Yandex.ru станет фантомным
После завершения сделки, переходя на адрес yandex.ru, пользователь редиректом попадет не на главную страницу "Яндекса", а на портал dzen.ru, куда переедут "Дзен" и "Новости", которые получит VK Group. Главная поисковая страница "Яндекса" будет доступна на ya.ru. Доменное имя yandex.ru юридически останется в собственности "Яндекса", а значит, не будет иметь практического применения, поскольку сам "Яндекс" им пользоваться не будет, а сервисы VK Group будут размещаться на dzen.ru, куда автоматически будут переадресованы пользователи, которые введут адрес yandex.ru.
О том, что "Яндекс" подписал соглашение об основных условиях сделки с VK по продаже сервисов "Яндекс" "Новости" и "Дзен", стало известно в конце апреля. Тогда подробности стороны не раскрывали.
https://www.comnews.ru/content/220056/2022-04-28/2022-w17/yandeks-prodaet-vk-servisy-novosti-i-dzen
Вчера пресс-служба VK Group сообщила подробности сделки. Компания выйдет из состава участников "О2О Холдинг" - совместного предприятия со Сбером. Закрытие сделки запланировано до конца 2022 г. после получения ряда регуляторных одобрений. "VK и Сбер остаются стратегическими партнерами и продолжат сотрудничать в различных направлениях", - уточнили в пресс-службе VK Group.
Пресс-служба VK Group сообщила, что VK и "Яндекс" подписали обязывающие документы о сделке, согласно условиям которой VK станет собственником контентных платформ "Дзен" и "Новости" и передаст "Яндексу" сервис по доставке готовой еды и продуктов Delivery Club, который VK консолидирует в ходе реструктуризации "О2О Холдинг".
"После закрытия сделки VK получит права на технологии и товарные знаки сервисов "Дзен" и "Новости". Сервисы "Дзен" и "Новости" после закрытия сделки станут доступны на портале dzen.ru, где также будут размещены другие сервисы и поисковая строка "Яндекса". "Дзен" сохранит действующие инструменты монетизации контента для авторов, а пользователи платформы смогут выбирать, где им удобнее читать и смотреть контент: на портале dzen.ru с десктопной версии или в мобильном приложении "Дзена", - рассказали представители пресс-службы VK Group.
Генеральный директор VK (Россия) Владимир Кириенко отметил, что создание и развитие комфортных для пользователей контентных сервисов - основная стратегическая задача VK. По его словам, "Дзен" - уникальная и популярная среди миллионов людей платформа, один из лидеров рынка, имеющий огромный потенциал развития. "В результате интеграции с VK для авторов "Дзена" откроются возможности реализовать себя в новых форматах и доступ к новой аудитории. Пользователи получат еще больше качественного развлекательного и образовательного контента. Мы высоко ценим результаты, достигнутые командой "Дзена", и считаем правильным предоставить команде возможность развиваться самостоятельно. Это позволит быстрее и эффективнее выводить на рынок новые контентные продукты и улучшать существующие, увеличивая аудиторию", - сказал Владимир Кириенко.
Пресс-служба "Яндекса" сообщила, что компания впервые в своей истории поменяет главную страницу. По их словам, новая главная будет жить на ya.ru, а ее основой станет поиск. "Пользователям будут доступны универсальный поиск - чтобы искать что угодно и где угодно, поисковые вертикали - чтобы находить, например, картинки или товары, и "Алиса" - чтобы быстро получать ответы. Новая главная продолжит быть точкой входа в сервисы "Яндекса", например "Почту". Также отсюда можно будет попасть в личный кабинет "Яндекс ID", - рассказали представители "Яндекса". По их словам, в будущем, открывая yandex.ru, пользователи будут попадать не на главную страницу "Яндекса", а на портал dzen.ru. Главная будет доступна на ya.ru. "В приложении для iOS все будет как раньше, только без "Дзена" и "Новостей". Приложение для Android поменяет название на "Яндекс Старт" и будет функционировать как браузер, с возможностью выбрать стартовую страницу в настройках. Позже для Android выйдет еще одно приложение. Оно будет называться "Яндекс с Алисой". О нем мы отдельно расскажем чуть позже", - уточнили представители пресс-службы.
Они сообщили, что "Яндекс" сохранит бренд Delivery Club, пользователи по-прежнему смогут заказывать еду на сайте и в приложениях. "При этом сервис перейдет на единую технологическую платформу с "Яндекс Едой". За счет этого плотность заказов, то есть их количество на квадратный километр, станет выше. Курьеры смогут выполнять больше доставок в пределах района - и, соответственно, больше зарабатывать. Пользователи, в свою очередь, будут получать заказы быстрее, а выбор ресторанов расширится", - рассказали представители "Яндекса". По их словам, изменения начнут происходить только после того, как компании закроют сделку. Это займет как минимум месяц.
