Правительство по поручению президента РФ должно в этом году разработать и утвердить Стратегию развития отрасли связи до 2035 г. Для достижения цели правительство сформировало рабочие группы по направлениям "Фиксированная связь", "Мобильная связь", "Спутниковая связь", "Технологии телекоммуникаций", "Научное развитие", "Кадровый потенциал", "Нормативное регулирование", "Финансы", "Информационная безопасность".
© ComNews
21.03.2023

Заместитель председателя правительства Дмитрий Чернышенко провел первую стратегическую сессию по разработке Стратегии развития отрасли связи до 2035 г.

По поручению президента РФ Владимира Путина, разработать и утвердить стратегию правительство должно в этом году. В послании Федеральному собранию президент подчеркнул важность активного развития инфраструктуры, в том числе связи и телекоммуникаций, для суверенного развития России с гарантией безопасности.

Первая стратсессия прошла в Координационном центре правительства. В ней приняли участие более 300 человек: эксперты отрасли, представители операторов связи, компаний-лидеров, госкорпораций и отраслевых ассоциаций.

Для организации работы были сформированы рабочие группы по основным направлениям: "Фиксированная связь", "Мобильная связь", "Спутниковая связь", "Технологии телекоммуникаций", "Научное развитие", "Кадровый потенциал", "Нормативное регулирование", "Финансы", "Информационная безопасность".

"Отрасль связи - основа стратегического развития в современном мире. Связь является ареной и одновременно инструментом технологических войн с вытекающими из этого обстоятельствами. В контексте последних событий разработка стратегии стала еще более значимой. Начнем с подробного анализа текущей ситуации в отрасли, определим, какие вызовы стоят перед нами. Разработаем планы минимизации технологического воздействия санкций, определим превентивные меры для недопущения деградации сетей связи, способы и механизмы достижения целей. Формулируя задачи предстоящей работы, будем опираться на мировые практики и тренды. Общим результатом мы видим разработку стратегии на базе современных, доступных, надежных и безопасных решений. Это позволит России сократить зависимость от импортного оборудования и занять достойное место среди стран-лидеров, обеспечив свой технологический суверенитет. Мероприятия, которые разработаем, погрузим в дорожную карту. А для того чтобы наша работа по этому направлению была эффективной - будем актуализировать Стратегию не реже раза в год", - отметил вице-премьер.

В течение ближайшего месяца будут сформированы предложения по достижению технологического суверенитета в отрасли, прогнозу спроса на телекоммуникационное оборудование, а также план реализации стратегии, в том числе обеспечение финансирования и нормативного регулирования. Важной задачей станет консолидация потребностей в НИОКР и соотнесение с существующими программами исследований, а также формирование предложений по научно-технической кооперации.

В фокусе внимания остаются и вопросы кадрового обеспечения, определения потребностей в компетенциях, формирование предложений по образовательным стандартам и объемам выпуска специалистов.

"Разработка стратегии начинается своевременно. Но нужно понимать, что операторы всегда гнались за лучшим сервисом для абонентов: самое последнее, передовое.

Нам необходимо обеспечить текущую динамику развития, текущие потребности так, чтобы пользователи и абоненты, которые привыкли к определенному качеству, стандарту, скорости развитию технологий, не почувствовали разницы. Одновременно нужно входить в новую технологическую эпоху, которая для операторов связи тоже является серьезным вызовом. И конечно, не забывать про дополнительные риски по информационной безопасности. Это три основные задачи стратегии. На выходе мы должны получить конкретный и понятный план действий", - добавил глава Минцифры Максут Шадаев.

"Перед телеком-отраслью стоят масштабные задачи. За последние 10-15 лет Россия совершила колоссальный рывок вперед - по уровню инфраструктуры мы обогнали многие страны мира. Один из вызовов отрасли - это решение вопросов качества связи. Еще одна задача - подключение к масштабным логистическим проектам, через Азию, Север-Юг, Азербайджан", - отметил глава "Ростелекома" Михаил Осеевский.

