Общая выручка VK Group за III квартал 2022 г. выросла на 21% год к году, до 24,1 млрд руб. Основным драйвером роста стала онлайн-реклама. Выручка от нее выросла на 29% год к году, до 14,4 млрд руб. Аналитики отмечают, что, несмотря на негативную динамику российского рекламного рынка, крупнейшие российские игроки демонстрируют сильные результаты.

© ComNews
11.11.2022

Представители VK сообщили, что рекламная выручка увеличилась за счет притока рекламодателей в связи с ростом аудитории и ее вовлеченности на основных площадках VK.

"Наиболее активным среди рекламодателей VK стал сегмент среднего и малого бизнеса (СМБ). Количество рекламодателей среди СМБ социальной сети "ВКонтакте" выросло на 65% год к году, а инвестиции в продвижение со стороны СМБ - в два раза", - рассказали представители компании.

По их словам, общий скорректированный показатель EBITDA компании вырос на 16% год к году, до 9,8 млрд руб., благодаря росту рентабельности в сегментах "Социальные сети и коммуникационные сервисы" и "Образование" на 3% и на 34% год к году соответственно. Общая чистая прибыль VK составила 41,2 млрд руб. против 2,3 млрд руб. общего чистого убытка годом ранее.

"VK продолжает усиливать фокус на контентных сервисах и развитии бизнеса на базе фундаментальных продуктов компании - социальных сетей, коммуникационных, развлекательных и образовательных платформ. В III квартале VK закрыла сделку по приобретению у "Яндекса" контентных платформ "Дзен" и "Новости". Результаты деятельности платформ консолидированы в отчетности группы VK с первой половины сентября", - рассказали представители VK.

По их словам, компания продолжает инвестировать в маркетинговое сопровождение запущенных во II квартале продуктов - российского магазина приложений RuStore, игровой площадки VK Play, отдельных мобильных приложений "VK Мессенджер", "VK Звонки", "VK Клипы", единой платформы для рекламодателей "VK Реклама".

В компании сообщили, что выручка сегмента "Социальные сети и коммуникационные сервисы" в III квартале 2022 г. выросла на 24% год к году до 18,5 млрд руб. "В ней отражена в том числе выручка от проектов "Дзен" и "Новости" с момента их приобретения в начале сентября. Основными статьями дохода сегмента являются реклама и пользовательские платежи", - сообщили представители VK.

По их словам, "ВКонтакте" остается главным источником выручки и сохраняет лидирующую позицию среди социальных сетей в России. Средняя месячная аудитория социальной сети выросла на 6,9% год к году до 76,9 млн пользователей, средняя дневная аудитория выросла на 7,1% год к году и до 49,4 млн пользователей. "Рост аудитории и ее вовлеченности привел к росту выручки "ВКонтакте" почти на 34% год к году по итогам квартала. Платформа видеотехнологий VK, в которую входят "VK Видео" и "VK Клипы", в III квартале достигла нового рекорда - в среднем 2,41 млрд просмотров в день", - объяснили представители компании. Они сообщили, что выручка сегмента "Образование" выросла на 20,3% год к году - до 2,6 млрд руб. "Сегмент снова вышел на положительный скорректированный уровень EBITDA с показателем в размере 459 млн руб. и рентабельностью в 16%", - отметили представители VK.

Они сообщили, что выручка сегмента "Новые инициативы" повысилась на 7% до 3,1 млрд руб. в III квартале. "B2B-сервисы, включая облачные сервисы, VK Play, "VK Клипы", стали основными драйверами роста сегмента", - уточнили представители VK.

Убыток по скорректированному показателю EBITDA в III квартале составил 1 млрд руб. против 0,9 млрд руб. убытка годом ранее. "Компания продолжает активно инвестировать в VK Play, "VK Клипы" и ряд других новых инициатив. Выручка B2B-проектов, входящих в этот сегмент, превысила 1 млрд руб. в III квартале, что на 28% выше аналогичного периода прошлого года. Главным источником выручки остаются облачные сервисы VK Cloud. Сервисы корпоративных коммуникаций показали самые высокие темпы роста, увеличив выручку в 4,4 раза в III квартале по сравнению с предыдущим годом. Платформа налогового мониторинга VK Tax Compliance также показала рост выручки в 2,3 раза год к году", - рассказали представители компании.

