Операторы оказались крайними из-за неработающих ТСПУ Роскомнадзора
Минцифры предложило включить в перечень индикаторов риска, которые будет контролировать Роскомнадзор, неблокировку оператором запрещенных ресурсов даже при наличии ТСПУ. Этот перечень индикаторов в форме проекта приказа Минцифры. Его общественное обсуждение на портале regulation.gov.ru завершилось 8 мая 2023 г.
П.2 проекта приказа называет индикатором риска нарушения обязательных требований "Два факта неограничения доступа к информации в течение двух суток, доступ к которой должен быть ограничен в соответствии с 149-ФЗ". На основании этого закона ("Об информации, информационных технологиях и о защите информации") Роскомнадзор ведет реестр интернет-сайтов, содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.
Выявление такого индикатора риска грозит оператору внеочередной проверкой от Роскомнадзора. Обычно подобные мероприятия приводят к исследованию всей деятельности компании на предмет соблюдения лицензионных требований.
Пресс-служба Минцифры прокомментировала корреспонденту ComNews появление данного нормативно-правового акта: "Минцифры предлагает ввести новый индикатор. Он поможет Роскомнадзору проверять операторов связи, в отношении которых есть риск нарушения требования по пропуску трафика через ТСПУ. Операторы по закону обязаны это делать. Если индикатор зафиксирует возможные нарушения со стороны операторов, Роскомнадзор примет меры для проведения их проверки". При этом пресс-служба Минцифры, со ссылкой на Роскомнадзор, заявила, что инциденты, когда операторы перенаправляли через ТСПУ не весь трафик, зафиксированы Роскомнадзором.
"По закону "О связи" запрещено направлять интернет-трафик мимо установленного оборудования ТСПУ. Введение соответствующей ответственности для операторов связи необходимо", - сообщила ComNews пресс-служба Роскомнадзора.
При этом в пояснительной записке к проекту приказу говорится, что причиной неограничения доступа может являться не только то, что оператор связи не обеспечивает прохождение всего трафика через ТСПУ, но и неисправность технических средств противодействия угрозам.
"Скорее всего, цель Минцифры - заставить операторов дублировать блокировки Роскомнадзора, так как ТСПУ может неэффективно работать, а поставщик этих комплексов может испытывать дефицит как самих решений, так и компонентов для них", - так прокомментировал изданию Forbes появление данной нормы генеральный директор ООО "Институт исследований интернета" Карен Казарян.
Операторы связи "ВымпелКом", Tele2, а также Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и Медиакоммуникационный союз на стадии обсуждения данного документа подчеркивали, что оператор не обязан ограничивать доступ к информации в интернете при наличии ТСПУ, поскольку это оборудование контролирует Роскомнадзор, а оператор связи к нему не допускается. Более того, нарушения порядка установки, эксплуатации, модернизации ТСПУ, а также несоблюдение технических условий их установки или требований непосредственно к сетям связи при использовании оборудования ТСПУ грозит должностным лицам телекоммуникационных компаний уголовной ответственностью, что чревато крупным штрафом или даже лишением свободы на срок до трех лет.
Руководитель правовой секции Ассоциации региональных операторов связи (АРОС) Василий Левчик в ходе обсуждения проекта приказа Минцифры на портале regulation.gov.ru указал, что абзац 3 п. 5.1 статьи 44 закона "О связи" снимает с оператора обязанность ограничения доступа к информации в сети интернет при наличии ТСПУ. Действительно этот абзац гласит: "Оператор связи ... не обязан ограничивать доступ к информации, распространяемой посредством сети Интернет, доступ к которой должен быть ограничен в соответствии с 149-ФЗ, если доступ к такой информации в сети оператора связи ограничивается с помощью технических средств противодействия угрозам в порядке централизованного управления сетью связи общего пользования".
На это замечание Минцифры ответило: "Отсутствие блокировки запрещенной информации при использовании в сети связи ТСПУ может возникнуть по вине оператора связи в случае, если он не обеспечивает прохождение всего трафика через ТСПУ". В ответ на замечания РСПП регулятор добавил: "Причиной неограничения доступа может являться ... неисправность технических средств противодействия угрозам".
"Подключение к ТСПУ происходит без договора о распределении ответственности, хоть он и необходим. К сожалению, чиновникам важно продемонстрировать свою значимость, а суды, увы, лишены грамотной, независимой от властей экспертизы", - прокомментировал проект приказа генеральный директор Ассоциации операторов телефонной связи (АОТС) Сергей Ефимов.
