Третий по хронологии появления проект прокладки подводной волоконно-оптической линии из Европы в Азию по дну российских арктических морей - "Полярный экспресс" стал первым по срокам старта и, похоже, вообще единственным. На Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) соглашение об участии в нем подписала ГК "Росатом".
© ComNews
07.06.2021

Еще недавно казавшийся фаворитом гонки международный проект Arctic Connect заморожен: за неделю до вхождения "Росатома" в "Полярный экспресс" российский участник кабельной системы Arctic Connect - "МегаФон" решил пересмотреть структуру и экономику проекта. Еще один арктический кабельный проект - "Северное сияние" похоже, будет искать возможности объединения с "Полярным экспрессом": с прошлого года его инициаторы пытались привлечь "Росатом" как государственного партнера.

В третий день ПМЭФ-2021, 4 июня, на стенде "Росатома" соглашение о сотрудничестве по проекту "Полярный экспресс" подписали АО "Атомный энергопромышленный комплекс" ("Атомэнергопром") и будущий оператор этой подводной оптической линии - ФГУП "Морсвязьспутник". Подписи под документом поставили председатель совета директоров, заместитель директора АО "Атомэнергопром" Екатерина Ляхова и генеральный директор ФГУП "Морсвязьспутник" Андрей Куропятников (на фото).

После подписания Екатерина Ляхова сказала корреспонденту ComNews: "ГК "Росатом" - инфраструктурный оператор Северного морского пути (СМП), и подводная ВОЛС в Арктике - один из ее важнейших элементов. Оптическая линия поможет в обеспечении ключевой задачи - круглогодичного судоходства по СМП". Она добавила, что столь протяженный кабель (длина ВОЛС "Полярный экспресс" составит 12 650 км) требует надежного энергообеспечения. Когда новая ВОЛС будет построена, "Росатом" возьмет на себя еще две значимые функции. "Мы планируем строить в арктической зоне ЦОДы, для которых совершенно необходимо будет использование ресурсов высокоскоростной подводной ВОЛС. Мы также будем партнером компании "Морсвязьспутник" при коммерциализации мощности этой оптической линии на российском и зарубежных рынках", - прокомментировала Екатерина Ляхова.

Андрей Куропятников уточнил корреспонденту ComNews, что "Полярный экспресс" является государственным проектом и подписанное с АО "Атомэнергопром" соглашение не предполагает выделения той или иной доли в нем "Росатому".

В пресс-релизе "Росатома" приводятся такие слова главы "Морсвязьспутника": "Я уверен, что высокая отраслевая экспертиза ГК "Росатом" поможет нам реализовать стратегические цели по цифровизации побережья Арктики и Дальнего Востока России, что способствует выполнению указа президента РФ "О стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 г.", включая развитие сберегающих технологий и технологий создания инфраструктуры центров обработки данных".

Проект стартует уже в этом месяце: Андрей Куропятников сообщил ComNews, что выход судна-кабелеукладчика из порта Мурманска запланирован на конец июня.

О запуске "Полярного экспресса" объявлено в апреле 2021 г., на совместной пресс-конференции Минтранса РФ, ФГУП "Росморпорт", ФГУП "Морсвязьспутник" и головного исполнителя проекта - АО "Управление перспективных технологий" (см. новость ComNews от 21 апреля 2021 г.). Этот проект стоимостью 65 млрд руб. включает не только прокладку трансарктической ВОЛС от Мурманска до Владивостока, но и строительство в Мурманске завода по производству подводного оптического кабеля (по данным ComNews, он только что начал работу). Кабельная система "Полярный экспресс" будет насчитывать 150 оптических ретрансляторов и состоять из шести пар волокон: четыре пары - для транзита трафика Европа - Азия, а две - для выхода на берег в российских арктических портах.

3 июня о взаимодействии для резервирования каналов на всей протяженности ВОЛС "Полярный экспресс" либо ее отдельных участков договорилась компания МТС, которая подписала на ПМЭФ-2021 соответствующее соглашение с ФГУП "Морсвязьспутник". Как сообщила пресс-служба ПАО "МТС", партнеры совместно проработают возможности организации отдельной линии связи между береговой станцией трансарктической ВОЛС в поселке Териберка и Мурманском, а также проанализируют параметры организации отдельной точки выхода этой подводной кабельной системы на территории ЯНАО. На базе ресурсов новой подводной линии "Морсвязьспутник" и МТС планируют строительство наземных сетей связи для нужд морских портов и добывающих предприятий Крайнего Севера и Дальнего Востока.

"Взаимодействие с "Морсвязьспутником" позволит МТС качественно и эффективно обеспечить все возрастающие потребности бизнес-клиентов и частных потребителей в северных регионах страны, в том числе развивать в регионе высокоскоростные сети последних поколений, возможность реализовывать решения в области IoT, электронной коммерции, беспилотного транспорта, искусственного интеллекта, промышленной автоматизации, защищенной связи с учетом растущих требований по информационной безопасности, хранению и обработке данных", - отметил президент ПАО "МТС" Вячеслав Николаев.