Пресс-служба Сбера, отвечая на вопрос, какие активы остаются у банка в рамках "О2О Холдинга" и что с ними будет, сообщила: "Подтверждаем факт подписания обязывающих документов. Сбер и VK рассматривают различные варианты дальнейшего развития совместных проектов".
Накануне сделки в составе собственников ООО "О2О Холдинг" зафиксирован такой расклад: ООО "ВК" - 45,01%, ООО "Цифровые активы" ("дочка" Сбера) - 45,01% и O2O Group (PTC) Limited (Британские Виргинские Острова) - 9,98%. Среди активов, входивших в "О2О Холдинг", помимо Delivery Club, значились также сервис доставки "Самокат", сервис заказа такси "Ситимобил", а также сервисы Proil, "Кухня на районе", 2ГИС.
Пресс-служба VK не раскрывает структуру сделок.
Эксперты центра аналитики и экспертизы ПСБ сообщили, что в компании позитивно смотрят на потенциальные сделки VK с "Яндексом" и Сбером, поскольку все компании приобретают активы, гармонично вписывающиеся в их стратегическую деятельность. "VK в условиях раздела активов получает сервис еды Delivery Club, который компания может использовать для сделки с "Яндексом". Это поможет избежать сильного роста долговой нагрузки и приобрести хорошо интегрируемые в бизнес медийную и новостную платформы. "Яндекс" может стать лидирующим игроком на рынке доставки готовой еды, однако сделка, в результате которой будет достигнуто такое доминирующее положение, должна получить одобрение со стороны ФАС. Сбербанк в условиях раздела активов с VK сохраняет сервис доставки продуктов "Самокат", имеющий сильную интеграцию со "СберМаркетом", а также каршеринг "Ситидрайв", в котором большая часть автомобилей находятся в лизинге у Сбербанка", - считают аналитики.
Аналитик ИК "Велес Капитал" Артем Михайлин отмечает, что "Яндекс" значительно укрепит свои позиции на рынке доставки продуктов и готовой еды по итогам сделки. По его словам, "Яндекс" деконсолидирует "Дзен", выручка которого в этом году могла составлять около 17 млрд руб. (примерно 3% ожидаемой выручки группы) и включит Delivery Club с ожидаемой выручкой 2022 г. на уровне 24 млрд руб. (4-5% ожидаемой выручки группы). "Вклад "Дзена" в EBITDA "Яндекса" не очень значительный. Delivery Club по ряду направлений имел положительную EBITDA, но в целом, как мы полагаем, оставался в минусе. Выручка "Дзена" в текущем году может составить около 17 млрд руб. В последние два квартала он демонстрировал невысокие темпы роста от 0% до 10% год к году в силу негативной динамики отечественного рекламного рынка. Во II квартале MAU составляла около 52 млн, а DAU 18,1 млн человек. В силу особенностей учета выручка "Дзена" удваивалась в результатах и включена одновременно в сегменты поиска и прочих инициатив. Сервис имеет положительную EBITDA, как сообщала ранее компания, но конкретных цифр не раскрывала. Мы полагаем, что маржа EBITDA "Дзена" не превышала 10%, так что его влияние на группу было не очень значительным", - считает аналитик.
По его словам, Delivery Club является лидером доставки готовой еды в России и продолжал опережать по показателям "Яндекс Еду". После закрытия сделки положение "Яндекса" на рынке доставки готовой еды существенно укрепится, а конкурентов практически не будет, за исключением доставок сетей готовой еды.
"Яндекс" намерен сохранить бренд Delivery Club, но переведет курьеров на единую платформу компании. Такая схема похожа на покупку активов российского Uber, когда на рынке осталось два приложения с одним собственником. Ожидаемая нами выручка Delivery Club в этом году составляет около 24 млрд руб. В последнем раскрытом отчетном периоде (I квартал 2022 г.) выручка увеличилась более чем на 50% год к году, а количество заказов - на 72% год к году, до 30,2 млн. EBITDA сервиса, как мы полагаем, была отрицательной. После закрытия сделки "Яндекс" сможет улучшить рентабельность бизнеса и вывести его в плюс, как это уже было с "Яндекс Едой". Проект должен быть включен в объединенный сегмент такси и онлайн-торговли холдинга. По оценкам "Яндекса" рынок доставки готовой еды и продуктов в прошлом году превысил 650 млрд руб. и продолжит расти как минимум на 20% в ближайшие годы", - прогнозирует Артем Михайлин.
