Цифровые валюты в эпоху перемен
Международная консалтинговая технологическая компания Accenture представила обзор трендов банковского бизнеса в 2020 г.
Аналитики Accenture сравнивают ситуацию в отрасли с изменениями погоды. Несмотря на глобальное потепление, в отдельных городах может отмечаться аномально холодная погода. Так же и в банкинге: многолетние, хорошо прогнозируемые тенденции сочетаются с быстро возникающими "стихийными бедствиями".
Accenture выявила, что интеллектуальные инструменты превращают менеджеров по работе с клиентами в "супергероев". Несмотря на все разговоры об искусственном интеллекте и роботизации, банкам нужны умные и изобретательные сотрудники, которые готовы повышать эффективность работы при помощи технологий. В 2020 г. коммерческие банки будут получать больше отдачи от менеджеров по работе с клиентами, использующих системы непрерывной поддержки принятия решений от привлечения до обслуживания клиентов. Межличностные навыки, такие как знание отрасли, эмпатия и навыки ведения переговоров, останутся важны. Но чаще будут усиливаться технологиями искусственного интеллекта (ИИ), позволяя экономить дефицитное время персональных менеджеров за счет встроенных в CRM платформы скоринговых решений, персонализированных рекомендаций и подсказок, коммерческой аналитики.
Следующий тренд - Open Banking трансформирует "озера данных" в "реки данных". Развитие технологий Open Banking во всем мире приводит к дискуссии о правах на распространение данных о клиентах банков. В частности, в Австралии, Бразилии, Гонконге, а в будущем и в Канаде клиенты получат контроль над тем, как распространяются их данные. В этих условиях банки должны показать, что им можно не только доверять агрегированную информацию о клиентах, но и что они могут создавать дополнительную ценность, используя эти данные для заботы о финансовом "здоровье" клиента. Предоставляя данные, клиенты могут получать страхование нового автомобиля по пониженным ставкам или, например, рассрочку при покупке стиральной машины.
По данным исследователей, банки начинают жертвовать комиссионным доходом для выстраивания более доверительных отношений с клиентами. Комиссионные доходы банков продолжают снижаться в долгосрочной перспективе. В 2004 г. непроцентные доходы составляли 46% всех операционных доходов американских банков - сегодня эта цифра снизилась до всего 30%. Это падение было бы еще более существенным, если бы клиенты банков не принимали неэффективных решений в области платежей. Однако финтех-компании и другие новые игроки рынка используют ИИ для того, чтобы сократить количество "плохих решений", из-за которых клиенты переплачивают. Наступивший 2020 г. приблизит нас к ответу на вопрос, готовы ли крупные банки отказаться от комиссионного дохода в пользу создания доверия между клиентом и банком.
Accenture предсказывает, что в 2020 г. изменяется роль цифровых валют. Цифровая валюта Facebook Libra была одним из самых интересных бигтех-экспериментов 2019 г. Тем не менее, несмотря на активное продвижение, цифровые валюты оставались в стороне от основных финансовых сервисов и рассматривались в основном как спекулятивный актив. В 2020 г. ситуация может измениться: Народный банк Китая после пяти лет разработки готовится запустить собственную цифровую валюту. Сегодня в большинстве развитых экономик есть два вида денег - наличные купюры и банкноты в обращении и записи на счетах банков. В 2020 г. мы можем увидеть третий - токенизированные валюты, эмитированные центральным банком, которые используются как средство расчетов между партнерами.
В Accenture подтвердили прямую корреляцию между уровнем цифровой зрелости и прибыльностью банков. Более того, разрыв в показателях между технологическими лидерами и банками, отстающими в цифровой гонке, увеличивается. Однако даже у цифровых лидеров на банковском рынке есть потенциал по сравнению с компаниями технологического сектора. Помимо выстраивания более экономически эффективных и низкозатратных бизнес-моделей, они должны найти новые уникальные способы зарабатывать в условиях рынка низких процентных ставок. Банкам еще предстоит доказать, что, совершенствуя клиентский опыт, выстраивая персонализированное взаимодействие в режиме реального времени и развивая новые продукты и сервисы Open Banking, они смогут отвоевать долю рынка у менее развитых игроков и обеспечить двузначные темпы роста выручки.
