Тимофей
Корнев
09.11.2021

Продажи ноутбуков, ставших товаром "первой необходимости" в прошлом году на фоне пандемии, в октябре 2021-го показали неожиданный рост, отмечают продавцы техники.

О том, что в октябре продажи ноутбуков вновь начали расти, РБК рассказали несколько участников рынка. Вывод подтверждают данные GfK, согласно которым в прошлом месяце было продано более 296 тыс. ноутбуков, что на 11% больше, чем в октябре 2020-го. Причем в последнюю неделю октября продажи выросли сразу на 25% по сравнению с аналогичной неделей год назад.

По словам представителя пресс службы "М.Видео-Эльдорадо", в октябре спрос на ноутбуки в этой сети прибавил более 20% в штуках и больше трети в деньгах, что было выше рынка, который вырос примерно на 15% в количественном выражении и около четверти в денежном. "Спрос драйвили сразу несколько факторов — в октябре мы увеличили ассортимент, стартовала новая версия Windows, в ряде регионов стали вводиться ограничения, связанные с пандемией, затем появилась информация о нерабочих днях, во второй половине месяца интерес подогревала "черная пятница" (распродажа, которая приходится на 26 ноября, но в этом году в некоторых сетях была запущена раньше)", — рассказал представитель "М.Видео-Эльдорадо". Увеличение спроса подтвердил и представитель МТС: после введения ограничений, по его словам, продажи ноутбуков увеличились на 15%.

Нерабочие дни были введены в Воронежской, Нижегородской, Курской, Новгородской и Самарской областях, а также в Пермском крае с 25 октября; в Северной Осетии и Чувашии — с 26-го, в Саратовской области — с 27-го; в Москве, Подмосковье, Калининградской области, Республике Адыгея — с 28-го; в остальных регионах России, за исключением Пермского края, — с 30-го; в Пермском крае — с 1 ноября.

Как первый локдаун повлиял на спрос

Спрос на ноутбуки начал расти с весны 2020 года на фоне роста курса доллара и введения ограничений из-за пандемии. Так, в марте прошлого года продажи выросли на 68% по сравнению с тем же месяцем 2019-го, оценивала ранее GfK.

За весь 2020 год в России было продано около 3,1 млн ноутбуков на сумму 140 млрд руб., что на 30% в штуках и 55% в деньгах больше, чем годом ранее, оценивала "М.Видео-Эльдорадо". "Во время пандемии и действия режима самоизоляции у россиян возникла потребность в мобильных компьютерах для работы, учебы и других повседневных онлайн-задач, а также для развлечений — игр, кино и пр. Ноутбуки стали одними из товаров первой необходимости", — говорил руководитель направления "Домашний офис" "М.Видео-Эльдорадо" Алексей Помозов.

Однако в этом году продажи снизились по отношению к показателям прошлого. В первом квартале показатель снизился на 11,9% по отношению к тому же периоду 2020 года, во втором квартале — на 13,6%, в третьем — на 9,5%. Старший консультант GfK Андрей Серегин пояснил, что в начале прошлого года введение карантина совпало с резким падением курса рубля, что привело к традиционному росту рынка дорогих импортных товаров. Затем спрос подстегивали карантин и удаленная работа, и к четвертому кварталу он был уже в основном удовлетворен. В этом году рынок возвращается к традиционной сезонности.

С чем связан новый всплеск

По словам гендиректора Acer в России Дмитрия Кравченко, рост рынка компьютеров продолжается за счет обновления парка устройств в компаниях. "Объем рынка ПК в нашей стране достигал пиковых значений в 2012 году, а затем его отчасти каннибализировали планшеты и смартфоны. Эти устройства преимущественно используются для потребления контента и не очень удобны для его создания, поэтому часто не подходят для продуктивной работы или учебы. Поэтому государственные, образовательные организации, компании и индивидуальные потребители в 2020 году массово осознали незаменимую роль современного производительного компьютера для решения своих повседневных задач", — указал Кравченко. По его словам, текущий объем рынка ПК в России в разы меньше уровней 2012 года, из чего он делает вывод, что в стране существует "значительный отложенный спрос на обновление настольных компьютеров и ноутбуков, который будет поддерживать рост в ближайшие годы".

При этом главным фактором для роста продаж именно в октябре глава Acer назвал текущую стоимость устройств. "В прошлом году в условиях дефицита ретейлеры начали поднимать цены на ноутбуки, чтобы не остаться с пустыми полками, тогда как сейчас предложение сбалансированно по ценовым сегментам. Себестоимость на большинство компонентов пока растет в долларах. В локальной валюте ее сглаживает укрепление рубля", — отметил Дмитрий Кравченко.

Руководитель пресс-службы ASUS Кирилл Погорелов напомнил, что в третьем квартале прошлого года продажи были очень хорошими, поэтому в этом году за тот же период было падение. В четвертом квартале 2020-го, по его словам, товара не хватало, и в этом году можно ожидать рост, хотя "по-прежнему остается неопределенность с производством и логистикой, поэтому итоговый результат сложно прогнозировать".

Старший директор по продажам Huawei CBG Аркадий Граф говорит, что в продажах ноутбуков в этом году "снова наблюдаются любопытные результаты". По его словам, в октябре компания зафиксировала рост продаж устройств серии Huawei MateBook и ожидает еще больший рост до конца декабря. В качестве причин он назвал то, что дистанционный, или внеофисный, формат работы для многих компаний с прошлого года стал нормой. "За время вынужденной самоизоляции пользователи ощутили, как важно обустроить дома полноценный смарт-офис, чтобы не просто выполнять рабочие или учебные задачи, но и делать это максимально эффективно и с разумной тратой времени", — отметил он.

По словам президента HONOR в России, Турции и странах СНГ Тони Рана, они видят рост интереса к ноутбукам с большим экраном и камерой с более высоким разрешением, что, по его мнению, может быть обусловлено необходимостью постоянно совершать рабочие видеозвонки.

Новости из связанных рубрик