По итогам работы в рамках стратегических сессий в мае-июне этого года планируется защитить проект, чтобы успеть отработать все замечания и представить согласованный проект президенту.

В Минцифы воздержались от комментариев.

В "МегаФоне" считают, что государство своевременно приняло решение о необходимости разработки стратегии развития отрасли связи. Об этом ComNews рассказал представитель пресс-службы ПАО "МегаФон". "Документ разрабатывается при участии операторов и других представителей телеком-рынка. Определение основных направлений развития позволит в долгосрочной перспективе создать благоприятные условия для отрасли", - отметил он. Остальные операторы "большой сотовой четверки" от комментариев отказались.

По мнению генерального директора ОАО "Супертел" Константина Лукина, необходимость стратегии очевидна. "Здесь важным является консолидация и реальные смыслы, а не желания участников рынка в текущей ситуации. История не знает сослагательного наклонения, поэтому своевременность - это то, что это уже происходит, а не то, что могло бы быть, если бы было раньше, - рассуждает он о своевременности стратегии. Константин Лукин уверен, что документ поможет отрасли, как минимум в создании и развитии ее реальных контуров, в определении направлений развития, в консолидации.

Глава "ТМТ Консалтинг" Константин Анкилов отметил, что новые реалии страны - новые задачи - требуют новой стратегии. "Остро встал вопрос технологического суверенитета, кадровый вопрос и т.д.", - добавил он.

Исполнительный директор J’son & Partners Consulting Сергей Шавкунов согласен: "Обеспечение технологического суверенитета является серьезным вызовом для отечественной отрасли связи, большого числа производителей оборудования, поставщиков оптоэлектронных компонентов и разработчиков программных решений. В течение последних лет J’son & Partners неоднократно отмечала не только высокую зависимость страны от импорта телекоммуникационного оборудования, но и успехи отдельных национальных компаний в разработке и выпуске современного оборудования связи с охватом значительной доли российского рынка. По нашему мнению, разработка стратегии отрасли связи позволит синхронизовать усилия государства с другими его инициативами, например в сфере микроэлектроники и обеспечения полного цикла производства оптических волокон, без чего немыслимо освоение технологий мобильной связи пятого поколения. Современные технологии кардинальным образом меняют архитектурный облик телекоммуникаций. Так, внедрение программно-конфигурируемых сетей подразумевает внедрение вычислительных мощностей от ядра сети до ее края, поэтому нельзя рассматривать сети связи вне новых возможностей ИТ-отрасли в целом".

Партнер iKS-Consulting Толмачева Татьяна отметила, что долгосрочное стратегическое планирование - это эффективный инструмент в том числе и для решения задач государственного управления, так как обеспечивает системность, обоснованность и взаимоувязанность целевых показателей и целевого состояния с экономикой в целом. "Важно понимать, что отрасль связи - это, с одной стороны, услуги связи для потребителей, основа для цифровой экономики и цифрового государственного управления, с другой - это инфраструктура сетей связи, которая завязана на такие смежные отрасли, как микроэлектроника и производство оборудования, разработка программных продуктов, информационная безопасность, прочее. Это предполагает синхронизацию с развитием всех этих смежных отраслей. Не помню, чтобы так системно и масштабно подходили к стратегическому планированию развития отрасли связи", - прокомментировала она.

