Москва QR-кодам не верит
Мельникова корреспондент ComNews.ru
С начала пандемии COVID-19, первого шока и попыток российских, и в частности московских, властей обуздать распространение коронавируса цифровыми методами прошел год. Однако с наступлением очередной волны складывается впечатление, что власти оказались не готовы к такой "неожиданности". Они впадают в крайности и для купирования инфекции предпринимают, мягко говоря, абсурдные меры. В этот раз главным "козлом отпущения" стал ресторанный бизнес. С 28 июня столичные и подмосковные пункты общественного питания смогут посещать только граждане со специальным QR-кодом.
Посетить московские заведения общепита с 28 июня можно будет только привитым от COVID-19, переболевшим коронавирусом не более чем полгода назад либо обладателям отрицательного ПЦР-теста, сделанного не ранее чем за три дня до визита. "Сегодня я подписал указ, в соответствии с которым использование этой технологии будет обязательным для всех ресторанов и кафе, которые хотят продолжить работу в обычном режиме. Пройти ПЦР-тестирование необходимо в одной из лабораторий города Москвы, передающих сведения в систему ЕМИАС", - сообщил в личном блоге мэр Москвы Сергей Собянин 22 июня. 23 июня подмосковные регионы последовали примеру столицы.
Год спустя после введения электронных пропусков для передвижения по улицам, из-за которых в метро возникали пробки из людей, а сайт mos.ru "лежал", мы снова наблюдаем меры, связанные с QR-кодами. За год можно было разработать и отладить систему идентификации и контроля заболевших, привитых, переболевших. Но, судя по всему, не созданием специальных платформ занимались чиновники, а заявлениями о первой в мире вакцине и многочисленных победах над коронавирусом. "Насколько мне известно, сегодня утром впервые в мире зарегистрирована вакцина против новой коронавирусной инфекции", - заявлял Владимир Путин летом прошлого года. "Мы говорим о том, что при определенных издержках, проблемах, при потерях, но все-таки мы достаточно ритмично, так скажем, работаем и выходим из этой ситуации с коронавирусом уверенно, с минимальными потерями", - сообщал Владимир Путин год назад и, как показало время, ошибся.
Видимо, спокойствие главы государства подействовало усыпляюще на чиновников на местах, и они решили, что скоро все закончится, а значит, излишнего рвения проявлять не стоит. Не нужно, используя все имеющиеся медийные площадки, активно вести разъяснительную кампанию о необходимости прививаться от коронавируса. Не нужно думать над тем, чтобы доносить правильную информацию о прививках и аргументировано противостоять антипрививочникам, беснующимся в Сети, и прочим мракобесам с их рассказами про "ковидные лучи смерти 5G". Все это, как казалось, не имеет значения - ведь вакцина создана, она доступна бесплатно, а население у нас просвещенное и думающее о ближнем.
В итоге спустя год власти Москвы снова оказались удивлены: вирус не отступил, прививаться почти никто не захотел и надо срочно продемонстрировать активную борьбу с пандемией. Но даже те, кто сделал прививку от коронавируса, жалуются на проблемы с получением QR-кода. Менеджеры двух ИТ-компаний рассказали корреспонденту ComNews, что еще несколько месяцев назад привились вакциной "Спутник V" (один - в частной клинике "Медси", второй - в Подмосковье), однако информации об этом в их личных кабинетах на сайте госуслуг так и не появилось. Оператор службы поддержки посоветовал обоим лично съездить в медучреждения, где сделаны прививки, и самостоятельно "разобраться на месте".
На этот раз под огонь попал бизнес рестораторов и кошельки москвичей. Портал mos.ru на прошлой неделе при попытке записаться на ПЦР-тест на коронавирус в поликлинике (бесплатно) либо выдавал ошибку, либо сообщал, что свободных для записи мест нет. При этом двумя неделями ранее на бесплатную сдачу этого анализа еще можно было свободно записаться. А это значит, что большинству граждан при желании получить QR-код придется раскошелиться на ПЦР в платной лаборатории. Кроме того, ажиотаж создал проблемы для тех, кому тест нужнее, чем столичным гурманам. Например, если человеку нужно срочно проверить, чем он болен, у него уже не остается возможности сделать это бесплатно, записавшись через портал московских госуслуг.
Помимо очередного прямого способа изъятия денег у населения, введение обязанности посещения заведений общепита со специальным QR-кодом расходует средства налогоплательщиков и косвенно: на поддержание решения понадобятся бюджетные средства. "Конечно, в процессе адаптации к новому порядку посещения заведений общепита у граждан могут возникать вопросы, связанные с отсутствием в базах данных сведений о вакцинации, перенесенном заболевании или сданном ПЦР-тесте. Для решения этих вопросов создана специальная группа разбора, которая будет работать максимально оперативно. Обратиться в группу разбора можно будет через личный кабинет на портале mos.ru", - сказано в блоге Сергея Собянина. На создание группы разбора (среди прочего - на оплату рабочего времени специалистов) потребуются немалые деньги.
Если во времена первой волны коронавируса цифровые пропуска и прочие меры разрабатывались в спешке и "с нуля", и это хоть как-то оправдывало то, что система работала неидеально и возникали проблемы на местах, то на этот раз сбои в работе системы (а они, безусловно, случатся) будут вызывать как минимум недоумение.
