Сервис доставки "Самокат" подал иск к Apple в США
Сервис доставки продуктов "Самокат" подал иск к Apple в США, пытаясь предотвратить исключение своего приложения из AppStore. Удалить его американскую компанию попросил сервис аренды самокатов "Самокат Шеринг Систем"
Разработчик российского сервиса экспресс-доставки продуктов "Самокат" компания Smart Space (российское юрлицо "Умное пространство") 21 октября подал иск к Apple в Окружной суд США по Северному округу Калифорнии, следует из материалов суда. Первым на него обратило внимание издание AppleInsider.
В иске говорится, что Apple уведомила Smart Space, что ее приложение может быть удалено из магазина AppStore по требованию компании Samocat Sharing System, которая занимается арендой самокатов и утверждает, что сервис экспресс-доставки продуктов нарушает права на имя SAMOCAT. Apple просила Smart Space предоставить доказательства, что компания не нарушает права заявителя или что стороны предпринимают шаги для оперативного решения вопроса. Smart Space отправила ответ, в котором представила различные объяснения из российского законодательства, почему сервис использует товарный знак правомерно, а также заверила, что стороны ведут переговоры о разрешении спора. Однако Apple до сих пор не ответила компании.
Если Apple удалит приложение Smart Space из AppStore, сумма ущерба, по оценке компании, может составить $75 тыс. Поскольку удаление приложения приведет к разрушению существующих и потенциальных экономических отношений, Smart Space посчитала, что необходимо использовать превентивные средства судебной защиты. Она просит не допустить вмешательства Apple в российский спор о товарных знаках.
Что известно о "Самокатах"
Smart Space управляет продовольственными и товарными складами на территории России и сейчас принадлежит "О2О Холдингу" — совместному предприятию Сбербанка и VK (до недавнего времени Mail.ru Group). В 2018 году компания заключила соглашение с Apple и создала мобильное приложение для доставки еды и товаров со складов. Изначально приложение называлось "Магазинчик", а в апреле 2019-го было переименовано в "Самокат: быстрая доставка еды" (сейчас — "Самокат: доставка еды и товаров"). Как отмечается в иске, до начала пандемии у сервиса было 188 тыс. пользователей в России, впоследствии показатель вырос примерно в 17 раз, до 3,2 млн пользователей.
Предъявившее права на товарный знак SAMOCAT ООО "Самокат Шеринг Систем", по данным СПАРК, зарегистрировано на территории технопарка "Сколково" и находится в процедуре банкротства. Samocat Sharing System действительно обратилась в Apple за защитой прав на товарный знак, подтвердил РБК Сергей Писаренко, гендиректор "Самокат РУС", "дочки" "Самокат Шеринг". "Мы зарегистрировали свой товарный знак SAMOCAT в 2019 году [заявка была подана летом 2018 года, а регистрация состоялась 16 октября 2019 года], так как это наше название. Долгое время наши аудитории не пересекались с аудиторией сервиса доставки. Смею предположить, что в момент проведения due diligence со стороны инвестора к компании Smart Space возник вопрос по владению торговой маркой "Самокат" и прав на нее. Эта компания сама инициировала переговоры. К соглашению мы пока не пришли, но открыты для обсуждений", — рассказал Писаренко. Он не стал комментировать иск в американский суд, сославшись на то, что узнал о нем от РБК.
Представитель Smart Space подчеркнул, что Samocat Sharing System находится в процессе банкротства и что ее бывшие представители предлагали компании разрешить спор за значительную сумму денег. "Посчитав требования бывшего представителя необоснованными (отсутствие нарушения товарного знака, злоупотребление правом, действие без полномочий) и в целях обеспечения гарантии работоспособности приложения "Самокат" для потребителей (особенно в период локдауна), мы обратились с требованием к Apple в суд Калифорнии", — пояснил он. По его словам, компания и Apple заключили внесудебное соглашение, предусматривающее обязательство Apple сохранить приложение "Самокат" в AppStore, несмотря на заявленные требования третьего лица. РБК направил запрос в российскую "дочку" Apple.
Управляющий партнер московского офиса коллегии адвокатов Pen & Paper Антон Именнов отметил, что, согласно расписанию, суд назначил на 25 января 2022 года предварительное заседание по иску Smart Space к Apple, в ходе которого будут разрешаться вопросы о процессуальной судьбе дела, определяться график и порядок предоставления процессуальных документов, дополнительных доказательств, а также ряд иных организационных вопросов. До 4 января установлен срок для предоставления суду мирового соглашения.
"Аргументация Smart Space выглядит убедительной, однако в лицензионном соглашении Apple указывает о своем праве прекратить размещение приложения на своей площадке без указания причины. Также в этом соглашении описываются возможные причины такого решения, среди которых есть нарушение патентов и авторских прав, товарных знаков и другого со стороны конечного пользователя", — указал эксперт. Он отметил, что позиция Apple в данный момент неизвестна — от них не поступало процессуальных документов. В то же время Именнов считает маловероятным, что Apple могли посчитать данную ситуацию правонарушением, особенно учитывая разбирательства Smart Space и "Самокат Шеринг" в России. "Скорее всего, Apple просто не уделила вопросу особого внимания, которое Smart Space и решило привлечь подачей иска", — заключает он.