Генеральный директор некоммерческой организации "Ассоциация операторов телефонной связи" (АОТС) Сергей Ефимов рассказал, что глобальные коммуникации с использованием широкополосных сетей привели к развитию взаимодействия нового типа, получившего название "Цифровая экономика", означающего возможность увязки общественно-социальных, экономических и производственных сфер на основе цифрового моделирования. "Для стабильности такого тесного взаимодействия, кроме программного обеспечения и совершенного моделирования процессов, требуются хорошо резервированные сети связи, обеспечивающие надежный обмен информацией по раздельным потокам с разной скоростью разными протоколами взаимодействия. Кибернетический подход к созданию таких систем показывает невозможность достижения нужных результатов за счет простого укрупнения операторов и слияния в одну структуру, так как такие сети должны быть в постоянной изменчивости и использовать комбинации разных технологий и протоколов. Только конкурентная среда из множества операторов с набором разных технологий и протоколов может это обеспечить. В настоящее время руководство отрасли в России приоритетными направлениями цифровой экономики видит проектирование нормативного регулирования отношений участников и формирование исследовательских компетенций в подготовке кадров и систем безопасности для пользователей. Видимо, считает, что информационно-связная среда будет обеспечена применением технологий 5G и 6G на сетях пяти доминирующих сотовых операторов связи. Но уже очевидно, что такие сотовые технологии требуют размещения большого числа базовых станций и тем не менее не смогут обеспечивать стабильный результат внутри помещений, хотя известно, что именно там происходит 80% сеансов связи, а там работает фиксированная связь, и именно эту технологию нужно применять для достижения стабильного результата и получения услуги, а не доходность одного-двух операторов", - рассказывает Сергей Ефимов.

Он напомнил, что в концепции развития сети связи 1995 г., написанной группой единомышленников ЦНИИС, НИИР, МТУСИ, Гипросвязи, специалистов ГКЭС и Минсвязи России, была сформулирована основная мысль: не связь сама по себе, не руководящее звено, а была рассмотрена страна в целом с ее ресурсами, экономикой, людьми и только потом на базе сведенных знаний и имеющихся технологий составили объемное видение сетей связи, которые нужны стране и как это все будет увязано с сетями связи всего мира. "Нужно сформулировать что-то подобное, - считает Сергей Ефимов, - так как за это время появились другие технологии, и, не отрицая старое, нужно синтезировать новое. В Минцифры превалирует уклон в сторону информационных технологий. Как будто связь - это имеющаяся среда. Увы, это не так. Нужно несколько конкурирующих структур, которые будут разведывать, перенимать, создавать. Главное - осознавать задачу в целом. По сути, масштаб задачи - как атомно-ракетный проект. Нужно переварить и концептуально создать несколько структур с разными технологиями связи и обеспечить их взаимодействие для передачи сигналов при любых обстоятельствах. Нужно иметь модель страны и виды взаимодействия, которые нужно обеспечить при разных сценариях".

"Построив модель пространственного взаимодействия, можно определить виды коммуникаций и потоки информации, степень их устойчивости, дублирования и прочее. Одним словом, не трогая Минцифры, которое занимается информационными технологиями, нужно восстановить структуру создания, воспроизводства и управления сетью связи страны, - полагает Сергей Ефимов. - Для этого нужно не укрупнять, а создать орган при правительстве в ранге госкомитета по связи, подчинив ему надзорный орган в области связи, создав там несколько управлений, которые будут направлять на основе концепции новой сети как целевое нормотворчество, так и создание для этого электроники, компонентной базы и операционных устойчивых систем реального масштаба времени. Нужно иметь не 5G, а нужно иметь устойчивую связь - не столько скорость, сколько надежность, не столько ультрамодное, сколько отечественное, независимое от влияния извне производство и работу".

Заместитель руководителя Центра компетенций НТИ на базе "Сколтеха" по технологиям беспроводной связи и интернета вещей Александр Сиволобов считает, что ключевые технологические отрасли являются важным фактором для сохранения высокого уровня жизни в стране и обеспечения успеха на международной арене. "Многие передовые государства в последние десятилетия запустили долгосрочные программы для их поддержки и развития. Россия также должна создать стратегию, которая поможет объединить участников отрасли. Год назад начался этап перехода к "технологическому суверенитету", теперь пришло время для продуманной стратегии, - говорит он. - Я уже слышал критические мнения об этой инициативе, но не могу с ними согласиться. Разработка стратегии поможет ключевым лицам в отрасли и ведущим экспертам объединить взгляды на построение собственной телекоммуникационной промышленности, включая мобильные и спутниковые сети. Общее понимание приведет к согласованным подходам и оптимальному распределению ресурсов, что даст хорошие результаты".

