Аналоговое управление цифровыми инструментами
Шишулин выпускающий редактор ComNews.ru
С приходом второй волны COVID-19 ситуация с коронавирусом в российской столице продолжает ухудшаться. Власти Москвы начали предпринимать активные действия для контроля и противодействия COVID-2019, хотя характер мер вызывает большие сомнения в том, что они как-то помогут облегчить ситуацию с пандемией. Указы столичного мэра пока требуют в очередной раз собрать - с туманными дальнейшими целями - данные о людях, а их неисполнение грозит штрафами бизнесу, и без того переживающему не лучшие времена. А ведь к моменту прихода второй волны коронавируса можно было разработать четкий план действий, взяв за основу опыт, полученный по итогам волны первой.
С приходом второй волны пандемии московский мэр Сергей Собянин своим указом обязал всех работодателей перевести на удаленный режим работы не менее 30% сотрудников в период с 5 по 28 октября. С прошлого понедельника (12 октября) организации должны были раз в неделю подавать через сайт правительства Москвы данные о сотрудниках, работающих дистанционно. Передаче подлежат номера телефонов, номера автомобилей или транспортных карт, если таковые у сотрудников имеются. Сервис для подачи данных работодателями начал работать в пятницу (9 октября) на сайте mos.ru. За отказ предоставлять эту информацию или за отправку противоречивых данных работодателям традиционно пригрозили штрафами.
Однако проблемы не заставили себя долго ждать. В понедельник, 12 октября, указанный сервис лег под напором заявок от работодателей. Как
Видимо, в логике чиновников случилась классическая история, что народ попался неудачный, несмотря на то что у работодателей было очень много времени, аж с пятницы 9 октября. Могли бы и не откладывать на последний момент, ведь городские власти сделали все от них зависящее. Правда, все - да не все. Телефон +7 (495) 870-72-98, по которому столичные власти любезно предложили задавать интересующие вопросы по подаче сведений о сотрудниках на удаленке, был глухо недоступен с 9 октября - несмотря на победные реляции ДИТ о внедрении в городской контакт-центр технологий искусственного интеллекта и обработке части входящих вызовов с помощью голосовых роботов.
Стоит отметить, что процесс подачи данных о сотрудниках на удаленке - на практике совсем не тривиальная задача. Для отправки сведений о сотрудниках, переведенных на удаленку, компания должна иметь на сайте mos.ru кабинет юридического лица, а инструкция по его созданию занимает 58 страниц. Среди прочих действий требуется инсталлировать криптографическое ПО и несколько плагинов, изменить настройки браузера, установить сертификаты электронной подписи - а для компании, далекой от ИТ, это представляется непосильной задачей.
Кроме того, удаленная работа не предполагает нахождения на одном месте "с 9:00 до 18:00" (как при работе из офиса), и сотрудник вполне может в середине дня отправиться по своим делам - ведь ограничения на передвижение по городу отсутствуют. Но велик риск, что московские чиновники запеленгуют "движение" карты "Тройка" или автомобиля сотрудника в рабочее время и обвинят работодателя в том, что его работник нарушает режим удаленной работы. И доказывание очевидного - права дистанционных сотрудников самостоятельно распределять рабочие задачи по времени суток - может лечь новым бременем на бизнес.
При этом в ДИТ
История со сбором данных работников на удаленке имела продолжение на прошлой неделе. Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ), ассоциация разработчиков программных продуктов "Отечественный софт" и "Руссофт"
В мэрии, однако, не считают запрашиваемые данные персональными. А в Минцифре
Вишенкой на торте продуманных и взвешенных действий правительства Москвы по контролю за переводом столичных работников на удаленку в конце прошлой недели стал еще один
Примечательно, что этим же указом введено новое условие, согласно которому, чтобы попасть в ночное заведение в Москве (ночной клуб, дискотеку, бар и т.д.), все посетители и сотрудники должны будут сканировать QR-коды или отправлять SMS на номер 7377. Сервис начал работать в понедельник, 19 октября.
В данном случае, надо отдать должное, цель сбора информации о посетителях ночных заведений столицы более понятна. В ДИТ сообщили, что данные, которые пользователи передадут при регистрации, департамент будет хранить на своих серверах. Цель этих действий - возможность отправки текстовых уведомлений в случаях, если у одного из посетителей заведения в дальнейшем будет выявлен коронавирус. При получении такого уведомления необходимо по возможности оперативно пройти тестирование на коронавирус, чтобы вовремя выявить болезнь, начать своевременное лечение и прервать новые цепочки распространения вируса.
Тем не менее холодного расчета и логики в приказах столичных властей пока не просматривается. Чего только стоят дважды изменившиеся за неделю правила игры для работодателей, отправляющих сотрудников на удаленку. Да и введение пропускной системы в ночных заведениях столицы вызывает вопросы (например, почему именно эти заведения, а не спортивные сооружения, бани или кафе, работающие днем). А вот что хорошо видно в действиях властей, так это качественный чиновничий формализм и уравниловка. Объявить, что на удаленку нужно отправить 30% персонала - классика чиновничьего жанра. А если в компании работает пять человек, придется отправить на удаленку "полтора землекопа"? А кого, например, отправлять на удаленку в ресторане: 30% официантов или 30% поваров? Примеры эти говорят лишь о том, что указы такого рода не учитывают специфику бизнеса хотя бы по отраслям и сферам деятельности.
Цифровые инструменты для обеспечения контроля и отчетности применяются правительством Москвы давно и довольно успешно. Но при этом, помимо цифровых инструментов, должны быть задействованы и современные подходы к принятию решений, а также организации процессов. Иначе цифровые методы при "аналоговом" управлении теряют смысл. Какой толк в возможности дистанционно подать списки работников на удаленке, если правила подачи меняются на ходу, а у работодателя просят данные о сотрудниках, которыми он не обладает (если только телефон или автомобиль - не служебные или карта "Тройка" не куплена за корпоративный счет).
Весной 2020 года проблемы, сопровождавшие введение цифровых пропусков и прочие активности правительства Москвы, можно было списать на то, что ситуация оказалась уникальной. Теперь же (с учетом того, что про вторую волну пандемии не говорил только ленивый еще с лета текущего года) хотелось бы увидеть четкий план действий, разработанный на основе опыта, полученного по итогам первой волны. Пока, однако, в действиях властей Москвы видится отсутствие четкого плана на случай создавшейся ситуации. Возможно, он появится, и аналоговый хаос сменится наконец цифровым порядком. Не пришлось бы только для этого ждать третей волны вируса...