TEA NEXT: найдется все
Впервые о запуске проекта TEA NEXT ПАО "Ростелеком" сообщило в июне 2020 г. TEA NEXT - масштабный проект по строительству волоконно-оптической линии связи (ВОЛС), маршрут которой пройдет через всю страну - от Калининграда до Сахалина. Проектная емкость новой ВОЛС составляет 96 темных волокон, которые предполагается продать международным операторам связи и глобальным ОТТ-компаниям в качестве транзитного ресурса для связи Азии и Европы, а также отечественным операторам - в границах России. В 2020 г. для строительства магистральной линии TEA NEXT "Ростелеком" создал проектную компанию "Атлас".
На
Всеволод Коржаев отметил, что вопрос о планах китайских и европейских операторов по инвестированию и сохранению бизнеса в России сейчас особенно актуален. "Если они сохраняют планы, то мы постараемся сделать все возможное, чтобы у них была возможность инвестировать в инфраструктуру, которая им будет нужна для бизнеса в России и для передачи их межконтинентального трафика между Европой и Азией. Мне кажется, что на фоне всего происходящего в геополитике по крайней мере наши китайские партнеры с удвоенной силой задумаются о том, что долговременные инвестиции в инфраструктуру, в частности, для их магистральных сетей между Китаем и Европой, должны идти на стабильной территории и в те компании, которые могут гарантировать, что условия договоров будут исполняться, а сервисы - предоставляться", - прокомментировал он.
В январе 2022 г. ВЭБ.РФ (в лице VEB Ventures) вошел в капитал ООО "Атлас" (см. новость ComNews от 31 января 2022 г.). С 14 января 2022 г. 50% уставного капитала "Атласа" находится в собственности ООО "ВЭБ Венчурс" (а оставшуюся половину контролирует "Ростелеком", через АО "Вестелком"). Старший инвестиционный директор VEB Ventures Георгий Шестаков напомнил, что общий объем инвестиций в проект до конца 2025 г. был запланирован в объеме 46 млрд руб. (до событий 24 февраля). "Из этого 20% - капитальная часть, 80% - долговая часть. Любой кризис заканчивается, и мы надеемся, что в ближайшее время конфликт разрешится. Капитальная часть проекта длится четыре-пять лет, за это время может многое произойти, но это не повод останавливать федеральный проект, - подчеркнул он. - Мы этот проект строим, в том числе, на заемные средства. По такой ставке бизнесу нет смысла начинать проект. Мы закрыли сделку, наполнили капитальную часть, сформировали потрясающую команду с колоссальным опытом. Пока кредитная ставка не очень привлекательна, это время надо использовать, чтобы лучше проработать проект: выверить документацию, отобрать провайдеров и поставщиков, импортозаместить какую-то часть, оптимизировать затратную составляющую проекта. Мы надеемся реализовать проект и даже показать доходность. Кроме того, из ситуации надо извлекать урок: долларовые активы заморожены, и мы не можем ими пользоваться, часть поступлений будет в юанях. Урок состоит в том, чтобы делать структуру капитала универсальной - в национальной валюте и валюте стран, которые остаются дружественными для нас".
"Думаю, что сейчас сложно продать волокна в кабеле. Надо, наверно, основную часть достроить, далее на реперных участках показать заданное качество сигнала, - рассуждает Георгий Шестаков. - После этого уже маркетировать весь продукт цельно. Не вижу пока повода волноваться, потому что капитальная часть длится около четырех лет, я бы наметил продажи на третий-четвертый год проекта. Ввиду текущей ситуации пока общаться с европейскими коллегами пока сложно. Санкции быстро не отменятся, о продажах можно начинать говорить через полтора-два года, не ранее".
Всеволод Коржаев подтвердил: в проекте существует - и изначально подразумевалась - этапность реализации. "До конца 2022 г. мы планируем достроить сегмент Москва - Тверь - Петербург. От Твери будет ответвление до границы Россия - Латвия, где уже существуют пограничные переходы с европейскими партнерами, у которых еще по крайней мере две недели назад было ярое желание предоставлять волокна клиентам на территории Европы. Это вполне обособленный коммерческий сегмент, который с конца 2022 г. будет готов к коммерческому использованию. Кроме того, у нас был приоритет побыстрее закончить сегмент от Москвы на восток до границы с Китаем, чтобы у китайской стороны была возможность использовать эту линию. Финальный сегмент - до Владивостока и Находки. Сам по себе выход в Находку - точка в никуда, поэтому участок имел место синхронно с завершением подводной кабельной линии, которую мы собирались делать до Пусана и дальше, с возможным продлением до Токио, Гонконга, вплоть до Сингапура. Это подразумевалось как третий рынок сбыта. Когда мы затевали проект, даже не предполагали, что корейские операторы будут настолько заинтересованы в подводной линии. Конечно, теперь надо делать скидку на настроения, но логика говорила, что такая линия связи на карте очень востребована. С нами ведут предметные переговоры несколько корейских компаний о возможном использовании волокна. Трафик в мире растет, ресурсов для его пропуска на карте мира не так много", - заметил Всеволод Коржаев.
Генеральный директор саранского АО "Оптиковолоконные системы" Андрей Николаев рассказал, что для реализации проекта TEA NEXT планировалось использовать 50% оптоволокна компании Corning, 50% - "Оптиковолоконных систем". Однако Corning, как американская компания, может покинуть российский рынок. "Развитие этого проекта связано с производством оптоволокна в России, и в дальнейшем нужно рассчитывать на свои силы. Мы подошли к ситуации готовыми и можем браться за следующий этап проекта - переносить производство преформ в Россию. Техническое обоснование проекта было готово к концу февраля. С точки зрения мощности производства TEA NEXT мы точно готовы обеспечить. На весь проект нужно 1,5 млн км волокна, наша мощность на сегодня уже 4 млн км", - сообщил он. За 2021 г. "Оптиковолоконные системы" произвели для проекта TEA NEXT 40 тыс. км волокна.
Руководитель департамента по работе с операторами связи АО "Компания ТрансТелеКом" (ТТК) Сергей Яковлев поделился оценкой: суммарный объем транзита трафика через Россию составляет чуть более 5,5 Тбит/с между Китаем и Европой. "Это выше 40% от всего объема трафика Китай-Европа. Мы полагаем, что в текущем году суммарная доля российских маршрутов в общем трафике между Китаем и Европой приблизится к 50%. По нашему впечатлению, интерес китайских заказчиков к транзиту трафика через Россию не иссякает, в том числе на фоне исчерпания существующих подводных емкостей между Китаем и Европой", - отметил он.
Представитель одного из трех национальных китайских операторов сообщил ComNews, что глазами его компании проект TEA NEXT перешел в категорию рискованных. "Ростелеком" анонсировал TEA NEXT в 2020 г. Пошел уже третий год, а строительство пока не началось, - пояснил он причину опасений. - Мы будем принимать решение о покупке волокон в этом кабеле не ранее, чем увидим завершение существенной части стройки".
Представитель компании, которая является одним из основных строителей ВОЛС в России, рассказал ComNews, что предлагал "Ростелекому" начать строительство TEA NEXT не с запада России, а ближе к китайской границе - от бурятского города Кяхта на восток. Однако "Ростелеком" сделал выбор в пользу участка Москва - Петербург.