Сети 6G: исторический шанс для России
Коник главный редактор ComNews
Если Россия действительно хочет стать равноправным участником глобального рынка разработки технологий мобильной связи, прямо в этом году страна должна сделать ставку на сети шестого поколения (6G) и на всех уровнях присоединиться к глобальным организациям, которые их создают, стандартизуют и продвигают. Все эти организации публично пригласили российских участников к сотрудничеству с трибуны форума Wireless Russia & CIS 2021, который ComNews в 13-й раз провел в Москве 27-28 мая. Попытки производства отечественного оборудования 5G обречены на провал: среди без малого 90 тыс. патентов на различные элементы сетей пятого поколения (объединенных примерно в 19 тыс. патентных семейств) у России нет ни одного.
Технологический цикл поколений мобильной связи составляет около 10 лет. Для того чтобы коммерческие сети 5G начали массово запускаться по всему миру в 2020-2021 годах, с 2011 года по всему миру создавались многочисленные организации и консорциумы для разработки беспроводных технологий пятого поколения - начиная с 5G Innovation Centre (5GIC) при Университете Суррея в Великобритании.
Сейчас такой же процесс разворачивается с разработкой мобильных технологий шестого поколения. C 2018 года при Университете Оулу (Финляндия) действует исследовательский центр 6G Flagship. Выделенное подразделение для разработки технологий 6G создал Huawei: это подтвердили представители китайской компании на форуме Wireless Russia & CIS 2021, а еще в августе 2019 года канадские СМИ сообщили, что Huawei открыл лабораторию 6G в Оттаве. Месяц назад в китайской прессе появились публикации, что в июле 2021 года Huawei, в партнерстве с двумя другими компаниями, запустит два спутника для тестирования технологий 6G в космосе.
В мае 2020 года ZTE Corporation договорилась с оператором China Unicom о совместной разработке сетей 6G. В октябре 2020-го Alliance for Telecommunications Industry Solutions (ATIS) - разработчик телекоммуникационных стандартов в США - создал Next G Alliance: как было официально заявлено, "для достижения лидерства Северной Америки в 6G". В ноябре 2020 года директор 5GIC Рахим Тафазолли объявил о запуске 6G Innovation Centre - также при Университете Суррея в английском городе Гилфорд. В январе 2021-го в Евросоюзе стартовал проект Hexa-X, в который вошли 25 университетов, операторов и вендоров во главе с Ericsson и Nokia: его целью является разработка и интеграция в 6G к 2030 году таких технологий, как искусственный интеллект, радиодоступ в диапазонах частот выше 100 ГГц, виртуализация сетевой инфраструктуры и др. В марте 2021 года в Австрии появилась лаборатория по разработке технологий 6G для беспроводной фабрики будущего - ее создали фирма Silicon Austria Labs и Университет Иоганна Кеплера (JKU) в Линце. Правительство Южной Кореи в 2021-2025 годах намерено инвестировать 200 млрд вон (около $180 млн) в национальные разработки 6G, чтобы запустить первые сети шестого поколения в стране уже в 2026 году. В конце апреля 2021-го президент США Джо Байден и премьер-министр Японии Ёсихидэ Суга на очной встрече в Вашингтоне договорились о совместных американо-японских инвестициях в 6G-разработки в объеме $4,5 млрд. Список 6G-инициатив по всему миру можно продолжать.
10 лет назад российские компании или университеты не вступили ни в один альянс или консорциум по разработке 5G. Результат налицо: у России нет ни одного патента на технологии 5G, притом что их общее количество составляет около 90 тыс. (они объединены примерно в 19 тыс. патентных семейств). По данным IPlytics на февраль 2021 года, львиной долей патентов на 5G владеют восемь компаний из Китая, Южной Кореи, Европы и США: Huawei (15,4% всех патентных семейств по 5G), Samsung (13,3%), Nokia (13,2%), Qualcomm (12,9%), LG (8,7%), ZTE (5,6%), Sharp (4,6%) и Ericsson (4,6%). Сообща эта восьмерка контролирует 78,3% всех ключевых патентных семейств по 5G.
Это означает, что даже если российские производители дойдут до обещанного ими коммерческого выпуска базовых станций 5G, размер ежегодных роялти владельцам патентов поставит крест на экономической эффективности этой затеи. Не говоря уже о том, что ни один из производителей в РФ не называет сроков выхода на серийный выпуск оборудования 5G ранее 2023 года. Хотя, вероятно, и это блеф. На прошедшей неделе в прессу просочилась информация, что Минцифры предложило изменить правила государственного субсидирования разработки оборудования 5G госкорпорацией "Ростех". И если в исходной версии этих правил (от декабря 2020 года) положительным результатом считалось наличие системного проекта по производству и начало серийного выпуска 5G-оборудования, то теперь предлагается поставить условием лишь разработку системного проекта и обеспечение выпуска оборудования. Судя по смягченным формулировкам, "Ростех" не очень верит в серийное производство базовых станций 5G на своих предприятиях.