Да и в целом сложно понять, почему под раздачу попал именно общепит. Такое решение дает повод говорить о том, что власть кидается в крайности, а также демонстрирует нелогичность и непоследовательность действий. В этой же статье в блоге Собянина сказано: "С 22 июня 2021 г. вводится временный запрет на проведение концертных, зрелищных, развлекательных и спортивных мероприятий с одновременным присутствием более 500 человек - как на открытом воздухе, так и в зданиях, строениях, сооружениях". Выходит, что 499 человек в закрытом помещении можно собирать без сдачи анализов и получения кода, а 10-50 человек за отдельно стоящими столами в ресторане - нет.
Авиасообщение с Турцией, Грецией и другими странами возобновляют, при этом не только продавая каждое место в самолете, но и не предоставляя дополнительных автобусов для подъезда к трапу, набивая автобус людьми, как в метро в час пик. Проводятся концерты, конференции, футбольные матчи с присутствием сотен и тысяч людей. Но в то же время вводят ограничения для ресторанов. У любого человека возникает вопрос - почему власть одной рукой разрешает, а другой запрещает, и создается стойкое ощущение, что и первое, и второе делается в случайном порядке. Помимо этого, федеральным учреждениям культуры в столице рекомендовано с 28 июня применять систему QR-кодов. Поскольку речь идет именно о рекомендации, то, видимо, власти столицы считают, что в каждом "культурном" учреждении есть свой специалист-вирусолог и у них достаточно квалификации, чтобы самим решать, следовать ли рекомендации. Заведениям общепита такого выбора не оставили.
Власти Подмосковья не отстают от столичных коллег в стремлении установить самый большой "памятник логике". Московская область не только повторяет опыт с ресторанами - местный губернатор пошел дальше: без QR-кода нельзя будет поселиться в гостинице дольше чем на трое суток. На трое можно, на четверо - нет: видимо, вирус набрасывается на человека только на четвертый день.
Наверное, кто-то искренне верит, что такой набор решений предотвратит распространение инфекции. Но наиболее вероятен другой вариант - изобразить заботу о гражданах, а попутно покормить частные лаборатории, ведь любая страна мира принимает ПЦР-тест из всех регионов России, а сдать тест для получения QR-кода в ресторан Москвы необходимо исключительно в Москве.
Еще один вероятный эффект от введения QR-кодов для посещения ресторанов - расцвет теневого рынка, мошенничества и ухода от уплаты налогов. Например, уже сейчас не от хорошей жизни многие из ресторанов, переживших первый локдаун, просят клиентов оплатить счет наличными или переводом на карту одного из сотрудников, ссылаясь на неработающий терминал для оплаты (чтобы не держать отчет перед ФНС). Теперь же, когда посетителей общепита резко поубавится (едва ли найдется много желающих перед каждым визитом в ресторан сдавать тест, тратя примерно по 2000 рублей), представители отрасли общественного питания, чтобы выжить, будут любой ценой искать возможность обходить запрет и пускать всех желающих (без кодов). Ну и, конечно, с таких посетителей будут брать оплату наличными, проводить деньги мимо кассы и в обход налоговой системы.
Одним из условий получения QR-кода является прохождение вакцинации от коронавируса либо перенесенное заболевание. Сейчас в выдаче поисковиков легко найти сайты, предлагающие купить поддельные сертификаты о вакцинации. Более того, такие предложения приходят в личные сообщения. Поддельный сертификат стоит около 20 тысяч рублей. И многие люди готовы будут платить за поддельные документы - лишь бы не чувствовать давления.
Кстати, о прививках. Еврокомиссия собирается привить одной дозой 60% взрослого населения ЕС к 27 июня. А это около 50% от всего населения (включая детей). Аналитически ресурсы Gogov и Our World in Data приводят темпы вакцинации в Европе за последнюю неделю: 1,76 млн привитых в день (в блоге Собянина написано, что количество москвичей, получивших хотя бы первый компонент вакцины, превысило 2 млн человек - что почти равно количеству привитых в Евросоюзе в день). Gogov и Our World in Data подсчитали, что, придерживаясь такого темпа, в ЕС через 14/47/80 дней будет вакцинировано 50%/60%/70% населения. Для сравнения прогнозные данные по России: 244/313/381 дней понадобится для вакцинации 50%/60%/70% населения.
В итоге, создав вакцину первой в мире, Россия далеко не в лидерах по количеству привитого населения. Вероятно, это происходит из-за неверной точки приложения давления российских властей на граждан. Если бы, например, президент РФ привился в прямом эфире или все высшие лица государства появлялись на публичных мероприятиях и экранах телевизоров в масках, эффект был бы другим. Но российская пропаганда занята иными вещами, в то время как Сеть полнится историями о том, как люди после российской прививки заболевают. Вместо корректной информационной кампании наше государство вводит меры по принудительной вакцинации либо идет на другие шаги, подобные QR-кодам в ресторанах, которые вынудят население привиться.
Вряд ли ход с QR-кодами для посещения общепита снизит количество заболевших. Похоже, что цель этой меры - не остановить распространение инфекции, а отчитаться о проделанной работе. Пока же страдает гражданин и ресторанный бизнес (а это тот самый малый бизнес, о котором так пекутся чиновники всех мастей). По данным Росстата, оборот российских заведений общественного питания в 2020 году составил 1,35 трлн руб., сократившись на 20,7% в сравнении с 2019-м. Если власть хочет, чтобы народ слушал и воспринимал посыл, нужно опираться на его доверие, но пока власть ведет себя непоследовательно, доверия граждан не вернуть. Подобные действия вызывают лишь непонимание, переходящее в негодование.