В III квартале смартфонов меньше - цена выше
Объем поставок в денежном выражении показал положительную динамику и по итогам III квартала текущего года, и в аналогичный период прошлого года до начала пандемии. По итогам III квартала 2021 г. объем поставок составил $2,3 млрд (согласно IDC).
"Глобальный дефицит компонентов существенно повлиял на поставки смартфонов в III квартале. В первом полугодии дефицит затронул не все бренды, и в целом поставки были устойчивыми, но в III квартале проблемы с поставками стали серьезными у большинства поставщиков, включая компанию Xiaomi, которая не испытывала проблем с поставками с начала года", - отмечает менеджер программ исследований "IDC Россия" Наталья Виноградова.
Директор программы IDC в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке Саймон Бейкер отметил, что Россия пострадала от дефицита устройств больше, чем некоторые другие страны, так как для ряда вендоров это менее значимый рынок с точки зрения поставок флагманских смартфонов, а также моделей 5G, поставки которых в последнее время, как правило, являются более приоритетными для производителей.
Вице-президент по закупкам и развитию компании "Связной" Михаил Догадин сказал, что в компании скорее согласны с утверждением, что Россия пострадала больше многих на рынке и о меньшей значимости рынка поставок флагманских смартфонов и моделей 5G.
"Мы фиксируем снижение поставок по некоторым моделям электроники. Согласно исследованию, проведенному аналитиками компании "Связной" по итогам девяти месяцев 2021 г., рынок смартфонов сократился в количестве на 6%, но вырос в деньгах на 26%. На результаты продаж в IV квартале ключевое влияние окажет ситуация с поставками товара. В данный момент мы наблюдаем некоторое улучшение и у нас оптимистичные прогнозы. Проблемы с поставками постепенно разрешатся, безусловно, все будет зависеть от общемировой стабилизации ситуации с нехваткой комплектующих", - отметил Михаил Догадин.
В пресс-службе Tele2 согласны, что на рынке есть дефицит компонентов и сложности с логистикой. Однако добавляют, что компания имеет действующие прямые контракты с крупнейшими игроками, которые позволяют минимизировать риски с поставками оборудования.
"У нас проходят совместные активности с производителями абонентского оборудования, под которые требуется определенный объем смартфонов. Это позволяет получать нам товар в достаточном для акции объеме", - отмечают в Tele2, добавляя, что не исключают в IV квартале 2021 г. сокращения рынка в целом относительно IV квартала 2020 г.
Исполнительный директор diHouse (входит в группу "Ланит") Андрей Тарасов отметил, что в diHouse не заметили снижения объемов поставок и продаж смартфонов. По его словам, продажи компании стабильно растут год к году: на 5% к 2020 г. и на 68% к 2019 г. Он говорит, что, несомненно, результаты были бы лучше, если бы не дефицит. И отмечает, что позитивная динамика компании в этом году отчасти связана с увеличением объемов поставок Xiaomi, одного из ключевых вендоров diHouse.
Наталья Виноградова из "IDC Россия" сообщает, что поставки в IV квартале, как правило, являются самыми значительными по итогам года, однако ситуация с нехваткой компонентов скорее всего сохранится. По ее словам, остается также неопределенность относительно нескольких десятков моделей компании Samsung с поддержкой Samsung Pay, запрещенных к продаже в России из-за судебных споров о нарушении авторских прав.
"Таким образом, по предварительному прогнозу, рынок на конец года может сократиться по отношению к IV кварталу прошлого года", − подчеркнула Наталья Виноградова.
"Да, так и есть. В этом квартале мы получаем меньше товара, чем в предыдущем. Однако я не стал бы делать прогнозы, потому что у нас впереди еще полтора месяца. Производители прикладывают массу усилий, чтобы до конца декабря поставить нам как можно больше товара, поэтому еще есть шансы вырасти в объемах по отношению к прошлому году", - соглашается со словами о сокращении рынка в текущем квартале Андрей Тарасов из diHouse.
По данным исследования, в III квартале компания Samsung восстановила лидерство на рынке смартфонов, а Xiaomi заняла второе место. Первые партии поставок новой линейки iPhone 13 были значительными, однако новые модели появились только в конце квартала, и успех этих моделей станет более очевидным в преддверии Нового года. Доли брендов на российском рынке (в штучном выражении) распределяются так: Samsung (34%), Xiaomi (26%), Apple (15%) - тройка лидеров. Еще 8% - доля Realme, 3% - Poco, оставшиеся 14% - другие поставщики, согласно данным IDC.
В пресс-службе ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") заявили, что, действительно, наблюдаются ограничения в поставках от производителей смартфонов, и в первую очередь они касаются Apple, Samsung и Xiaomi - на них приходится примерно 90% оборота устройств.
"И если дефицит новинок Apple довольно традиционен, то с дефицитом основного модельного ряда мы не сталкивались уже довольно давно. Сроков выхода из этой ситуации пока нет. Тем не менее на данный момент "Билайн" находится "в рынке" с точки зрения доступности товаров на полке", - отметили в "Билайне".
Кроме того, аналитики IDC установили, что поставки кнопочных телефонов показали устойчивый рост. В этом сегменте наблюдается изменение продолжительной тенденции спада. По итогам квартала поставлено 3,3 млн кнопочных телефонов в штучном выражении.
"Кнопочные телефоны не теряют своей актуальности. Базовый функционал - смс и звонки - подходит, например, курьерским службам, некоторым торговым организациям, но главными пользователями по-прежнему остаются возрастные люди. Кроме того, часть покупателей предпочитают иметь дома кнопочный телефон в качестве запасного устройства. Такие телефоны обладают достаточно весомым преимуществом перед смартфонами - возможностью работать без подзарядки длительное время, что позволяет всегда оставаться на связи", - заключил Михаил Догадин из "Связного".
В Tele2 заметили, что на данные товары есть спрос среди клиентов, которым телефон нужен исключительно для звонков, но продажи кнопочных устройств не являются фокусом для компании как оператора. По словам Андрея Тарасова из diHouse, в компании не уловили тенденции роста поставок и продаж кнопочных телефонов.
"Если это сейчас происходит на рынке, то, скорее всего, связано с сиюминутной конъюнктурой - например, доступностью комплектующих для кнопочных устройств, что позволяет производить и продавать их больше. Тем не менее кнопочные телефоны все-таки уходят в прошлое", - резюмирует Андрей Тарасов.