По итогам 2022 г. выручка VK Group увеличилась до 97,8 млрд руб. Совокупный убыток сократился на 12,4 млрд руб., до 2,9 млрд. Аналитики характеризуют результаты компании как неоднозначные: неплохие по выручке, но слабые по рентабельности.
© ComNews
17.03.2023

Выручка компании увеличилась на 19% год к году до 97,8 млрд руб. Основным источником роста выручки VK Group в 2022 г. в компании называют выручку от онлайн-рекламы, которая увеличилась на 29% по сравнению с 2021 г.

Скорректированная EBITDA увеличилась на 8,9% год к году до 20 млрд руб. Рентабельность по EBITDA составила 20,4%. Это произошло благодаря росту рентабельности в сегментах "Образовательные технологии" и "Технологии для бизнеса" - на 15% и 17% год к году соответственно.

Совокупный убыток VK Group сократился с 15,3 млрд до 2,9 млрд руб. в 2022 г., в том числе за счет реструктуризации и оптимизации активов. Аналитик ИК "Велес Капитал" Артем Михайлин отметил, что за счет выхода из совместного предприятия со "Сбером" убыток VK Group от ассоциированных компаний сократился практически до нуля. "Прибыль в условиях слабой динамики EBITDA получена компанией в основном за счет разовых факторов, связанных с финансовым учетом", - говорит он.

Выручка ключевого для VK сегмента "Социальные сети и контентные сервисы" в 2022 г. увеличилась на 22%, до 75,1 млрд руб. по сравнению с 2021 г. В IV квартале 2022 г. темп роста выручки повысился до 30% по сравнению с IV кварталом 2021 г. Рентабельность сегмента по EBITDA в 2022 г. составила 34%.

Артем Михайлин отмечает, что результаты практически совпали с оценками экспертов по выручке, но оказались заметно слабее на уровне EBITDA. VK переименовала свой основной сегмент и включила в него ряд молодых проектов, которые ранее находились в составе новых инициатив: "Звонки", "Клипы" и "Видео".

"Переток рекламных бюджетов от ушедших и подпавших под ограничения конкурентов позволил компании нарастить доходы от онлайн-рекламы даже в условиях негативной динамики рекламного рынка. Также помогла консолидация сервиса "Дзен", который, по нашим расчетам, мог принести компании около 2,7 млрд руб. выручки. В VK объявили, что с марта "Дзен" будет объединен с рекомендательным сервисом компании "Пульс" и проекты продолжат развиваться под единым брендом "Дзена". Выручка социальной сети "ВКонтакте" выросла на 31% год к году. Рентабельность EBITDA сегмента социальных сетей и контентных сервисов снизилась почти на 14% в силу масштабных продуктовых запусков, обновлений, а также инвестиций в развитие молодых проектов", - говорит Артем Михайлин.

Сегмент "Образовательные технологии" показал рост выручки на 4% в 2022 г. до 11 млрд руб. Скорректированный уровень EBITDA перешел в положительную зону с показателем в размере 337 млн руб., увеличив рентабельность EBITDA на 15% к 2021 г. до 3%.

Тем не менее в IV квартале 2022 г. в сегменте онлайн-образования выручка VK снизилась на 33% год к году. Артем Михайлин связывает это со сложной макроэкономической и геополитической обстановкой, а также уходом эффекта низкой базы. "Операционные метрики образовательных платформ, включая количество зарегистрированных и платящих студентов, продолжили демонстрировать рост. Рентабельность EBITDA подразделения осталась положительной", - отметил он.

Сегмент "Технологии для бизнеса" (VK Tech) стал самым быстрорастущим сегментом VK в 2022 г. Выручка сегмента увеличилась на 83% год к году, до 5,8 млрд руб., при этом в IV квартале 2022 г. выручка более чем удвоилась по сравнению с IV кварталом 2021 г. Рентабельность по EBITDA сегмента увеличилась на 17% год к году и составила 20% в 2022 г.

Артем Михайлин указывает, что сегмент технологий для бизнеса является новым, выделенным из состава новых инициатив. "Он продемонстрировал весьма позитивные результаты. Главными драйверами роста стали сервисы для корпоративной коммуникации VK WorkSpace и облачные сервисы VK Cloud. Сегмент показал самую высокую рентабельность EBITDA среди подразделений VK, хотя его размеры относительно всего бизнеса еще сравнительно малы", - говорит он.

Cегмент "Новые бизнес-направления" находится в активной инвестиционной фазе. В него входят в том числе такие новые продукты и направления, как VK Play и RuStore. По итогам IV квартала 2022 г. в новых инициативах, которые остались без значительного количества входивших в них ранее проектов, выручка снизилась на 8,5% год к году, а убыток на уровне EBITDA вырос более чем в два раза. "Сервис объявлений "Юла" по итогам года вышел на положительную EBITDA, хотя динамика его выручки, похоже, была слабой. Холдинг продолжил активно инвестировать в развитие VK Play и RuStore, что объясняет рост убытков сегмента", - отмечает Артем Михайлин.

По его словам, в IV квартале произошло много изменений в структуре сегментов VK Group в сравнении с прошлыми релизами - в частности, компания выделила новое направление VK Tech, перенесла ряд сервисов в основной сегмент социальных сетей, убрала игровой сегмент из отчетности. "По сути, группа унифицировала управленческую отчетность и МСФО, вследствие чего теперь нет расхождений в показателях", - подытожил Артем Михайлин.

Новости из связанных рубрик