"Ростелеком" осуществляет деятельность в полном соответствии с действующим отечественным законодательством", - сообщила корреспонденту ComNews пресс-служба оператора. Аналогичный ответ предоставили также пресс-службы МТС и "ВымпелКома". В Tele2 и "МегаФоне" воздержались от комментариев. "ЭР-Телеком Холдинг" и Медиакоммуникационный союз на запросы ComNews не ответили.
Алексей Леонтьев, директор Ассоциации Телекоммуникационных Операторов (АСТО), которая базируется в Петербурге, рассказал корреспонденту ComNews: "Мы отлично помним, как регуляторы анонсировали и в закон включили, что оператор ставит ТСПУ и не думает о блокировках. Но это не работает - ведь тот факт, что у оператора стоит ТСПУ, не спасает его от необходимости контролировать фильтрацию. Программно-аппаратный комплекс "Ревизор" Роскомнадзора редко, но выдает пропуски и тем, у кого стоит и работает ТСПУ. Мы общались с товарищами из Роскомнадзора - они отвечают "да, в теории не должно такого быть, но никто не отменял необходимость разбираться, если "Ревизор" выдает пропуск". И ответственность на операторе. То есть де-факто эта норма – "работает ТСПУ - нет штрафов за пропуски" - не действует".
Алексей Леонтьев сообщил, что у АСТО есть зафиксированные случаи проблем у операторов из-за неработоспособности ТСПУ. "Уже есть операторы, пострадавшие от ТСПУ серьезно - у кого было из-за ТСПУ ухудшение работы сети, деградация трафика. И их клиенты выдвигали серьезные претензии, - говорит он. - Но жалобы этих операторов остаются без ответа - органы, что называется "в отказке", мол, были работы, учения, некоторое влияние, но незначительное, до свидания. И вот эта вторая проблема посерьезнее первой будет".
Глава среднего оператора фиксированной связи, пожелавший сохранить анонимность, возмущается тем, что широкомасштабное внедрение ТСПУ на всех сетях мобильной и фиксированной связи в стране привела не только к многомиллиардным затратам федерального бюджета, но и потребовала больших расходов от операторов. "Мы оплатили размещение ТСПУ, мы регулярно оплачиваем электроэнергию, которую потребляют эти устройства, и аренду канала не менее 100 Мбит/с для связи ТСПУ с центральной системой. Но к чему все эти расходы, если эти ТСПУ явно не работают – иначе зачем регулятору нужно задваивать ответственность, требуя блокировки сайтов и от операторских компаний?", - возмущается этот источник.
Роскомнадзор, в лице Центра мониторинга и управления сетью связи общего пользования (ЦМУ ССОП), начал установку ТСПУ на операторских сетях в 2019 г. – в рамках закона "О суверенном Рунете". Тогда обоснованием этих действий со стороны государства была защита российского сегмента интернета от отключения от глобальной Сети.
В 2019-2021 гг. федеральный бюджет выделил на реализацию "суверенного Рунета" заложено свыше 30 млрд руб., в том числе 20,8 млрд руб. - на ТСПУ. Основой ТСПУ является устройство для глубокого анализа трафика (deep packet inspection, DPI). По данным ComNews, эти устройства (под маркой EcoDPI) Роскмнадзору монопольно поставляет ООО "РДП.РУ", полностью подконтрольное "Ростелекому".
https://www.comnews.ru/content/213851/2021-03-31/2021-w13/tspu-pravilam…
"Ростелеком" приобрел 15% долей в "РДП.РУ" в ноябре 2016 г. через полностью принадлежащее ему ООО "Коммит Кэпитал", а в марте 2020 г. получил оставшиеся 85% уставного капитала этого производителя через другую "дочку" - ПАО "Башинформсвязь".
Продажи EcoDPI для ТСПУ положительно сказались на финансовых показателях "РДП.РУ", которые отражены в документах ФНС России. Если в 2018 г. ее выручка составила 145,9 млн руб., а в 2019 г. – 463,9 млн руб., то в 2020 г. компания получила уже 2,14 млрд руб., в 2021 г. – 1,96 млрд руб., а в 2022 г. – рекордные 5,14 млрд руб. Таким образом, с 2019 г., когда вступил в силу закон "О суверенном Рунете", по 2022 г. эта компания из группы "Ростелеком" суммарно заработала почти 10 млрд руб.
Чистая прибыль ООО "РДП.РУ" росла такими же темпами: в 2018 г. этот показатель составил 43,5 млн руб., в 2019 г. – 256 млн руб., в 2020 г. – 842 млн руб., в 2021 г. – 742,7 млн руб., а по итогам кризисного для России 2022 г. этот производитель основной части ТСПУ зафиксировал чистую прибыль в размере почти 1,36 млрд руб., что на 83% больше, чем годом ранее.