Ретейл покорил венчурных инвесторов
По оценке Dsight, более 40% российских внешних корпоративных акселераторов ищут технологические проекты в направлениях ретейла и клиентских сервисов.
Количество сделок составило 26 штук, что в 2,4 раза больше, чем в первом полугодии 2020 г. Этот результат составил 20% от общего количества венчурных сделок за период, причем размер доли удвоился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Доля же привлеченных инвестиций остается невысокой и составляет всего 3% от общего объема венчурных инвестиций за первое полугодие 2021 г.
В первом полугодии 2021 г. медианный размер одной сделки в области RetailTech и Customer Service вырос почти в три раза, до $0,6 млн, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Частные фонды и бизнес-ангелы проявили наибольшую активность по количеству сделок (14 из 26), однако наибольшее финансирование индустрия продолжает получать от корпоративных инвесторов ($9 млн из $28 млн).
Половину из топ-10 сделок на российском венчурном рынке первого полугодия 2021 г. составили сделки с участием стартапов, разрабатывающих программное обеспечение для магазинов.
В первом полугодии 2021 г. объем венчурных инвестиций в B2B-сервисы для ретейла вырос в пять раз, до $20 млн, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Более четверти всех венчурных инвестиций пришлись на сервисы доставки из интернет-магазинов.
Руководитель практики исследования рынка Dsight Дарья Жаркова отмечает, что инвестиции в розничную торговлю состоят из инвестиций в два направления - платформы электронной коммерции (е-com) и технологические решения, направленные на повышение эффективности онлайн- и офлайн-торговли (RetailTech).
"За первые 10 месяцев 2021 г. аналитики Dsight зафиксировали 23 сделки на сумму $30 млн. По итогам 2021 г. будет минимум двукратный рост в количестве сделок и трехкратный рост в объеме инвестиций по сравнению с прошлым годом", - ожидает Дарья Жаркова.
"В 2021 г. возросла активность со стороны частных фондов по количеству сделок, однако основным источником финансирования отрасли являются корпоративные инвесторы. По итогам первого полугодия 2021 г., доля инвестиций в ретейл составила около 3% от общего объема венчурного финансирования в РФ", - отмечает Дарья Жаркова.
Директор ПАО "МТС" по инновациям и инвестициям Дмитрий Курин согласен с оценкой Dsight и связывает рост инвестиций в ретейл с развитием e-commerce.
"Мы прогнозируем, что его доля в общем объеме рынка российской розницы продолжит расти и составит 14%, а оборот превысит 5,5 трлн руб. к концу 2022 г. Это, безусловно, будет стимулировать интерес инвестиционных фондов к отрасли. Для центра инноваций и инвестиций MTS StartUp Hub инновации в области ретейла и клиентского обслуживания являются одним из фокусов работы. Треть проектов, которые проходили наши акселерационные программы, связаны с технологиями для розничной торговли и клиентскими сервисами. Потенциальный экономический эффект для компании от использования подобных решений исчисляется миллиардами рублей. Мы видим огромные перспективы в этом направлении", - отмечает Дмитрий Курин.
Аналитик "Фридом Финанса" Антон Скловец подчеркивает, что рынок ретейла 2021 г. постепенно выходит из фазы консолидации, в которой он находился в течение 2020 г., меняется его структура, трансформируются и расширяются онлайн-площадки, а те, кто остался в офлайне, ищут решения в шоурумах и системах самообслуживания.
"Основные игроки - в поиске технологических решений, которые помогут оптимизировать рынок ретейла и клиентские сервисы. Что касается сделок, то в первом полугодии мы наблюдали их увеличение с перевесом по количеству в пользу частных фондов и бизнес-ангелов, но ситуация с объемом финансирования в ближайшее время не изменится. В развитии рынка ретейла, в частности е-comerce, заинтересованы такие гиганты, как Сбербанк и "Яндекс", которые активно инвестируют в технологические решения. Вряд ли бизнес-ангелы, частные венчурные инвесторы, смогут пока предложить аналогичный объем инвестиций", - считает Антон Скловец.