БПЛА получили ОСАГО и каско
Генеральный директор и основатель ООО "Флай Дрон" Никита Данилов рассказал, что российские страховые компании стали предлагать обязательное страхование гражданской ответственности (ОСАГО) для БПЛА.
Это не первый вид страхования беспилотников. Еще в июне 2022 г. "Флай Дрон" совместно с компанией "АльфаСтрахование" заключили соглашение о запуске сервиса онлайн-страхования полетов беспилотных воздушных судов. Он позволяет выбрать страховое покрытие и моментально оформить полис онлайн с лимитом покрытия до 1 млн руб. Теперь, по словам Никиты Данилова, этот сервис предлагает страховой продукт еще и от компании "Ингосстрах".
Помимо ООО "Флай Дрон" подобную программу еще в 2022 г. разработал и запустил научно-исследовательский центр (НИЦ) "Аэроскрипт". Сервис страхования ОСАГО для БАС реализован в платформе "Небосвод". "Мы год назад совместно с "Ренессанс Страхование" реализовали в "Небосводе" сервис быстрого страхования дронов. "ОСАГО" уже сейчас можно оформить в несколько кликов по лучшим ценам на рынке. В следующем году мы запустим страхование "КАСКО". Страховым компаниям следует изучать не аппараты на предмет надежности, а эксплуатационные окружения, в которых они применяются, на предмет рисков. В общем-то уже это и происходит, ставки могут меняться в зависимости от условий эксплуатации беспилотников. Так же как вы оформляете себе медицинскую страховку - если вы отдыхаете, одна ставка, если занимаетесь экстремальными видами спорта, то другая. С беспилотниками аналогично. В платформе "Небосвод" в 2024 г. заработает цифровой сервис управления рисками, что отразиться и на страховании", - рассказал ComNews генеральный директор научно-исследовательского центра (НИЦ) "Аэроскрипт" Алексей Хрипунов.
На сайте СПАО "Ингосстрах" указаны два вида страхования для беспилотников, которые можно оформить в режиме онлайн: страхование ответственности владельцев БПЛА и страхование каско БПЛА. Под первым вариантом подразумевается ответственность за причиненный ущерб жизни, здоровью или имуществу третьих лиц в процессе эксплуатации БПЛА, с лимитом от 50 тыс. руб. до 1 млн руб. При оформлении каско возмещение происходит в случае повреждения или полной гибели БПЛА во время полета, а его сумма составляет от 50 тыс. руб. до 270 тыс. руб. В территорию страхового покрытия, помимо РФ, входят страны СНГ и ЕС, Турция, Египет, Таиланд и Танзания. Страхование не действует на территориях, где есть запрет на полеты БПЛА.
"В контексте дронов имеет смысл говорить об изучении страховщиками квалификации внешнего пилота, надежности, треков его полетов, а также выполненных им объемов работ. Но как именно вся эта информация будет влиять на предлагаемую ставку, ответить сможет только рынок и только тогда, когда у российских страховых компаний появятся значимые объемы проданных страховок. Текущих объемов для системного анализа еще недостаточно", - рассказал Никита Данилов корреспонденту ComNews о подходах к расчету ставок для БПЛА страховыми компаниями.
Владельцы БПЛА могут оформить каско исключительно на время полета в приложении Simble, которое нужно подключить к дрону для формирования вероятной степени риска (этот расчетный показатель складывается из скорости полета, крутизны виражей, маршрута). Такие данные сделают полис дешевле или дороже.
Также через Simble можно застраховать автономный автомобиль по классическим тарифам ОСАГО. На время поездки страховка действует и для пассажира беспилотного авто.
Никита Данилов спрогнозировал объем страховых премий для российских БПЛА на 2023-2025 гг.: "Объем страховых премий не так уж и велик. Пока действуют ограничения на полеты, физлица - которых среди владельцев дронов большинство, - страховаться не спешат. Страховка в среднем стоит около 2000 руб., а к началу 2023 г. регулятор зарегистрировал около 70 тыс. беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,15 кг до 30 кг. По более тяжелым дронам данных нет. Значит, совокупный объем премий вряд ли в моменте способен превысить 150 млн руб. в год. Дальнейшее развитие ситуации зависит от нескольких факторов: от снятия запретов на полеты до реального роста объема производства беспилотников, стимулируемого властями".
Эксперты рынка БПЛА положительно относятся к страхованию беспилотников. Алексей Хрипунов отметил, что страховать дроны требует воздушный кодекс РФ: "Беспилотники, как и любой другой вид транспорта, должны быть застрахованы. Вопрос лишь в том, насколько это быстро, удобно и выгодно. Пока это новое, но интересное направление, потому что для БПЛА может быть несколько видов страхования - ОСАГО, каско и страхование полезной нагрузки".
Генеральный директор ассоциации "Аэронекст" Глеб Бабинцев подметил, что по действующим нормам страховая сумма слишком мала: "Страховки едва хватит на компенсацию разбитой уличной лампы. Отсутствие гарантий возмещения вреда является одним из факторов, сдерживающих готовность потенциальных заказчиков к апробации и внедрению беспилотников в практику".
Эксперт Национальной технологической инициативы (НТИ) "Аэронет" Николай Ряшин предположил, по каким критериям страховые компании будут устанавливать ставки: "Компании будут изучать статистику страховых случаев применения тех или иных беспилотников. Пока этого не случится, стоимость каско будет равняться чуть ли не стоимости самого беспилотника. У страховых компаний нет данных, как часто БПЛА падают и ломаются, поэтому это будет очень дорого. По мере сбора данных и повышения их достоверности стоимость будет снижаться".