Россияне зависли в интернете
По данным Deloitte, доля пользователей беспроводного интернета растет пятый год подряд - до 53% в 2020 г. Пять лет назад она составляла 44%. В этом году значительно ускорился рост доли пользователей мобильного интернета - 41%, а в 2015 г. таких было 29%. Падение популярности прямого подключения к Сети через кабель остановилось на уровне 42-43%.
Среди устройств для выхода в интернет наибольший прирост показали смартфоны - плюс 4 п.п. к 2019 г. - до 92%, и ноутбуки - плюс 3 п.п. к 2019 г., до 77%. Доля пользователей интернета со стационарных компьютеров составляет 70% и не меняется в последние годы, по наблюдениям аналитиков Deloitte.
Самое популярное действие в Сети по-прежнему - поиск. YouТube и "ВКонтакте" остаются самыми популярными интернет-ресурсами среди респондентов - 87% и 85% соответственно. Наибольший прирост популярности у Instagram - плюс 7 п.п. к 2019 г., до 59%.
"Ограничительные меры оказали значительное влияние на медиапотребление россиян. С одной стороны, значительно увеличился средний индекс медиаактивности по сравнению с предыдущим годом (плюс 23%), причем наиболее высокий рост характерен для использования интернета: увеличилась доля пользователей практически всех видов активности в интернете, значительный рост показали прослушивание подкастов (на 16 п.п. - до 53%), скачивание фильмов, видео (на 20 п.п. - до 70%), совершение покупок в онлайн-магазинах (на 12 п.п. - до 86%), а также прослушивание музыки и радио (на 14 п.п. - до 87%). В то же время мы наблюдаем и сокращение аудитории по многим медиаканалам (телевидение, печатные СМИ и т.д.) по сравнению с 2019 г. При этом на фоне уменьшения доли аудитории активность и время, проводимое респондентами на любимых ими каналах потребления медиаконтента, в 2020 г. заметно увеличились", - прокомментировала результаты исследования партнер Deloitte в СНГ Ольга Табакова.
В этом году продолжился рост распространения смартфонов. Они снова самые популярные устройства для подключения к интернету. Первое место по уровню востребованности среди функций смартфона третий год подряд занимают мессенджеры. Также продолжает расти востребованность приложений соцсетей и звонков по интернету. Среди популярных мессенджеров наибольший прирост в аудитории у Telegram - до 50%, плюс 10 п.п. к 2019 г.
По информации Deloitte, распространенность планшетов в этом году достигла 60%, но используют планшеты только 51% респондентов.
Снизилось доверие россиян к телевидению как источнику информации. Достоверными данные, транслируемые телеканалами, считают только 23% граждан. Сохранилась тенденция сокращения доли россиян, которые пользуются ТВ, - этот показатель стал самым низким за последние пять лет, 88% по сравнению с 94%. Однако время просмотра в этом году значительно выросло - на 28%.
По мнению президента Медиа-коммуникационного союза Михаила Демина, однозначно можно утверждать, что тенденция перехода телесмотрения в интернет усилилась на фоне пандемии. При этом, по оценкам самих вещателей и Mediascope, в самоизоляции суммарная аудитория телеканалов в эфире и Сети значительно подросла. "Так, в мае рост ТВ-аудитории составил 20% по сравнению с прошлым годом. Особый интерес отмечали к новостным программам, как к основному источнику информации о ситуации с коронавирусом", - отметил Михаил Демин.
Среди пользователей телевидения продолжает расти доля интернет-телевидения при снижении распространения других способов подключения. В 2020 г. доля пользователей интернет-телевидения составила 43%, в 2019 г. - 41%, в 2018 г. - 38%; индивидуальных кабельных антенн - 30%, в 2019 г. - 35%; общих антенн или эфирного телевидения - 23%, в 2019 г. - 27%. Растет доля пользователей смартфонов и компьютеров для просмотра телевидения.
Тенденцию роста количества интернет-пользователей в передаче данных замечают и операторы связи. "За II квартал этого года их количество у нас увеличилось на 4,2% - до 34,9 млн человек, - говорит представитель ПАО "МегаФон" Марина Пурим. - Это составляет 46,3% от общей базы компании". У Tele2 во II квартале количество активных пользователей мобильного интернета в Сети выросло на 28,1% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, а потребляемый трафик увеличился на 66% год к году.
В первом полугодии интерес абонентов к использованию цифровых сервисов операторов "большой четверки" значительно вырос, особенно в период самоизоляции. У "МегаФона" аудитория цифровых сервисов увеличилась на 57% - сюда относятся онлайн-кинотеатры, музыка, банковские приложения, госуслуги, офисные веб-приложения, электронная почта, а также образовательные онлайн-услуги.
Операторы наблюдали рост нагрузки как на мобильные, так и на фиксированные сети. "Новые реалии в период пандемии коронавируса в первую очередь оказывают влияние на потребление ШПД-трафика: в октябре оно оказалось почти на 20% выше, чем в августе. Среди причин этого роста, в частности, - стремление россиян активнее смотреть видеоконтент из дома", - рассказал представитель пресс-службы ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн"). По его словам, потребление мобильного интернета продолжает расти согласно тренду. В октябре оператор зафиксировал рост мобильного интернет-трафика на сети до 15% по сравнению с августом.
Как отмечают в "Билайне", если раньше россияне предпочитали смотреть видеоконтент со смартфонов и планшетов, то в пандемию перешли на телевизоры с функцией Smart TV или с ТВ-приставкой. Кроме того, пользователи стали активнее, чем прежде, общаться в мессенджерах и соцсетях.
"Пользование мессенджерами, которое отдельно отмечается в отчете Deloitte, в нашей сети также растет, - сказала представитель Tele2 (принадлежит ПАО "Ростелеком" - прим. ComNews) Дарья Колесникова. - Именно востребованностью услуги обусловлено предоставление клиентам безлимитного доступа к популярным мессенджерам и включение в этом году безлимита на Telegram в пакетные тарифы". По прогнозам операторов, высокие темпы потребления трафика сохранятся - цифровые привычки останутся с пользователями и после пандемии.
По мнению заместителя гендиректора Rambler&Co по цифровой стратегии Антона Сучкова, в следующем году усилится конкурентная борьба за внимание и свободное время человека между всеми участниками медиарынка. Также продолжится трансформация больших медиа в сервисные продукты с построением вокруг удобной и вовлекающей среды для потребления контента. Компании, которые смогут создать быстрый и удобный доступ к информации и развлечениям, точно будут расти и развиваться, забирая аудиторию у отстающих игроков.