Предприятия нефтяной, газовой и химической промышленности в России используют беспилотники, чтобы решать задачи по цифровизации. При этом компании намерены использовать системы подавления радиосигнала БПЛА, чтобы защитить инфраструктуру от атак извне. Компании в поиске решения, как защитить инфраструктуру, не помешав работе своих беспилотников.
© ComNews
11.08.2023

На круглом столе в технопарке "Сколково" 10 августа Андрей Петров, эксперт в области индустрии 4.0 Цифровые технологии ООО "Томскнефтехим" (один из российских производителей полимеров, промышленная площадка "Сибура") сообщил, что "Сибур", будучи нефтехимическим предприятием, использует беспилотники, чтобы проводить визуальный и тепловизионный анализ технологического оборудования. "Для этих целей используем беспилотники китайского производства DJI – представляющие собой беспилотные летательные аппараты (БПЛА) разных типов", – пояснил он.

По словам Андрея Петрова, "Сибур" не сталкивался со случаями, когда беспилотники выходили из строя по причине глушилок. "Полеты проводятся на безопасных территориях, находящихся в собственности компании", – добавил он.

Андрей Петров сообщил корреспонденту ComNews, что помимо использования БПЛА для задач по цифровизации, "Сибур" заинтересован защитить инфраструктуру, где находятся легковоспламеняющиеся жидкости и газы, от диверсий беспилотников извне. "Этим занимается служба безопасности "Сибура". Однако глушилки работают таким образом, что они не могут действовать избирательно. Есть разработки такого решения: глушилка с помощью системы обнаружения действует только на внешние дроны – те, что приближаются к территории. Пока эта разработка существует только как идея, но мы планируем протестировать ее в ближайшее время", – добавил он.

Максим Мартынов, основатель ООО "ТОМУС" (ESG-проект "Феникс-Карбон" с использованием БПЛА), подтвердил, что китайские беспилотники производства DJI, которые используют промышленные предприятия, уязвимы перед устройствами радиоэлектронной борьбы. По его мнению, решением проблемы станут беспилотники, которыми управляет не человек, а нейросеть: в этом случае система не использует сигналы управления на радиочастотах и является полностью автоматизированной. По словам Максима Мартынова, пример использования таких систем есть в "Феникс-Карбон" - системе БПЛА для тушения очагов пожаров, работающей автономно на основе искусственного интеллекта.

"Устойчивыми будут те высокоавтоматизированные системы, которые имеют узконаправленное применение и не имеют каналов связи, кроме как спутниковые узкопакетные системы передачи данных о местонахождении и системы верификации "свой-чужой" для такого рода передач", – считает Максим Мартынов.

Александр Каниовский, первый заместитель генерального директора и основатель ООО "Флай Дрон", считает, что гражданские беспилотники таких ведущих отечественных производителей, как "Геоскан", "Аэромакс", Обуховский завод, "НЦВ Миля" и "Камова", "Транспорт Будущего", а также некоторых других - технически ничем не уступают зарубежным аналогам и вполне могут составить им конкуренцию. "Однако проблема лишь в том, что у тех же китайцев гораздо больше рынок сбыта продукции, что сказывается на конечной цене. Компенсировать существующий разрыв пока можно лишь за счет господдержки в том или ином виде - от субсидий и льготного кредитования до долгосрочных заказов", - считает он.

"Основная проблема российской беспилотной отрасли - ее избыточная зарегулированность, - объясняет Александр Каниовский, - а многочисленные ограничения и запреты бьют в первую очередь по законопослушным игрокам рынка. Впрочем, власти в последнее время предпринимают шаги к устранению бюрократических законодательных барьеров. Чем проще в будущем получить разрешение на полет дрона, тем интенсивней будет развиваться беспилотная индустрия в целом. Сейчас длительность процедур по согласованию полетов и рассекречиванию материалов съемки с дронов мешает дроноводам. Эксплуатанты ограничены в минутах и часах на принятия решений о полете, а законодательные барьеры их заставляют ждать дни и месяцы".

По словам Александра Каниовского, среди других проблем - это недостаточная база российских комплектующих для дронов и отсутствие четких перспектив развития для коммерческих производителей беспилотных воздушных судов. "Производители пока не понимают, сколько нужно инвестировать и когда эти инвестиции начнут возвращаться. Введенные запреты на полеты и трудности получения государственной поддержки сильно мешают развитию отрасли".

Новости из связанных рубрик