходы с целью повышения их прозрачности — это то, ради чего, по сути, изначально и создавался цифровой рубль, перемещения которого как раз таки будет очень легко отследить и выявить неладное.

Впоследствии цифровому рублю предстоит стать третьей формой денег наряду с наличными и безналичными деньгами. Он будет выпускаться Банком России в виде цифрового кода и храниться на платформе, которую сегодня уже создает регулятор. В этом и заключается главное отличие цифровых рублей от безналичных денег — последние хранятся именно в коммерческом банке, а в случае с цифровым рублем кредитная организация сможет только обеспечивать доступ к нему через приложение или сайт.

— По данным АНО "Диалог", количество уникальных фейков в Сети к концу года может достигнуть четырех тысяч. Для сравнения — в 2021 году этот показатель составил чуть больше полутора тысяч. Почему так резко выросло количество фейков?

— В первую очередь всему виной продолжающаяся информационная война против нашей страны. Поэтому используются все доступные способы, чтобы дестабилизировать ситуацию в России, и фейки в этом случае — очень популярный и надежный инструмент.

Главным оружием каждого из нас сегодня, да и вообще всегда должно оставаться критическое мышление. Нельзя верить тому, что вы увидели в анонимном телеграм-канале, запрещенной соцсети и нигде больше — с большой вероятностью это недостоверная информация. Доверять сегодня стоит только официальным СМИ, которые уделяют большое внимание фактчекингу, проверке всех фактов. Если новость действительно стоит вашего внимания, то профессиональные журналисты обязательно добудут этот факт для вас в чистом виде, все остальное лучше игнорировать.

— Как еще сегодня можно бороться с фейками? Планируются ли какие-то инициативы по линии Госдумы?

— В Госдуме разрабатывается законопроект, который обяжет платформы модерировать свое содержание и инициативно удалять все, что нарушает закон, по аналогии с соцсетями. Он затронет, в частности, такие платформы, как "Яндекс.Музыка", где Роскомнадзор сегодня в ручном режиме выявляет деструктивный контент. В качестве наказания для нарушителей будут введены большие штрафы, может, так у нас получится до них достучаться.

* Запрещен в Российской Федерации; принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской на территории Российской Федерации

Новости из связанных рубрик