Количество постаматов в Москве и Подмосковье к 2030 г. увеличится почти в два раза - с 14 тыс. до 30 тыс. Ежегодный прирост количества постаматов в среднем по стране и Москве составит 17-18% к 2025 г. и 10% в период с 2026 г. по 2030 г.
© ComNews
12.01.2023

Об этом сказано в исследовании столичного Агентства инноваций, проведенном совместно с "РБК Исследования рынков". Как отмечают аналитики, это произойдет благодаря росту рынка интернет-торговли в B2C- и C2C-сегментах, а также развитию постаматных сетей по модели совместного использования, таких как "Московский постамат", когда одним устройством могут пользоваться различные маркетплейсы, интернет-магазины и логистические компании.

Подобных темпов развития эксперты ждут и в масштабе всей страны: если сегодня в России всего 53 тыс. постаматов, то через семь лет их количество должно возрасти до 117 тыс. Таким образом, ежегодный прирост количества постаматов в среднем по стране и Москве составит 17-18% к 2025 г. и 10% в период с 2026 г. по 2030 г.

По мнению аналитиков, такой рост продиктован объективными причинами. Например, с каждым годом интернет-торговля набирает обороты: по прогнозам, сегмент e-commerce будет расти в среднем на 10% ежегодно в ближайшие пять лет. Другой фактор, который способствует развитию отечественного и глобального рынков постаматов, - увеличение объема рынка C2C-отправлений физическими лицами через платформы объявлений, например, "Авито" или "Юла". В 2021 г. оборот в этом сегменте вырос на 25% и составил 1,32 трлн руб.

Несмотря на то что e-commerce будет существенно расти в ближайшие годы, аналитики также выделяют барьеры, мешающие популяризации сети постаматов в России. К ключевым недостаткам таких устройств авторы исследования отнесли неудобное расположение и часы работы, а также непонятный для пользователя интерфейс и способ оплаты. Как результат - доля постаматов среди всех способов доставки онлайн-заказов остается незначительной. Например, в 2021 г. по России она составила всего лишь 2,1%, в Москве и Подмосковье - 2,4%. Чтобы устранить основные барьеры, в столице запустили проект "Московский постамат", в рамках которого к 2025 г. в городе будет создана сеть из 10 тыс. устройств совместного использования. Жители смогут получать товары даже в подъездах домов в удобное время.

Что касается основных игроков на российском рынке постаматов, то здесь лидирующие позиции занимают логистические операторы - на них приходится около 70% рынка. Оставшиеся 30% постаматов, установленных в России, принадлежат маркетплейсам. Абсолютный лидер по количеству таких устройств доставки в стране - "СберЛогистика", которая имеет свыше 10 тыс. постаматов по РФ. Это почти 22,8% от всего рынка. На втором месте - Cainiao, дочерняя компания Alibaba Group, которая доставляет заказы с платформы AliExpress. Ее доля на рынке - 13,7% (более 6000 постаматов в РФ). Тройку лидеров замкнула 5Post - 12,8%, или более 5600 постаматов.

Отмечая тренды, которые уже активно внедряются или в скором времени будут диктовать правила игры на рынке постаматов, авторы исследования выделили несколько из них. Во-первых, это расширение границ использования постаматов - не только для заказов из интернета, но и в других целях. Например, с осени 2022 г. Альфа-Банк доставляет банковские карты в постаматы 5Post, откуда клиент их может забрать. Девелопер "ПИК" еще в 2021 г. полностью перевел передачу ключей от квартир собственникам через постаматы, расположенные на первом этаже здания. "Очевидно, количество бытовых и иных услуг, которые будут оказываться россиянам через постаматы, будет только расти, - делают вывод исследователи. - Во-вторых, это размещение постаматов в подъездах жилых домов, а также возможность не только приема, но и отправки товаров россиянами, например, в ателье или прачечную. Подобную задачу в столице призван решить проект "Московский постамат". На рынке все чаще появляются новые типы устройств, предназначенные для грузов разных типов - в частности, мебели или продуктов питания, в том числе готовых блюд. Одним из пионеров в этой сфере в отечественном сегменте является компания Engy. Она разрабатывает продуктоматы, способные поддерживать оптимальную температуру и хранить даже скоропортящиеся товары. Что касается мирового рынка постаматов, то он, как и российский, также будет расти в ближайшие 7-10 лет на 12% ежегодно и достигнет $2 млрд к 2030 г. Вера в развитие глобального рынка постаматов также присутствует и у венчурных фондов и бизнес-ангелов: в 2021 г. 44% из общего объема инвестиций, вложенных в логистические компании, привлечены стартапами в сфере "последней мили".

В пресс-службе АО "Почта России" прокомментировали: "Развитие электронной коммерции, безусловно, положительно повлияет на популярность почтоматов. Наши исследования подтверждают, что клиенты отдают им предпочтение из-за удобного расположения по дороге домой или на работу и возможности забрать заказ в любое время. Стимулом для появления новых точек станет увеличение количества доставок. В том числе от маркетплейсов, которые были главным драйвером e-comm в 2022 г.".

