Российский рынок виртуальных АТС (ВАТС) по итогам 2021 г. увеличился на 30,8%, до 17,7 млрд руб. (в 2020 г. рост составил 23,3% с учетом уточненных данных). В то же время рынок услуги бесплатных вызовов (8-800) снизился на 6,9% по сравнению с 2020 г. и составил 9,8 млрд руб. Такие данные приводит "ТМТ Консалтинг". Примечательно, что МТС впервые возглавила как рейтинг цифровых сервисов ВАТС, так и рейтинг услуги 8-800.

Ирина
Приборкина
© ComNews
17.03.2022

По данным агентства "ТМТ Консалтинг", количество компаний - клиентов российского рынка виртуальных АТС выросло на 12% до 400,8 тыс. Более высокие темпы роста выручки по отношению к натуральным показателям, по словам представителей агентства, объясняются интеграцией на платформу ВАТС MANGO OFFICE клиентов приобретенной в 2020 г. коллтрекинговой компании CallTouch и, кроме того, переходом "МегаФона" с классической системы расчетов за ПО на необлагаемую НДС форму расчетов в связи с включением ВАТС оператора в реестр отечественного ПО, активным внедрением операторами дополнительных платных услуг на базе ВАТС, а также ростом подключений к виртуальной АТС крупных компаний.

По данным агентства, лидерами рынка по доходам являются "Манго Телеком" и ГК "МТС", в которую входят МТС, МГТС и приобретенная в 2021 г. компания МТТ. "Манго Телеком" учитывает доходы от коллтрекинга CallTouch, с учетом которых выручка оператора в 2021 г. составила 4,8 млрд руб. Компания также продолжает расширять свое географическое присутствие и совершенствовать технологический функционал виртуальной АТС. Выручка ГК "МТС" в 2021 г. составила 5,1 млрд руб. При этом компания учитывает также доходы от решений для крупного бизнеса - многофункциональный IVR, сервис автодозвона, сервис ограничения коммуникаций за пределами допустимого периода и т.п.", - рассказали в агентстве. По данным "ТМТ Консалтинга", по количеству компаний-клиентов "Манго Телеком" занимает второе место, ГК "МТС" - третье. "В тройку лидеров по доходам входит "Ростелеком", который также занимает первое место по количеству компаний-клиентов - в 2021 г. прирост по компаниям-клиентам у оператора был максимальным среди крупнейших игроков - 20%. В 2021 г. оператор сосредоточился на подключении компаний в регионах, а также на развитии дополнительных сервисов - таких, как аналитика речи, голосовые помощники, коллтрекинг, мобильная ВАТС", - уточнили в пресс-службе "ТМТ Консалтинга".

Также, по оценкам "ТМТ Консалтинга", объем российского рынка услуги "Бесплатный вызов" (8-800) по сравнению с 2020 г. снизился на 6,9% и составил 9,8 млрд руб. "Рынок постепенно стабилизируется после взрывного роста в 2020 г., связанного с пандемией", - считают в "ТМТ Консалтинге". По сообщению агентства, в 2021 г. произошла смена лидера рынка: ГК "МТС", в состав которой вошла МТТ, опередила по совокупной годовой выручке ПАО "Ростелеком". У остальных участников рынка в 2021 г. наблюдалось снижение доходов от услуги. Наибольшая выделенная номерная емкость в коде 8-800 у "Ростелеком" - 35% от всех выделенных номеров, ГК "МТС" принадлежит 20% выделенной нумерации. "Положительно влияет на рынок развитие аутсорсинговых колл-центров, а также рост интереса к сервису 8-800 со стороны работающих с регионами компаний из сегмента СМБ, пользующихся услугами виртуальной АТС, имеющих справочные службы и колл-центры", - отмечают в "ТМТ Консалтинге". По данным агентства, доля выручки от продажи услуги 8-800, предоставляемой в личном кабинете ВАТС, в 2021 г. составила 12% от общего объема рынка. "Негативное влияние на рынок оказывает развитие голосовых роботов и других альтернативных каналов коммуникаций с клиентами - прием заявок через сайт, онлайн-чаты, звонок с сайта, соцсети, ОТТ-сервисы", - говорят эксперты компании "ТМТ Консалтинг".

В пресс-службе МТС отметили, что на базе ВАТС МТС внедряет различные продукты, предназначенные для решения клиентских задач, - коллтрекинг, сквозную аналитику, колл-центр, мобильный офис. Для подключения к ВАТС крупных компаний предоставляются решения для управления интенсивным трафиком.

Вице-президент по развитию корпоративного и нового бизнеса ПАО "МТС" Олег Алдошин отметил, что компания развивает услуги ВАТС, 8-800 и другие цифровые сервисы, заботясь как о компаниях малого бизнеса, так и о крупных корпорациях, предлагая им не только максимально широкий функционал базовой услуги, но и глубокие интеграционные возможности для дополнительных цифровых и ИT-решений. "Все наши усилия нацелены на удобство, полезность и повышение эффективности бизнеса наших клиентов - именно в этом мы видим основной потенциал для дальнейшей эволюции наших продуктов", - уточнил Олег Алдошин.

В пресс-службе "Ростелекома" отметили, что в целом исследования "ТМТ Консалтинга" подтверждают ведущие позиции "Ростелекома" и на рынке ВАТС, и на рынке 8-800. "Компания активно развивает оба сервиса, дополняя их новыми интеллектуальными опциями - например, речевой аналитикой и голосовым помощником. В планах также запуск других опций, таких как Smart IVR. Надеемся, что в условиях расширения цифровизации бизнеса спрос на услуги виртуальной АТС и 8-800 продолжит расти", - отметили в компании.

Руководитель департамента по развитию корпоративных решений и сервисов ПАО "ВымпелКом" Руслан Ахлебининский рассказал, что в прошедшем году оператор активно трансформировал подход к разработке сервиса ВАТС, централизовав всю экспертизу внутри компании с целью ускорения вывода на рынок нового функционала и предоставления новых возможностей. "Также мы провели комплексные работы по дополнительному масштабированию и резервированию сервиса с целью поддержания происходящего роста подключений ВАТС нашим клиентам", - добавил Руслан Ахлебининский.

По словам руководителя направления голосовых и интеллектуальных продуктов ПАО "МегаФон" Анастасии Гундориной, компания растет выше рынка. "Мы в 2021 г. расширили функциональность и привлекательность нашего продукта, что привело к росту доходов более чем на 50%. Мы запустили несколько новых опций, направленных на повышение продаж наших клиентов, интеграцию мобильной связи с виртуальными АТС, внедрили спектральный анализ записей разговоров на основе машинного обучения, повысили отказоустойчивость услуги и расширили ресурсы для пропуска трафика на сервисе. Кроме того, мы объединили три тарифа в один и предложили к нему дополнительные опции, которые можно включать при необходимости", - рассказала Анастасия Гундорина. По ее словам, сейчас на рынке большим спросом пользуются услуги по интеграции телефонии с бизнес-системами, а также по расширению анализа статистики звонков и записей разговоров. В "МегаФоне" планируют сделать акцент на синергичных услугах, которые объединяют ВАТС и 8-800 с другими сервисами коммуникаций.

По прогнозам экспертов компании "ТМТ Консалтинг", в 2022 г., с учетом снижения объемов трафика 8-800 в результате нормализации эпидемиологической ситуации, а также возможного ухудшения экономической ситуации в стране, объем рынка услуги "Бесплатный вызов" (8-800) уменьшится на 2%".

Новости из связанных рубрик