Но даже если предположить, что случится чудо и российские предприятия смогут к 2023 году наладить серийный выпуск базовых станций 5G, которые при этом будут не дороже и не хуже продукции Huawei, Ericsson, Nokia или ZTE, сотовые компании в России не могут ждать так долго. Конечно, все операторы "большой четверки" уже не первый год приобретают новое зарубежное оборудование LTE непременно с функцией 5G-ready и путем обновления программного обеспечения могут быстро перейти в пятое поколение мобильной связи. Но этот счастливый момент отдаляют не только популистские требования отдельных чиновников создавать сети 5G в России исключительно на отечественном оборудовании, но и патовая ситуация в диалоге связистов с военными о высвобождении частот, необходимых для запуска сетей пятого поколения.
Выступая на форуме Wireless Russia & CIS 2021, президент ПАО "ВымпелКом" и кандидат на пост генсека Международного союза электросвязи (МСЭ) с 2023 года Рашид Исмаилов подчеркнул, что с учетом этой ситуации, инвестиционный цикл в сети 5G в России будет очень коротким, и возврат инвестиций станет для сотовых компаний большой проблемой. Поэтому Рашид Исмаилов предположил, что разумнее сделать ставку на 6G.
Ярким примером того, к чему могут привести попытки создания оборудования 5G, разработанного в одной стране, стала Индия. Правительство этой страны, как и в России, провозгласило курс на национальное производство базовых станций 5G. При этом Индия подошла к решению задачи гораздо более системно: в стране был разработан национальный стандарт беспроводных сетей пятого поколения (под названием 5Gi), и индийские разработчики приложили огромные усилия для его утверждения на глобальном уровне. В ноябре 2020 года МСЭ утвердил первые три мировых стандарта 5G - два из них разработало международное партнерство 3GPP, а третьим стал 5Gi. Казалось бы, Индия должна хлопать в ладоши, но победа оказалась пирровой. Выступая на Wireless Russia & CIS 2021, Киран Кучи, декан отдела исследований и разработок Института информационных технологий в Хайдарабаде (где и был создан 5Gi), признал, что выплаты роялти держателям патентов на 5G являются для Индии большой проблемой, а интерес к новому стандарту пока проявили лишь два индийских мобильных оператора. По информации одного из глобальных производителей телеком-оборудования в кулуарах Wireless Russia & CIS 2021, де-факто ни одна из сотовых компаний Индии пока не согласилась на покупку оборудования 5Gi. Среди сдерживающих факторов - отсутствие совместимости 5Gi с оборудованием международных вендоров, при этом представители Huawei, Ericsson и Nokia с трибуны Wireless Russia & CIS 2021 заявили, что в планы их компаний не входит обеспечение совместимости с 5Gi. А Джо Барретт, президент Глобальной ассоциации поставщиков оборудования для сетей мобильной связи (GSA), подчеркнул, что три десятилетия развития мобильных технологий показали, что рыночный успех могут иметь лишь всемирные стандарты и гармонизированный радиочастотный спектр.
Вывод очевиден: ставку в мобильных технологиях можно делать только на глобальные стандарты и универсальный подход, в том числе и при выборе частотных диапазонов. Для того чтобы на равных участвовать в разработке таких стандартов, российским структурам нужно входить в профильные международные организации. Их представители с трибуны форума Wireless Russia & CIS 2021 в один голос приглашали представителей РФ к присоединению. Подобные приглашения прозвучали от 3GPP и Европейского института телекоммуникационных стандартов (ETSI), от альянса NGMN (в него входят 22 крупнейших сотовых оператора мира) и от ассоциации 5G Alliance for Connected Industries and Automation (5G-ACIA), которая фокусируется на применении 5G в промышленности. В настоящее время россиян в них нет (или единичные российские члены пассивны, как в случае с 3GPP), и открытые двери этих организаций сейчас особенно ценны - с учетом нарастающей политической изоляции (и самоизоляции) России.
Профессионалы телеком-отрасли в России понимают, что именно таким путем нужно идти. Заместитель директора НТЦ анализа электромагнитной совместимости ФГУП "НИИ радио" (НИИР) Евгений Девяткин рассказал на Wireless Russia & CIS 2021, что институт уже подготовил два важнейших документа - дорожную карту развития сетей 6G в России и проект межведомственного приказа, который позволит российским игрокам вступать в международные организации, связанные с разработкой и продвижением беспроводных технологий. Дорожную карту НИИР уже направил в Минцифры, а проект приказа, который должны будут подписать как минимум Минцифры и Минэкономразвития, должен быть согласован к осени этого года. Если подобные голоса здравого смысла будут услышаны, то Россия имеет все шансы включиться в глобальный процесс разработки технологий 6G и к 2027-2030 годам входить в элитный клуб держателей патентов на них. Если же верх возьмет популизм, то мы станем свидетелями позорных демонстраций высшим лицам государства прототипов, которые никогда не станут массовым коммерческим продуктом. И продолжим закупать все новейшие цифровые технологии за рубежом.