"МегаФону" и отрасли нужно искать новые точки роста
Показатель OIBDA увеличился на 5,6% до 37,6 млрд руб., рентабельность OIBDA сократилась на 0,7% до 44,7%. Основными факторами, оказавшими влияние на рентабельность, стали увеличение затрат на рекламу после сокращения в прошлом году в период пандемии и низкой активности потребителей, а также рост низкомаржинальных продаж оборудования.
CAPEX увеличился на 4,6% до 13,7 млрд руб. Чистый долг сократился за квартал на 4,4 млрд руб. до 301,9 млрд руб.
Сервисная выручка во втором квартале увеличилась на 4,5% до 76,6 млрд руб., продемонстрировав постепенное восстановление после спада, вызванного пандемией. Основными драйверами роста стали выручка от передачи данных, контент-услуг, в том числе группы START, и цифровых услуг - сохраняется высокий спрос на аналитические сервисы с использованием больших данных и решения для организации удалённой работы сотрудников и удаленного управления объектами. На фоне постепенного открытия границ выручка от международного роуминга также продемонстрировала рост.
Во втором квартале продолжилось восстановление покупательской активности в розничной сети. Выручка от продажи оборудования и аксессуаров выросла на 44,6% до 7,5 млрд руб., в том числе, благодаря росту спроса на более дорогие смартфоны.
База абонентов "МегаФона" в России выросла на 2,1% по сравнению со вторым кварталом прошлого года и составила 72 млн с применением новой методики учета. Во втором полугодии 2020 г. после завершения миграции на новый биллинг компания скорректировала систему учета абонентской базы, ужесточив требования к проверке активности абонентов. Новая система позволяет компании более эффективно использовать номерную емкость.
Аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын характеризует результаты как уверенные и умеренные. Рост выручки за второй квартал на 7% - высокий показатель, столь же удачный, как у МТС и "Ростелекома". "Однако за полугодие выручка выросла не столь быстро, а лишь на 4,5%. Такие темпы не позволят сократить разрыв в выручке с двумя лидирующими операторами. Перечисляя драйверы роста, оператор указывает контент-услуги, инструментарий для удаленной работы и анализ больших данных. Тут, конечно, возникает вопрос, что считать драйверами роста - небольшие направления, которые очень быстро растут, т.е. чемпионов по темпам, или все-таки те направления, которые дают наибольший прирост. В случае "Мегафона" это, по-видимому, восстановление сервисной выручки и розничных продаж в салонах, и то и другое добавило около трех миллиардов рублей, но поскольку сам розничный сегмент - это 7,5 млрд руб., а сервисная выручка - 76, то темпы прироста в рознице, конечно, на порядок выше. Но это не значит, что сохранятся темпы. Инвариантом тут является выручка", - говорит Леонид Делицын.
Сейчас выручка "Мегафона" уступает аналогичному показателю МТС в 1,5 раза, подчеркивает Леонид Делицын. "Теория конкуренции Майкла Портера, как известно, учит, что ситуации с приблизительно равными и во всем сопоставимыми игроками на таком рынке - неустойчивая, и неизбежно наступит специализация. Крупнейший игрок будет снижать издержки, а остальные - либо оказывать услуги премиального качества, либо обслуживать ниши. "МегаФон" позиционируется как оператор, предоставляющий услуги максимально высокого качества. При этом абонентская база растет и охватывает 72 млн пользователей, то есть практически всех, и до строгого следования Портеру пока далеко, и о полной стабильности ситуации на рынке говорить рано. Операторы продолжат искать уникальное позиционирование", - указывает Леонид Делицын.
Аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке "Фридом Финанс" Александр Осин считает, что результаты позитивные, отражают рост бизнеса компании, отраженный в увеличении активов на 10% (год к году) после спада этого показателя под влиянием кризиса в предыдущие два квартала. Выручка "МегаФона" во втором квартале по МСФО составила 84,13 млрд руб., что на 7,1% больше, чем за аналогичный период 2020 г. "Впрочем, стратегических изменений в характере бизнеса "МегаФона" статистика не отразила. Был успешный с точки зрения продаж квартал. Это прежде всего, как представляется, относится к продажам оборудования и аксессуаров, выручка от которых возросла на 44,6% - до 7,5 млрд руб., в том числе, благодаря росту спроса на более дорогие смартфоны. Основными драйверами роста стали выручка от передачи данных, контент-услуг и цифровых услуг. В рамках существенного ускорения прироста выручки компания - в том числе за счет оптимизации издержек и снижения долговой нагрузки - сумела существенно нарастить рентабельность. Чистая прибыль возросла в 3,2 раза - до 12,68 млрд руб.", - говорит он.
Компании, как и отрасли в целом, необходимы "точки роста", новые прибыльные направления развития, считает Александр Осин. Пока имеет место представляющаяся характерной для отрасли в целом тенденция улучшения показателей на фоне относительно стабильных операционных данных, но за счет улучшения ценовой конъюнктуры.
В условиях ожидаемо низких - на уровне 1-3% (в рамках текущих долгосрочных официальных прогнозов и официальных оценок динамики ВВП в рамках которых рост валового продукта составляет порядка 2-4% (год к году) в среднем темпов прироста доходов населения значимым компаниям сектора крайне непросто вернуться к показателям роста выручки, которые они достигали до начала периода застоя в 2012-2013 гг., отмечает Александр Осин. По его словам, в этой макроэкономической ситуации отрасль останется, как показывает практика в текущем тренде низких темпов прироста. Необходимы внешние драйверы, изменение макроэкономических предпосылок под влиянием действий властей, но в политике регуляторов преобладает, как представляется первоочередное стремление ограничивать, подавлять инфляционные риски.
"По итогам года - с учетом благоприятной ценовой ситуации на рынке услуг Мегафона и принимая во внимание благоприятную, стабильную операционную статистику компании, повышаем прогноз чистой прибыли эмитента на 2021 г. с 30,4 млрд руб. до 35,6 млрд руб. прогноз выручки повышен с 338 млрд руб. до 356 млрд руб", - дает прогноз Александр Осин.