"Ростех" создаст за три года ПО для проектирования самолетов мирового класса
О планах госкорпорации в ходе дискуссии "Санкции как возможность для развития" Восточного экономического форума (ВЭФ) во Владивостоке сказал заместитель генерального директора госкорпорации "Ростех" Николай Волобуев.
"Мы рассчитываем опережающими темпами достичь мирового уровня зрелости отечественных промышленных систем буквально в течение двух-трех лет. Для нас это, конечно, главная задача, потому что нам надо серьезно адаптировать наши возможности, чтобы на собственной базе проектировать сложные высокотехнологичные изделия, в первую очередь самолеты, вертолеты, двигатели. Как вы знаете, мировые аналоги разрабатывались десятки лет, более того, с привлечением большого объема инвестиций в разработку систем и среднего, и тяжелого класса. Нам же приходится это проходить в течение короткого времени", - сказал Николай Волобуев.
Он напомнил, что необходимость перехода на российское ПО до 2025 г. значится в указе президента №66 от 30 марта 2022 г. "Ключевые проекты госкорпорации, которые мы ставим перед собой и разрабатываем в целях достижения цифрового суверенитета, - это прежде всего разработка единой информационной среды для управления процессами разработки изделий авиационной техники, импортозамещение программных продуктов, в первую очередь тех, которые мы активно использовали, доработка цифровой платформы конструкторской и технологической подготовки производств на базе отечественного ПО, разработка платформы промышленного интернета вещей", - отметил замгендиректора "Ростеха", добавив, что госкорпорация уже сейчас развивает технологии ИИ в авиастроении, автомобилестроении, радиоэлектронике и двигателестроении.
Кроме того, по словам Николая Волобуева, "Ростех" планирует сфокусироваться на решении задач в области цифровых технологий, которые дадут госкорпорации "возможность, опираясь на отечественные программные продукты и элементную базу, в среднесрочной перспективе создать технологии уровня глобального превосходства в области ИИ и робототехники".
Николай Волобуев отметил, что, в отличие от многих российских компаний, "Ростех" находится под санкциями с 2014 г. Несмотря на это выручка, госкорпорации в 2022 г. превысила 2,3 трлн руб. "Многие десятилетиями живут под санкциями - Иран, Куба и т.д. Поэтому, если сказать в общем, государственная корпорация "Ростех" сумела адаптироваться к санкциям", - подчеркнул Николай Волобуев.
Он отметил, что ИТ-подразделения холдингов "Ростеха" должны быть аккредитованы при Минцифры РФ, для чего требуется расширить перечень видов экономической деятельности для такой аккредитации, благодаря чему ИТ-специалисты госкорпорации смогут получать поддержку от государства аналогично работникам предприятий ИТ-отрасли, такие как льготные ипотечные программы, субсидии стоимости аренды жилья, пониженные ставки по налогу на прибыль. Все это позволит сократить нехватку кадров в "Ростехе" - только на восьми производствах Уралвагонзавода, по словам Николая Волобуева, не хватает более 4,5 тыс. сотрудников, в том числе ИТ-специалистов и инженеров.
Есть сомнения
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин выразил сомнение, что за два-три года "Ростех" сможет создать программное обеспечение мирового уровня по проектированию самолетов, вертолетов и двигателей.
"У нас очень любят обещания. Я бы очень осторожно к ним относился, потому что система проектирования самолетов - это достаточно сложные системы. Они взаимосвязаны - но опять-таки, это зависит от того, что имеется в виду, какие технические характеристики. Какие-то вещи можно сделать за два-три года. Но в целом это такие же вещи, как проектирование микросхем, которые не создаются за столь короткий срок. Это крайне сложная история", - подчеркнул аналитик.
По его словам, для решения этой задачи "Ростех" привлекает различные компании - разработчиков ПО и вкладывает в разработку большие средства. "Они действительно ведут в этом направлении большие разработки и инвестиции. Я не уверен, что два-три года - это тот срок, за который можно разработать подобную систему. Но возможно Николай Волобуев знает больше и лучше, что у них происходит внутри", - добавил Эльдар Муртазин.
По его словам, ускорение сроков разработки всегда чревато ухудшением качества продукта. "Пройти путь разработки быстрее, чем существующий мировой опыт, это всегда жертва чем-то - в частности, жертва безопасностью, качеством или чем-то подобным. Поэтому такие системы нужно разрабатывать очень аккуратно, и единственным ограничением в них и в скорости разработки является именно безопасность - безопасность получившихся самолетов, конструкций, двигателей и т.п.", - добавил аналитик.
Он призвал "Ростех" не спешить с результатом ради отчетов. "Здесь, наверное, нужно семь раз отмерить и не спешить, сломя голову, куда-то, чтобы отчитаться, что за два-три года мы созреем и у нас будут мирового класса системы. Потом, если что-то пойдет не так, конкретным людям придется отвечать за свои слова, за то, что эти системы не позволили спроектировать самолеты, вертолеты или что-то другое нужного качества и качества по безопасности. Сегодня, к сожалению, безопасности при проектировании, насколько мне известно, уделяется недостаточное внимание. И это как раз позволяет ускорить разработку", - отметил Эльдар Муртазин.
По его словам, с такой же проблемой в свое время столкнулся Китай. "Китай шел по аналогичному пути и достаточно быстро столкнулся на опытных испытаниях с тем, что не всегда проектирование без закладывания излишних стопоров по безопасности оправданно", - отметил аналитик.
Некому и не на чем
Независимый эксперт по рынкам ИТ и телеком Вадим Плесский назвал утопией планы создать промышленное ПО мирового уровня за два-три года. "Достижение российскими разработками уровня зарубежного промышленного ПО за два-три года - это утопия. Зарубежные компании разрабатывали такое ПО десятилетиями. И даже если убрать вопрос совместимости с предыдущими поколениями ПО, которое сейчас эксплуатируется, и написать все с нуля, то на это понадобятся если не десятилетия, то 5-10 лет", - сказал Вадим Плесский ComNews.
Кроме того, подчеркнул эксперт, за последние полтора года Россию покинуло значительное число ИТ-специалистов. "Уезжали, как легко догадаться, лучшие, а не худшие. Заменить их просто некем", - считает Вадим Плесский.
По его словам, нет ясности и в том, на какой элементной базе "Ростех" планирует создавать полностью отечественные аппаратно-программные комплексы. "Что такое "отечественная элементная база" в условиях санкций - это вообще загадка. Основная проблема для развития российской ИТ-индустрии в разрезе импортозамещения - это как раз отсутствие российских микропроцессоров и возможности их производить. И до снятия санкций нет способа решить эту проблему. Замену американских микросхем на китайские сложно назвать импортозамещением. Но даже китайские компании настороженно смотрят на перспективы поставок в Россию, опасаясь вторичных санкций, так что рассчитывать на их помощь особо не приходится", - подчеркнул эксперт.