Дмитрий
Васильев

старший партнер Лиги Цифровой Экономики
© ComNews
25.08.2022

О ситуации с российским ПО в промышленности, критических направлениях, требующих срочного импортозамещения, а также перспективах перехода отрасли с западных решений на отечественные рассказал старший партнер Лиги Цифровой Экономики Дмитрий Васильев.

Какая ситуация с российским ПО в промышленности? Каково процентное соотношение отечественных и зарубежных программных продуктов, применяемых там?

По моей оценке, российские решения в среднем составляют 35-40% от всех систем крупного промышленного предприятия. В основном их внедряют в таких областях, как финансы и бухгалтерия, управление персоналом, документооборот, информационная безопасность.

Например, организации используют системы предотвращения утечек информации, средства защиты от несанкционированного доступа, электронные подписи отечественного производства. Можно назвать системы управления фондами предприятия, решения для финансового менеджмента, геоинформационные системы, инструменты управления сайтами и контентом, лингвистическое ПО, e-commerce, ECM. Все это в большинстве своем - российского производства.

В каких сегментах иностранное ПО представлено максимально? Какие именно классы программных решений в промышленности заняты зарубежными продуктами?

Начнем с того, что сами производственные мощности - например, линии химического производства, турбины в электроэнергетике и многое другое - либо создаются на совместных предприятиях, либо закупаются за рубежом. Соответственно, импортное оборудование приходит на предприятие с уже интегрированным западным ПО. Если у вас на ТЭЦ стоит турбина Siemens, то понятно, что программное обеспечение, которое применяется для управления и технического обслуживания, тоже будет сделано иностранной компанией. И так по каждому виду оборудования. Подготовка производства - проектирование, расчеты моделей осуществляются чаще всего с помощью западного ПО. В управлении производством тоже в основном используются импортные решения. Можно назвать такие бренды, как Windchill от PTC, Тасо, Siemens NX, ENOVIA от Dassault Systemes.

Кто применяет отечественное ПО непосредственно на производстве, так это оборонный комплекс плюс атомная промышленность. Там, где изначально есть ограничение доступа к информации по коммерческим причинам или в связи с гостайной, применяют отечественное. В коммерческом секторе традиционно больше используют западные продукты. Это связано с тем, что они, во-первых, долгое время массово продавались - то есть эффективно работал маркетинг, а во-вторых, справочники в этих системах хорошо наполнены комплектующими и другими данными, которые надо использовать при проектировании, расчете объемов производства. Ценность наполнения систем данными очень высока для конечного пользователя.

Какие критичные направления существуют с точки зрения импортозамещения? Где вы видите наибольший риск?

Давайте условно все системы производственного предприятия разделим на "слои", снизу вверх: слой измерений, слой операций, слой управления и слой взаимодействия с внешними контрагентами. Самое критичное направление - измерения и операции. На производственном оборудовании чаще всего установлены западные датчики и контроллеры, обычно там софт интегрирован с датчиками и закрыт формат данных. Клиент не может получить информацию с помощью какого-то отечественного решения. Причем это оборудование критично для производства. Например, если софт по бухгалтерии, документообороту или управлению персоналом не отработает неделю-две, сложности будут у компании, но производство не остановится. Даже если вы не рассчитали зарплату вовремя - это, конечно, большая проблема. Но предприятие продолжит работу, особенно если вы сможете наладить коммуникацию, договориться с людьми. Машине объяснить нельзя: если она не получила какую-то команду вовремя, то не произойдет технологическая операция и все остановится. Либо вы получите брак. Соответственно, нужно все это постоянно поддерживать в рабочем состоянии для выпуска продукции.

В связи с последними геополитическими событиями и изменениями бизнеса в мире сложилась опасная ситуация. Если будет прекращена поддержка западных контроллеров, установленных на российских предприятиях, или софт будет отключен, производство может остановиться. Их нужно в первую очередь менять на отечественные аналоги. Это направление - одно из самых непростых с точки зрения санкционных рисков и последствий для предприятий.