"Сервис объявлений "Юла" впервые с момента запуска вышел на положительную EBITDA, его средняя месячная активная аудитория в III квартале составила 31 млн пользователей", - рассказали представители VK.

Представители VK заявили, что с учетом повышенного уровня макро- и геополитической неопределенности компания пока воздерживается от прогнозов.

Аналитики ПАО "Промсвязьбанк" оценивают результаты VK как неплохие. "Драйвером роста выручки стал сегмент рекламы онлайн, тогда как доход от пользовательских платежей сократился. Государственные льготы для ИТ-компаний и контроль над расходами поддержали рост скорректированной EBITDA. Компания показала рекордную чистую прибыль в 41,2 млрд руб. против убытка в 2,3 млрд руб. в III квартале 2021 г., но это связано с продажей доли в СП "О2О". Полагаем, что отчет окажет неплохую поддержку бумагам компании. При этом перспективы IV квартала видятся нам неплохими, учитывая позиционирование компании на рынке рекламы онлайн и устойчивость к санкционному давлению", - отметили специалисты центра аналитики и экспертизы Промсвязьбанка.

Аналитик ИК "Велес Капитал" Артем Михайлин сообщил, что финансовые результаты VK опередили консенсус и прогнозы аналитиков. "Основное расхождение с оценками наблюдалось на уровне EBITDA, где компания показала результат почти в два раза лучше, чем мы ожидали. Как мы полагаем, это главным образом связано с эффектом от полученных льгот для ИТ-компаний, который оказал положительное воздействие на все сегменты бизнеса. Не обязательно, что подобный эффект сохранится в будущих периодах. Сегмент социальных сетей и коммуникационных сервисов продемонстрировал ожидаемо сильные результаты на фоне перехода рекламных бюджетов от ушедших западных игроков, а консолидация "Дзена" пока не оказала существенного влияния на результаты подразделения. Игровой сегмент показал крайне слабые результаты на фоне деконсолидации, изменения валютного курса, отсутствия релизов и прочих факторов. "Юла" и образовательный сегмент вышли на положительную EBITDA по итогам периода, однако на уровне выручки динамика осталась сдержанной", - рассказал аналитик.

По его словам, рост выручки холдинга по итогам квартала на 5,3% года к году сопоставим с оценкой аналитиков. "Темпы роста слегка ускорились квартал к кварталу за счет положительного изменения в сегментах социальных сетей, образовательных сервисов и прочих инициативах. Выручка сегмента социальных сетей и коммуникационных сервисов выросла почти на 24% год к году. Весь рост обеспечило увеличение доходов от рекламы в интернете, в то время как доходы от IVAS продолжали сокращаться", - считает Артем Михайлин.

По мнению аналитика, несмотря на негативную динамику российского рекламного рынка, крупнейшие российские игроки демонстрируют сильные результаты за счет перехода рекламных бюджетов от ушедших западных компаний и увеличения контролируемой доли. "Основным драйвером роста сегмента была социальная сеть "ВКонтакте", выручка которой увеличилась на 34% год к году. "ВКонтакте" продемонстрировала рост ежемесячной аудитории на 6,9% год к году, до 77 млн, и среднедневной аудитории на 7,1% год к году, до 49,4 млн. Среднее время пользователя в сети остается на высоком уровне - более 45 минут в день. Число рекламодателей СМБ на платформе увеличилось по итогам III квартала на 65% год к году. Мы полагаем, что консолидация "Дзена" не оказала существенного влияния на результаты сегмента в прошедшем квартале, так как сервис учитывался не весь период. Предположительно, "Дзен" добавил около 400 млн руб. выручки и слегка снизил EBITDA", - говорит Артем Михайлин.

Он отмечает, что рентабельность EBITDA сегмента продемонстрировала резкий скачок. "По сравнению со II кварталом маржинальность выросла сразу на 7,7 п.п. и составила 49,5%, даже несмотря на включения "Дзена" в расчеты. Таких высоких значений компания не демонстрировала с 2020 г. Среди положительных эффектов отмечается снижение вознаграждений агентам и партнерам, рост выручки и льготы для IT-компаний. Холдинг точно не раскрывает, каким было влияние от предоставленных льгот, но, вероятно, оно оказалось значительным", - говорит аналитик.