По мнению Александра Сиволобова, любая стратегия, разработанная в 2021 г. или раньше, оказалась бы устаревшей в свете прошлогодних событий. "Вторая половина 2022 г. была сложной для правительства и участников рынка, поскольку им приходилось реагировать на оперативные вызовы. Теперь, когда мы стабилизировались, настало время начать разработку стратегии. Все вопросы имеют свою важность, как и детали в двигателе современного автомобиля. Однако есть несколько идей, которые мы считаем наиболее важными: в первую очередь нужно инвестировать в людей, их развитие и удержание. Важно не только поддерживать образовательные программы, но и помогать специалистам дополнительно повышать профессиональный уровень. Выход на мировой рынок является необходимым условием для того, чтобы отрасль России могла достичь конкурентоспособности по качеству и себестоимости продукции. "Эффект масштаба", описанный Адамом Смитом более двух веков назад, подтверждает, что только при масштабировании экономика может достичь значительных результатов. Поэтому важно разработать перспективные направления для международного сотрудничества, вести совместные исследования и разработки, а также установить партнерства с дружественными иностранными компаниями и университетами, снять барьеры для выхода на рынок. Укрепление цепочки поставок в отрасли - важный аспект, требующий серьезного исследования и разработки. Мы можем использовать инструменты искусственного интеллекта и управляемых стратегических игр, чтобы более глубоко понимать проблемы и находить лучшие решения. Заметим, что даже в СССР в 1980-х гг. проводилось моделирование цепочек поставок. Следует тщательно проработать данный вопрос. Это приведет к созданию стабильных цепочек поставок и повышению эффективности работы всей отрасли", - прокомментировал он.

"Мы считаем, что в нашей отрасли важно поддерживать здоровую конкуренцию и стимулировать соревновательность на всех уровнях, от исследования и разработки до производства. Защита внутреннего рынка России является одной из важных задач, особенно в начальной стадии развития отрасли производства оборудования. Мы должны создать особые условия, чтобы помочь создать сильную телекоммуникационную промышленность в стране. Нормальной практикой является разработка протекционных мер, чтобы поддержать отрасль на ранних стадиях, пока она не достигнет конкурентоспособности", - рассказал Александр Сиволобов.

Независимый эксперт ИТ-рынка Вадим Плесский подтверждает, что России необходим технологический суверенитет. "Но сколько будет стоить его достижение и кто за него заплатит? - задается он вопросом. - Ответов нет. Создатели стратегии предлагают "начать с подробного анализа текущей ситуации в отрасли, определим, какие вызовы стоят перед нами". Это вызывает недоумение. А что, раньше проанализировать ситуацию было нельзя? В России отсутствует собственная элементная база, а без собственных микропроцессоров и микроконтроллеров технологический суверенитет не обеспечить. Инвестиции западных компаний - производителей телекоммуникационного оборудования и микропроцессоров в R&D составляют миллиарды долларов ежегодно. Сомнительно, что с незначительными инвестициями их можно будет догнать. Предположим, стоимость технологического рывка в телеком-рынке оценят в $10 млрд, это около 750 млрд руб. по сегодняшнему курсу. Если государство будет готово взять на себя финансирование, тогда сдвиги возможны. У российских операторов и разработчиков микропроцессоров, производителей печатных плат и т.п. средств в таком объеме нет. Но если масштабного финансирования не будет, то и сдвигов в этом направлении тоже не будет. Ранее государство отказало "Ростелекому" в финансировании дальнейшего развития российской ОС "Аврора" и создании экосистемы вокруг этой ОС. Не исключено, что так же произойдет и в этом случае".

Новости из связанных рубрик