Если смотреть в части прибыли и развития бизнеса, то две самые критичные задачи - это сокращение себестоимости и повышение продаж. Для повышения продаж нужно интегрироваться в цепочки использования вашей продукции, что актуально для всех промышленных предприятий. Например, стать прозрачными и понятными для крупных покупателей, которые забирают у вас продукцию вагонами. Они должны понимать, когда и на какой объем могут рассчитывать. Неважно, что вы делаете - соду, асбест или сложные электронные приборы. В цепочке вашему покупателю надо понимать: сколько продукции он может получить, скажем, в январе, какой номенклатуры. Если вы для него становитесь прозрачным, он может быстро забронировать для поставок вашу продукцию в электронном виде и/или автоматически, формируя свой план производства. Такой подход существенно упрощает этап переговоров, оформление договоренностей и т.д. Все это развивает продажи, и в этом большая перспектива.

Какие отечественные решения активно внедряют в сфере импортозамещения промышленного ПО? Какие можно выделить сегменты-лидеры и, наоборот, отстающие?

В последние лет пять появилось достаточно много качественных российских решений для промышленной сферы. Создаются они под заказ крупными компаниями. Начнем с лидеров - это корпорации, у них большое финансовое плечо. Возьмем "Газпром нефть": там есть целое направление, которое занимается цифровизацией и инновациями на базе ИТ-технологий. Эта корпорация разрабатывает софт под себя, а также покупает заказную разработку на стороне. Она может себе это позволить, потому что затраты на изготовление системы очень быстро, иногда в масштабах года-двух, окупаются и приносят прибыль. Таким образом, у крупных корпораций уже наработан определенный пул качественного промышленного ПО, которое можно тиражировать.

Если говорить про инновации, есть очень хорошие отечественные решения в области беспилотного управления и беспилотных операций. Колонны "Камазов" уже давно возят по северу необходимые грузы без водителей при -40 через ледники и зимники. Беспилотные краны для разгрузки этих колонн - очень популярная тема. Также, например, ездят комбайны без комбайнеров и убирают урожай. Это называется рой беспилотной техники и уже используется в промышленности, сельском хозяйстве, на крупных предприятиях.

Есть примеры, когда такая техника ездит по карьерам - тоже отечественная разработка. Наша компания участвует в этом, в частности в области систем выявления дефектов и прогноза ремонтов. Есть проекты, где мы работаем совместно с разными производителями инновационного ПО и для клиента внедряем несколько решений одновременно. Скажем, есть система-диспетчер, контролирующая операции на рабочих местах на станках. Наше решение подает в этот диспетчер план, который нужно сделать. Расчеты и планирование производства ведутся в нашей системе, интегрированной с программным обеспечением от другой компании.

Можно назвать отечественные системы по проектированию управления производством T-FLEX, "Аскон", СПЖЦ-разработку "Росатома". Есть "Логос" - тоже хорошая система "Росатома", которая создавалась для отрасли, а теперь выходит на рынок и предлагается для предприятий. К счастью, у нас есть сразу несколько направлений, несколько игроков, которые занимаются автоматизацией производственных задач. Во многих промышленных компаниях осознали роль, точнее потенциал информационных технологий, где-то даже без ИТ производство уже не может работать. То есть мы наблюдаем такой период осознания промышленных предприятий, холдингов и корпораций роли ИТ не в части управленческих систем, а на уровне производственных операций и измерений.

Также есть большой запрос на хорошие системы проектирования и технологической подготовки производства. К сожалению, отечественные решения здесь во многом пока недотягивают. Я вижу на рынке такую ситуацию: запрос есть у предприятий, они активно смотрят, делают пилоты с отечественными решениями, но пока продолжают работать с западными. Всеми правдами и неправдами сохраняют и продлевают их работоспособность, даже если вендоры уже ушли с нашего рынка. Если производители российских решений за год-два приблизят их состояние и функциональность к тому, что доступно клиентам в западных системах, то мы увидим много больших проектов по внедрению отечественных систем.

Что может предложить Лига Цифровой Экономики для крупных и средних промышленных предприятий?

Лига Цифровой Экономики работает на рынке ИТ-услуг уже более 20 лет. У нас в активе сотни проектов для крупных заказчиков во всех отраслях, в том числе в промышленности. Сейчас в компании более 5300 сотрудников, есть проектные команды практически по любым ИТ-направлениям. Соответственно, это огромный опыт и возможности для решения различных прикладных задач в промышленной сфере.

