"Газпром-медиа" разошелся с "Триколором"
В ГМХ сообщили, что с 1 февраля по решению оператора "Триколор" его абоненты лишились возможности просмотра всех телеканалов из дистрибуционного пакета телевизионной компании "Ред Медиа" (входит в холдинг "Газпром-медиа"), среди которых премиальные спортивные пакеты "Матч! Футбол" и "Матч Премьер", а также каналы различной тематической направленности собственного производства компаний холдинга и ряда других производителей.
В рамках обсуждения условий по продлению договора на 2021 г. "Триколор" в ультимативном порядке потребовал от "Ред Медиа" пересмотра коммерческой части действующего договора на неприемлемых условиях, не учитывающих экономическую конъюнктуру и сложившуюся на рынке практику взаимодействия. Ни одно из встречных предложений со стороны "Ред Медиа" принято не было.
По сообщению пресс-службы компании, холдинг "Газпром-медиа" придерживается принципов единой ценовой политики для всех операторов платного ТВ. Соглашение с новыми требованиями "Триколора" привело бы к созданию преимущественных условий, что для "Газпром-медиа" неприемлемо.
Холдинг "Газпром-медиа" в любое время готов к продолжению переговоров с оператором "Триколор" о возобновлении коммерческих отношений на рыночных условиях, поскольку уверен, что это отвечает интересам обеих компаний, а также абонентов "Триколора".
Напомним, что в марте 2020 г. "Триколор" уже объявлял о прекращении вещания всех каналов компании "Ред Медиа". Тогда "Триколор" готовился отстаивать интересы в регуляторных инстанциях, считая практику навязывания оплаты дистрибьютором ненужных оператору каналов в обязательной привязке к своему эксклюзивному предложению несправедливым использованием монопольного положения на рынке. Однако вскоре стороны пришли к соглашению, руководствуясь необходимостью вести взаимовыгодный партнерский диалог в интересах бизнеса и развития рынка, а также учитывая особый интерес миллионов российских зрителей к трансляциям спорта.
Директор департамента по связям с общественностью АО "Газпром-Медиа Холдинг" Елена Прохорова сообщила, что холдинг "Газпром- медиа" и "Ред Медиа" открыты для дальнейшего переговорного процесса. "В ходе переговоров мы неоднократно делали встречные предложения. Вплоть до последнего момента, когда были готовы пролонгировать действующий договор на месяц для возможности достижения компромиссного решения. "Триколор" все варианты отверг и отключил телеканалы. В интересах абонентов и обеих компаний мы готовы к возобновлению переговоров", - рассказала Елена Прохорова.
По словам Елены Прохоровой, отсутствие или наличие договоренности с "Триколором" никак не влияет на остальные договоры, так как договоренности на 2021 г. со всеми операторами на рынке уже достигнуты. Однако, по мнению Елены Прохоровой, абоненты платформы в поисках полюбившегося контента, вероятно, будут переходить к другим операторам.
В пресс-службе "Триколора" также сообщили, что считают возможным продолжение переговоров, но на взаимовыгодных условиях.
Заместитель генерального директора по контентной политике "Триколора" Николай Орлов рассказал, что "Триколор" не готов соглашаться с постоянным увеличением стоимости контента, предлагаемым холдингами, обладающими монопольными правами на дистрибуцию контента.
По словам Николая Орлова, с 2016 г. стоимость контракта с компанией "Ред Медиа" увеличилась вдвое. "При этом нас пытаются обязать приобретать вместе с социально значимыми спортивными телевизионными каналами также и дополнительные коммерческие каналы, которые, в соответствии с нашими телевизионными измерениями, не представляют интереса для аудитории "Триколора". Мы неоднократно сообщали партнерам из компании "Ред Медиа" о недопустимости такого формата распространения общественно важного контента", - сообщил Николай Орлов.
Николай Орлов подчеркивает, что за последние три года "Триколор" не повышал тарифы на свои основные услуги и не готов повышать стоимость базового пакета по причине возрастающих аппетитов монополистов. "Триколор" намерен и дальше предлагать клиентам сбалансированные пакеты каналов за приемлемую цену. Свое коммерческое предложение в адрес холдинга "Газпром-медиа" мы не отзывали, в связи с чем считаем, что находимся в коммерческих переговорах по продолжению вещания спортивного контента производства холдинга "Газпром-медиа", - прокомментировал Николай Орлов.
Директор департамента ТВ и контента компании J'son and Partners Consulting Дмитрий Колесов считает сложившуюся ситуацию совершенно нормальной. "Процесс переговоров о стоимости прав всегда очень долгий: операторы говорят о проблемах с выручкой, а каналы - что стоимость контента растет. Бывает, что и полгода не могут договориться. Думаю, в этом случае договорятся. Спортивный пакет у "Газпром-медиа" самый большой, а у "Триколора" больше 12 млн абонентов. Договорятся", - считает Дмитрий Колесов.
Аналитик "Фридом Финанса" Валерий Емельянов отмечает, что "Триколор" и "Газпром-медиа" ведут в таком стиле переговоры уже не первый год. "Позиции поставщика контента обычно сильнее, поэтому ГМХ обычно удается отстоять свою позицию. На период ведения переговоров, как правило, с точки зрения подписчиков ничего не меняется: каналы входят в обычный пакет, передачи идут в стандартном режиме. Финансовые потери несет "Триколор", который вынужден соглашаться на рост оплаты в пользу ГМХ. Нынешний демарш вряд ли скажется на имидже и репутации холдинга, поскольку на рынке в каком-то смысле привыкли к подобной деловой культуре и знают, чего можно ждать от медийной монополии. В свою очередь "Триколор", если и в этот раз не отключит каналы, репутационно не пострадает", - подчеркивает Валерий Емельянов.
Владелец IT-legal компании "Катков и партнеры" Павел Катков говорит, что от любого подобного конфликта страдает репутация обеих сторон. "Зритель ведь не разбирается, он просто включает телевизор - и не видит любимого канала. Если же зритель следит за новостями, он редко вдается в детали - просто видит негатив вокруг этих двух брендов, и все. Поэтому такой конфликт в публичном поле, на мой взгляд, повредит обеим компаниям, и вряд ли это хороший PR-ход. Потери будут в основном репутационными, а относительно зрительских - нужно считать, оценивать смотрение продуктов данного правообладателя у данного оператора. Если зрителей, которые смотрели "Триколор" ради продуктов ГМХ, достаточно много, чтобы они сменили оператора на того, у кого эти каналы сохранились, то это будет определенный удар по абонентской базе. Но и ГМХ потеряет часть аудитории, которая ранее был у него от "Триколора". Что делать? Идти на процедуру медиации. Суд тут явно не нужен, две связанные с государством компании и так сильно вынесли сор из избы. А вот кто будет медиатором - это вопрос. Это может быть частная юридическая компания либо какой-то верхнеуровневый игрок, равновесный для обеих сторон", - объясняет Павел Катков.