Экономика Рунета растет при снижении темпа
На открытии Недели российского Интернета (RIW) в ходе панельной дискуссии "Рунет сегодня. Цифры и тренды" представители отрасли подвели предварительные итоги текущего года. Как отметил директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Гребенников, темпы роста экономики Рунета оказались одними из самых низких за весь период наблюдения - 24% в годовом выражении. "Согласно предварительным прогнозам аналитического отдела РАЭК, в 2022 г. интернет-экономика России вырастет на 24% по отношению к 2021 г. и достигнет объема 11,8 трлн руб. По отношению к предыдущим годам темпы роста снизятся почти в два раза (в 2020 г. рост составил 41% год к году, в 2021 г. - 42%). Мы растем, но этого недостаточно", - отметил он. Тем не менее этот показатель оказался вдвое выше, чем предполагалось в мае, когда была представлена расширенная версия ежегодного исследования "Экономика Рунета" по итогам 2021 г.
https://www.comnews.ru/content/220504/2022-06-01/2022-w22/god-dlya-runeta-budet-neprostym
Как и ожидалось, наиболее проблемными сегментами, где отмечалось снижение, оказались реклама (на 10%) и доступ к цифровому контенту (на 25%). Как особо подчеркнул Сергей Гребенников, эти показатели были минимальными за весь период наблюдения. Основным фактором, который обусловил падение, был назван уход зарубежных игроков. Для рынка контента значимым фактором стал уход не только самих площадок вроде Netflix, но и бойкот российского рынка со стороны зарубежных студий.
Директор по развитию бренда "Триколора" Антонина Петрова назвала главной тенденцией 2022 г. снижение количества контента при росте его потребления. Если в 2021 г. в среднем на просмотр видео один житель России тратил 20 часов в неделю, то в 2022 г. уже 27. Наиболее популярным ресурсом остается YouТube, который 76% зрителей смотрят как минимум раз в месяц, и 41% - ежедневно. YouТube опережает ближайшего преследователя - "Яндекс" в четыре раза.
Основной проблемой рынка контента является пиратство. С такой оценкой согласился и генеральный директор Ассоциации Интернет-видео Алексей Бырдин. По его данным, уровень пиратства вырос на 20%, несмотря на то что поисковые сервисы сократили выдачу на соответствующие ресурсы на 40%.
Тем не менее легальные онлайн-кинотеатры показали хоть и небольшой (5-10%), но рост. Этого удалось добиться благодаря качественному оригинальному российскому контенту, помощи со стороны государства, распространению пакетных подписок от цифровых экосистем ("Яндекс", мобильные операторы), а также технологическому превосходству над пиратскими ресурсами, у которых отсутствуют рекомендательные сервисы и средства родительского контроля.
Главным локомотивом роста рынка оказался сегмент электронной коммерции. Его объем эксперты РАЭК оценили в 11 трлн руб., что почти на 10% больше, чем в 2021 г. Как отметил Сергей Гребенников, именно электронная коммерция стала локомотивом, который и обеспечил рост всей экономики Рунета существенно выше ожидаемого. При этом директор по маркетингу inSales Светлана Берегулина обратила внимание, что 38% покупателей стали приобретать меньше товаров онлайн. Весной падение достигало 65%.
Неплохие темпы роста - 30% - продемонстрировал сегмент инфраструктуры. Однако его объем существенно скромнее - 300 млрд руб.
Главным фактором для сохранения дальнейшей тенденции к росту генеральный директор АНО "Цифровая экономика" Сергей Плуготаренко назвал то, что удалось создать экосистему российских сервисов, которые не просто конкурентоспособны с зарубежными, но и часто их превосходят. При этом российские платформы выдержали напор новых пользователей, что стало наглядной демонстрацией устойчивости построенной технической инфраструктуры. Однако там, где этого сделать не удается, имеет место падение. Среди других факторов торможения Сергей Плуготаренко отметил необходимость глобального переформатирования процессов и незавершенный процесс адаптации к новым инструментам и решениям; инициативы в сфере регулирования рекламной отрасли и контента, что влечет необходимость инвестирования в соблюдение новых требований; переход потребителей, как конечных пользователей, так и корпоративных, в режим экономии.
В РАЭК полагают, что для восстановления темпов роста экономики Рунета в краткосрочной перспективе необходимо обеспечить стимулирующее регулирование, прежде всего за счет минимизации количества регуляторных инициатив, оказывающих неоднозначное влияние на отрасль; сохранить поддержку отрасли до полного завершения процесса адаптации к новым реалиям, уделив особое внимание наиболее пострадавшим направлениям (интернет-реклама, цифровой контент).