Мы предлагаем услуги консалтинга в области подготовки проектов, их проработки на производстве и подготовки данных для того, чтобы внедрять новое ПО или переходить с одних систем на другие. У нас большой опыт по миграции крупных заказчиков с импортных систем на российское ПО, сейчас эти проекты актуальны как никогда.

Есть собственные решения, которые связаны как раз со слоем измерений, анализом, отбором данных, с гарантией измерения SLA на поставку данных. Мы также можем тиражировать системы, которые ранее внедряли для других промышленных заказчиков. Есть системы по управлению производством, системы диспетчеризации, большой пул наработанных решений в области ЖКХ. Все это очень востребовано.

Какие сложности ждут промышленные предприятия при импортозамещении? Как их преодолеть?

К массовому импортозамещению наша промышленность еще не приступала. Да, у многих предприятий есть стратегии цифровой трансформации на пять лет вперед. Значительную часть этих документов составляют разделы по импортозамещению, которому отведена очень большая роль. Все посчитано в деньгах, процентах по отношению к общему объему закупок предприятия, процентах по отношению к общему объему оборудования или ПО предприятия. В первую очередь это касается организаций, которые являются госкомпаниями либо госкорпорациями. Они должны были за предыдущие два года разработать и согласовать с Минцифры свои стратегии цифровой трансформации.

Но этот этап закончился. С 2022 года предприятия должны отчитываться, как у них идет импортозамещение в соответствии с этими стратегиями. Информации крайне мало: что внедрено, какие сложности. С программным обеспечением есть проблемы, но они более-менее решаемы. В качестве точки опоры существуют команды программистов, которые способны создавать ПО. Есть заказчики, которые могут поставить задачу, чтобы то или иное импортонезависимое решение было написано, даже если его в природе нет. Вопрос только в бюджетах и сроках.

С оборудованием ситуация значительно сложнее. Я говорил уже про контроллеры, которые должны поставлять информацию с оборудования в системы управления производством или измерений. Эти контроллеры очень мало производятся в России, и по качеству тоже есть вопросы. Нужны серверы, нужны мобильные девайсы для обходчиков и ремонтников, специальное оборудование для рабочих мест, которое позволяет выдерживать кислоты, щелочь, и так далее. Все это в основном импортного исполнения. То есть зависимость от западных продуктов большая, при этом ПО неразрывно связано с производственным оборудованием. Таким образом, многое упирается в отсутствие необходимого оборудования, и это один из основных факторов, сдерживающих импортозамещение.

Как ведут себя предприятия? Я уже сказал, что они стараются работать на западном софте, который был внедрен, и очень сдержанно относятся к самому факту начала миграции в какую-либо отечественную систему. Как изменить ситуацию? Прежде всего нужна мотивация на уровне коллектива. Если руководство предприятия такую мотивацию создает и проектная работа поддерживается с точки зрения новой схемы, тогда люди в этом процессе будут не для галочки тратить время, а будут стараться отрабатывать. Поэтому я вижу, как ни странно, не технологический рецепт преодоления сложностей, а организационный - это формулирование целей и мотивация людей на их достижение. Причем не только сотрудников, ответственных за импортозамещение и ИТ, а вообще всех. Если это будет сделано, все остальное решится.

Какие перспективы у импортозамещения в промышленности? Существует ли некая конечная точка в этом процессе и когда она может быть поставлена?

Если понимать под конечной точкой некий пик зрелости, то он достижим. Но произойдет это только тогда, когда российские системы и оборудование для промышленности будут востребованы на внешнем рынке. Как только мы добьемся такого эффекта, можно будет сказать, что да, импортозамещение было не зря. Пока что мы не решили актуальные задачи внутри страны. Для информации: отечественный ИТ-рынок составляет всего 1,5-2% от общемирового.

Перспективы есть. Думаю, что все 2020-е годы промышленность будет одним из самых активных заказчиков ИТ. Поэтому я ожидаю увеличения числа проектов, задач и новых видов отраслевых систем. Будет очень хорошо, если результатом работы станут цифровые продукты от промышленных предприятий, которые можно предлагать на рынке. Это высокая цель, к которой надо двигаться и за десятилетие достичь.