По мнению генерального директора компании "Крос" Екатерины Мовсесян, Сбер планомерно сокращает размер своей экосистемы, оставляя себе только стратегически важные активы. "В этом смысле сценарий сделки выглядит выгодным для обоих участников, - считает эксперт. - Так, VK получил контентный актив, наследие сервиса "Яндекс.Новости", а Сберу достался финансово успешный "Самокат", который, помимо прочего, способен усилить позиции холдинга в важных для него направлениях. По сообщениям сторон, сделку планируют закрыть до конца года, что, учитывая ее вполне партнерский характер, не исключает возможности сотрудничества компаний в будущем".
По мнению аналитика ФГ "Финам" Леонида Делицына, сделка свидетельствует, что "Яндекс" следует долгосрочной стратегии на укрепление своего присутствия в электронной коммерции и логистике, а значит, эти направления и дальше будут в фокусе стратегии. "Если бы не давление внешних обстоятельств, то "Яндекс" не ушел бы и из новостного сектора. А у VK стратегия меняется. Компания действует по обстоятельствам, которые сложились для нее довольно выгодно. "Яндекс" и раньше не мог поколебать позиции VK во всем, что связано с социальными сетями и блогами, а после отказа от "Дзена" - тем более не сможет. Существенного роста акций VK я не наблюдаю, а рост цены "Яндекса" можно объяснить новостью, что он получит Delivery Club. Контролируя рынок доставки еды, "Яндекс" получит некоторый контроль над ценами, что позволит доставке существовать в качестве окупаемого бизнеса, помогать оттачивать экосистему "Яндекса" на стыке логистики и электронной коммерции и развивать всезнающий суперап", - отмечает аналитик.
По его словам, когда "Яндекс" в конце июня выкупал облигационный заем, расчеты показывали, что держатели облигаций вполне допускают, что цена акций в обозримой перспективе удвоится по сравнению с ценой того момента, которая составляла 1400 руб. "Надо признать, что половину пути к удвоению цена акции "Яндекса" уже проделала - они составляет 2065 руб. Акции "Яндекса" выглядели хорошим вложением на три-пять лет, но, как показало обрушение в начале весны, они пока не так устойчивы, как акции телекомов. Приобретение Delivery Club, так же как и развитие "Такси", снизило зависимость "Яндекса" от одного лишь рекламного рынка. Но такого источника устойчивости, как абонентская выручка, у компании нет, и рассчитывать, что финансовые показатели и стоимость акций в будущем будут только расти, не стоит. В ближайшие три года возможны очень сильные колебания цены акций", - считает Леонид Делицын.
Ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова считает, что с точки зрения рынков в целом после этих нерыночных сделок не изменилось и не изменится ничего, просто некоторые активы из бывшего СП Сбера и VK сменят владельца, также сменят владельца некоторые медиаактивы "Яндекса". "Скорее всего, вместо рыночной, то есть денежной, сделки именно обмен активами произошел, поскольку VK и "Яндексу" - но в первую очередь VK - нужно было поскорее выйти из активов, но не потому, что каждый из двух контрагентов боролся за приобретаемые активы. Иначе сделка была бы рыночной, оплачивалась деньгами, был бы приглашен независимый оценщик для оценки рыночной стоимости этого имущества и т.д. Здесь же просто произошел обмен активами между VK и "Яндексом" по договоренности. Произошедший обмен активами доказывает, что так называемые экосистемы фактически являются диверсификацией бизнеса некоторых крупных корпораций и их расширение в непрофильные сферы находится на стадии развития стартапов и очень далеко от совершенства. То есть активы таких экосистем - например, экосистем Сбера, "Яндекса", VK - это активы либо на продажу, либо на обмен. Они еще не вышли из стадии стартапа и демонстрируют высокие темпы роста", - уверена аналитик.
По ее мнению, с точки зрения выигрыша от сделки, в краткосрочном аспекте выиграла группа VK. "В отчетности по МСФО за II квартал 2022 г. VK показала убыток от долей в ассоциированных предприятиях в размере почти 4 млрд руб. Теперь, после выхода из Delivery Club и постановки на баланс медийных активов "Яндекса", у VK есть шанс в III квартале этот убыток существенно сократить. Но нужно подождать решения ФАС относительно этой сделки, ведь "Яндекс" будет контролировать половину российского рынка услуг доставки еды. Если все будет нормально и ФАС одобрит сделку, то VK сократит убытки, а "Яндекс", хотя и приобретет убыточный актив, но зато бесплатно, а в дальнейшем сможет успешно интегрировать бизнес Delivery Club в свои сервисы по доставке еды и существенно увеличит долю на рынке", - отмечает Наталья Мильчакова.