Выручка игрового сегмента снизилась на 24% год к году, что, по его мнению, отражает как эффект от деконсолидации и сокращения инвестиций на фоне продажи, так и прежние негативные тренды. "Образовательный сегмент продемонстрировал ускорение роста выручки в сравнении со II кварталом в три раза, но темпы все равно остались сдержанными. Снижение процентных ставок на рынке позволило повысить доступность курсов, так как значительная их часть покупается с использованием заемных средств. Общая макроэкономическая ситуация при этом остается сложной, что оказывает давление на результаты сегмента. Число новых платящих студентов составило 45 тыс., что на 15% больше результата за сопоставимый период прошлого года. На фоне сокращения маркетинговых затрат, повышения операционной эффективности и эффекта от полученных льгот рентабельность EBITDA сегмента выросла на 32 п.п. квартал к кварталу и составила 16%", - объясняет Артем Михайлин.

По его словам, в сегменте новых инициатив динамика выручки осталась слабой, но показатель уже демонстрировал рост, в отличие от предыдущего отчетного периода, а основными драйверами были B2B-сервисы, включая облачные, а также VK Play и "VK Клипы". "Несмотря на продолжение инвестиций в новые проекты, убыток на уровне EBITDA сегмента снизился в три раза квартал к кварталу и составил 1 млрд руб. Сервис объявлений "Юла" впервые вышел в плюс по EBITDA. Основной положительный эффект на маржу сегмента оказали льготы для ИТ-компаний", - отмечает аналитик.

Как отмечает аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын, отчет сообщает, что совокупная сегментная выручка за квартал выросла на 21% год к году и составила 24,2 млрд руб., а в III квартале 2021 г. сообщалось, что тот же показатель вырос на 19% и составил 30,4 млрд руб. "Разницу объясняет выручка направления My.Games, которое продано и которое теперь нельзя учитывать. В частности, МСФО не разрешает засчитывать в результаты выручку от проданного My.Games. Годом ранее совокупная чистая прибыль от консолидированных дочерних компаний выросла на 41% и составила 3,8 млрд руб. В составе активов прошли большие изменения. Учтена прибыль от проданных совместных предприятий - "O2O Холдинга", как того требуют правила, что и дало в итоге прибыль в 24 млрд руб. Дневная аудитория VK выросла на 7,1%. Это реально очень высокие темпы для зрелого рынка. К примеру, Twitter последние годы теряет аудиторию. Охват за месяц вырос на 6,9% до 76,9 млн пользователей. Это означает, что с течением лет холдинг, который раньше был Mail.Ru, а теперь стал VK, российскую аудиторию в целом удерживает, несмотря на напор новых коммуникационных инструментов - WhatsApp, TikTok, Telegram и т.п.", - рассуждает аналитик.

По его словам, драйверы роста рекламного сегмента, которые указаны в отчете, имеют место, но тоже почти ничего не помогают понять. "К примеру, в качестве драйвера заявлены "перформанс форматы", которые выросли на 71% год к году. Не очень ясно, хорошо это или плохо, ведь перформанс - это означает, что площадка отвечает за результаты рекламы товаров и услуг рекламодателя. Это самый жесткий и невыгодный вариант для площадки. Выгодный - это когда висит один баннер, по космической расценке, но рекламодатель все равно платит, потому что считает, что обязан здесь присутствовать. Образцово-показательный, хотя пока и небольшой, сегмент у VK - образовательный. Он вырос по выручке на 20,3% до 2,6 млрд руб., да еще и увеличил эффективность - маржинальность по EBITDA выросла на 34 п.п. Это можно объяснить тем, что VK - крупнейший игрок в отечественном сегменте онлайн-образования - начал извлекать пользу из своих размеров и контролировать расходы", - отмечает Леонид Делицын.

По его мнению, самое важное изменение в составе активов - продажа My.Games фонду LETA Capital за $642 млн. "Преимущественно благодаря ей прошлые показатели VK теперь не имеют особого смысла для предсказания будущих - большого игрового бизнеса больше нет. Он, кстати, за последний год немного усох - на 6%. Нет и доставки еды Delivery Club, но есть приобретенные "Новости Яндекса" и "Дзен" и арендованная там же головная страница yandex.ru", - заключил аналитик.

Новости из связанных рубрик