"Росатом" является ключевым инфраструктурным игроком в Арктике. Эту роль он получил в конце 2018 г., после внесения изменений в закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ" (эти изменения внес закон №525-ФЗ от 27 декабря 2018 г.). В частности, в ст.30 прежнего закона был добавлен п.5: "Развитие инфраструктуры Северного морского пути, включая развитие инфраструктуры морских портов, расположенных на побережье акватории Северного морского пути, осуществляется Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" в соответствии с планом развития инфраструктуры СМП, который разрабатывает ГК "Росатом"…".

По этой причине партнерства с ГК "Росатом" искала и компания "Супертел", которая инициировала другой проект подводной ВОЛС в Арктике - "Северное сияние". Обретя финансового партнера в лице банка "Россия", инициаторы "Северного сияния" стали искать и государственного партнера. "Для старта проекта должна быть политическая воля. Инфраструктурные проекты на стратегических территориях должен согласовать если не президент страны, то как минимум Совет безопасности РФ. У нас есть финансовый партнер. Нам нужно наладить диалог с "Росатомом", чтобы понять, участвуют они в проекте от лица государства или оставят это коммерческой структуре", - пояснял тогда генеральный директор ОАО "Супертел" Константин Лукин (см. новость ComNews от 22 января 2020 г.).

Узнав о вхождении "Росатома" в проект "Полярный экспресс", Константин Лукин сказал корреспонденту ComNews, что наиболее логичным развитием ситуации ему видится объединение "Северного сияния" с этим проектом. "Производитель подводных оптических усилителей в России пока один - "Супертел", - привел он один из аргументов за объединение проектов. При этом Константин Лукин отметил, что для ОАО "Супертел" коммерческие интересы в данном проекте не первичны, так как на покупку оборудования приходится не более 10% стоимости всего проекта. "Для нас это в первую очередь национальные интересы, а не коммерческий проект. При любом из сценариев он не будет для нас опорным или ключевым заказом", - подчеркнул гендиректор "Супертел".

Ровно два года назад, на ПМЭФ-2019, "МегаФон" подписал соглашение о создании консорциума для строительства подводной ВОЛС в Арктике с финским инфраструктурным оператором Cinia Oy (см. новость ComNews от 7 июня 2019 г.). Эта линия вскоре получила название Arctic Connect. Сразу после подписания того соглашения генеральный директор ПАО "МегаФон" Геворк Вермишян сказал: "МегаФон" рад присоединиться к крупнейшему международному инфраструктурному проекту, который позволит не только связать континенты через Арктику, но и обеспечить интересы "МегаФона" как лидера цифровых возможностей - в развитии сетевой инфраструктуры для потребителей Арктики и Дальнего Востока". С 2021 г. "МегаФон" стал подписывать договоры о сотрудничестве в рамках проекта Arctic Connect с региональными властями: первым регионом в январе стала Якутия, в марте аналогичный документ "МегаФон" подписал с Ненецким автономным округом.

Однако 27 мая 2021 г. газета "Ведомости" написала, что "МегаФон" заморозил строительство линии Arctic Connect, что подтвердили представители этого оператора. В ответ на запрос ComNews пресс-служба "МегаФона" сообщила: "Мы приняли решение пересмотреть структуру и экономику проекта Arctic Connect, на такую регруппировку нам потребуется время. Это обоюдное решение". Но 28 мая Cinia выпустила официальное заявление со словами генерального директора Cinia Ltd. Ари-Юсси Кнаапила: "Несмотря на то что фаза разработки проекта продвигалась в соответствии с планом и финансирование этой фазы было обеспечено, ключевые заинтересованные стороны решили приостановить проект. Чтобы исправить недостоверную информацию, появившуюся в СМИ, эта приостановка не связана с членами альянса Cinia, так как мы считаем, что возможность [реализации проекта] по-прежнему существует и он имеет большой международный интерес". Иными словами, Cinia дала понять, что проект заморожен исключительно из-за действий "МегаФона".

На ПМЭФ-2021 корреспондент ComNews задал вопрос о причинах заморозки проекта Геворку Вермишяну, который сказал: "Проект инфраструктурный и тяжелый. После фазы исследований возникла необходимость довнести существенные изменения. Вполне разумно, когда такой проект ставится на паузу для пересмотра". Но очень может быть, что "МегаФон" отказался от участия в Arctic Connect, узнав, что "Росатом" войдет в альтернативный проект "Полярный экспресс".

Таким образом, велика вероятность того, что на рынке останется всего один проект прокладки подводной ВОЛС вдоль арктического побережья России - "Полярный экспресс". Он инициирован государственными структурами (Минтранс и "Морсвязьспутник"), обеспечен финансированием в объеме около $890 млн и поддержан госкорпорацией "Росатом" - инфраструктурным оператором Северного морского пути. Похоже, что инициаторам остальных проектов придется либо вообще отказаться от исходных планов, либо искать пути присоединения к "Полярному экспрессу".

Новости из связанных рубрик