CEO PickPoint Надежда Романова отметила, что результаты исследования сопоставимы с прогнозами компании. "В мегаполисах к 2030 г. плотность постаматов увеличится, но рост начнется не в 2023 г., а позже - в 2025-2026 гг., - прогнозирует она. - Доставка товарного трафика классифайдов является одним из основных факторов для развития автоматизированного самовывоза, но только для сетей, которые могут обеспечить и классическую выдачу, и "первую милю". У постамата часы работы зависят от места его установки, сетевого ретейла и магазинов у дома. Поэтому чаще всего постаматы имеют максимально широкий или круглосуточный график работы. Интерфейсы постоянно обновляются, да и в целом технологии уже позволяют от них отказаться. Общий тренд развития постаматных сетей понятен, но прогноз по каждому году будет зависеть от изменения ландшафта e-commerce, где и как будут делать покупки потребители. PickPoint управляет сетью из почти 8000 постаматов, 5,5 тыс. находятся в собственности компании. В 2023 г. мы будем заниматься перелокациями постаматов в актуальные места установки, таким образом адаптируя сеть под новые потребности пользователей. На фоне последних событий в стране и мире основная задача всех постаматных сетей - не масштабироваться, а адаптироваться под изменения потребительского поведения. Мы заинтересованы в развитии сервисных продуктов на уже имеющейся базе терминалов и пунктов выдачи заказов как для селлеров, так и для частных лиц, которые могут положить товар в ячейку постамата в одном городе, а их родные или покупатели заберут доставку из постамата в другом городе".

Пресс-служба X5 Group подтверждает: "Все данные о 5Post, которые указаны в исследовании, верны. "По прогнозам 5Post, продолжится развитие партнерств на "последней миле" и взаимное сотрудничество интернет-магазинов и логистических сервисов. Сами же логистические операторы будут и дальше совершенствовать услуги с точки зрения скорости и удобства получения заказов. Особое внимание будет уделено цифровизации, автоматизации и роботизации всех элементов логистической цепочки: продвинутые CRM-системы, роботы-доставщики, умные склады и постаматы. Также продолжает меняться и география доставок: e-commerce активно развивается в регионах, именно поэтому количество логистических хабов 5Post будет увеличиваться. На наш взгляд, в 2023 г. сохранится тренд на повышение операционной эффективности: крупные и средние игроки миксуют собственную доставку с аутсорсом, особенно это актуально для снижения издержек на доставку в удаленные регионы, где плотность точек ниже. Скорость доставки может временно отойти на второй план. Автоматизация логистики по-прежнему остается в фокусе внимания, так как в долгосрочной перспективе способна повысить эффективность процессов и качество предоставляемых услуг", - прокомментировала пресс-служба X5 Group.

Пресс-служба "Яндекс Маркета" сообщила: "Самовывоз из постаматов, как и из пунктов выдачи заказов, неизменно востребован у покупателей, потому что позволяет экономить на доставке и более гибко планировать свое время - заказ можно забрать в удобное время, например, по дороге с работы. У "Яндекс Маркета" более 3000 постаматов, и мы продолжаем активно развивать формат самовывоза, наращивая сети пунктов выдачи заказов и постаматов, чтобы быть ближе и удобнее для наших покупателей".

Директор по логистике "Авито" Сергей Пустыльник рассказал, что количество объявлений, в которых подключена опция продажи через "Авито Доставку", этой осенью превысило цифру в 64 млн и выросло в два раза за год. "Сервис "Авито Доставка" позволяет клиентам "Авито" покупать и продавать товары по всей стране, а также обеспечивает финансовую безопасность сделок для обеих сторон. Для нас постаматы - важный канал, расширяющий возможности "Авито Доставки", как внутригородской, так и межрегиональной. Широкая сеть постаматов впервые стала доступна пользователям платформы в марте 2022 г. Партнером "Авито Доставки" по этому направлению стал логистический сервис PickPoint - крупнейший в РФ оператор по доставке онлайн-заказов через постаматы. Включение постаматов в нашу сеть позволило снизить стоимость доставки и еще больше приблизить точки отправки или получения заказов к нашим покупателям. Мы продолжаем развивать это канал и считаем его крайне важной опцией, предпочтительной для многих пользователей, кто не хочет зависеть от графика работы ПВЗ или выбирает полностью самостоятельно забирать заказ, избегая дополнительных взаимодействий. Так, на старте для доставки в постаматы были доступны товары всех товарных категорий "Авито", кроме электроники, стоимостью до 50 тыс. руб. Уже в мае прошлого года электроника также стала доступна для этого способа доставки. Также весной пользователям платформы были доступны около 5,8 тыс. постаматов во всех регионах России, на данный момент к "Авито Доставке" подключены более 7000 постаматов. В дальнейшем мы предполагаем расширение числа постаматов в нашей сети и подключение новых партнеров - логистических операторов", - прокомментировал директор по логистике "Авито".

Новости из связанных рубрик