Accenture сообщает, что лишь лучшие среди необанков смогут конвертировать привлеченных клиентов в цифры прибыли. Крах одного из самых перспективных стартапов, сети коворкингов WeWork, в 2020 г. повлияет и на рынок финтеха. В то время как от лидеров среди традиционных игроков ожидают ощутимого роста по выручке, новым игрокам на рынке предстоит продемонстрировать, что они способны зарабатывать на привлеченных клиентах. Еще одно недавнее исследование Accenture показало, что только в Великобритании в необанках уже открыто более 18 млн счетов (эта цифра выросла на 35% всего за полгода). Однако большинство из них - это "вторые" счета с низким остатком, и две трети их держателей не закрывают свои основные счета в других банках.
По мнению Accenture, 2020 г. будет непростым для новых игроков - и пока непонятно, какие из моделей смогут обеспечить достойный уровень прибыльности: более легкие, низкозатратные цифровые версии традиционных банков или альтернативные дата-центричные банковские сервисы "по подписке" (если необанкам удастся переосмыслить и реализовать их лучше, чем бигтех-игрокам).
Для средних банков M&A становятся все актуальнее. На западных рынках 2019 г. был годом слияний в платежном сегменте (объединились Fiserv/First Data, FIS/Worldpay, Global Payments/TSYS). Это естественная реакция рынка на тренды отрасли, когда платежи становятся мгновенными, незаметными и бесплатными и эффект масштаба и интеграция с банковскими системами становятся критичными. Подобная тенденция проявляется в брокерском бизнесе на американском рынке, под влиянием "продавливания" комиссий неоигроками. В 2020 г. аналитики ожидают новых слияний и поглощений среди традиционных банков, подобных объединению SunTrust и BB&T в новую организацию Truist. Основная причина в том, что на многих рынках банки среднего размера испытывают трудности роста: у них нет ни рычага масштаба, ни инвестиций для финансирования прорывных инноваций, и поэтому их выручку забирают как гиганты отрасли, так и новые игроки.
Аналитики Accenture предполагают, что в 2020 г. может начаться эра банкинга на основе ценностей (purpose-driven banking). За прошлый год на развитых рынках еще большую популярность завоевал тренд на "осознанный" выбор компаний, создающих ценность для всего общества. В Европе многие банки включили снижение углеродосодержащих выбросов и шаги по повышению социальной ответственности в список ключевых целей бизнеса, а инвестиционные игроки стали все чаще предлагать "зеленые" фонды и портфели бумаг. 2020 г. покажет, остановится ли такой подход на уровне заявлений или бизнес-модели на основе миссий и ценностей действительно изменят облик банковской отрасли.
В 2019 г. компания Accenture выявила тенденцию на отказ от термина "платформа", так как из-за постоянного употребления в разных значениях он потерял свой смысл. В 2020 г. то же происходит с популярным в англоязычных источниках термином "challenger" в отношении альтернативных игроков. Он не описывает весь спектр новых игроков рынка, количество и роль которых на рынке уже существенно увеличились.
"Не все тренды, которые проявляются на глобальных рынках, станут заметны в России уже в этом году - это связано с конкурентным ландшафтом и регуляторной спецификой рынка. Если поиск новых источников прибыли за счет цифровизации и практическое применение технологий искусственного интеллекта стоят на повестке многих российских банков уже не первый день, то тренды на передел рынка в пользу необанков, рост M&A - если не учитывать поглощения санируемых игроков - и банкинга "на основе ценностей" для нашего рынка менее актуальны. В этом году на нашем рынке можно ожидать дальнейшего развития темы вокруг открытых API и Open Banking с использованием расширенных данных. А появление цифровых валют регуляторов на других рынков может создать интерес к этой теме и в России - хотя конкретных последствий для рынка это не повлечет.
В целом наша практика показывает, что многие общемировые тренды, связанные с развитием технологий, проявляются на российском рынке достаточно рано - и вместе с локальной спецификой и регуляторными инициативами могут создавать уникальные возможности для участников рынка", - отмечает директор практики управленческого консалтинга для финансового сектора Accenture в России Мария Гусева.
Месяц назад консалтинговая компания Capgemini также представила отчет об основных трендах в банковской отрасли в 2020 г. Согласно их данным трендами стали обучение сотрудников, дистанционное кредитование, POS-кредиты в партнерстве с финтех-компаниями, блокчейн-решения для идентификации клиентов, банк как услуга. Кроме того, по мнению аналитиков в 2020 г. будет модно дизайн-мышление. Это концепция прогнозирования желаний. Этот подход рассчитан на то, что система оценит потребности клиента и предложит ему необходимые услуги еще до того, как тот сам о них попросит. Также в Capgemini уверены, что банки рассчитывают, что использование ИИ не только сэкономит время клиентов, но и улучшит их впечатление от кредитной организации в целом.