Грани самостоятельности
Разработка собственных ИТ-решений для автоматизации бизнес-процессов с учетом специфики этой деятельности дает возможность организациям и предприятиям снижать зависимость от дорогостоящих проприетарных продуктов производителей ИТ‑систем. У самостоятельных разработок есть целый ряд преимуществ, однако предприятию необходимо хорошо понимать специфику создания и внедрения собственных разработок при выборе метода автоматизации бизнес-процессов.
Основа любого ИТ-проекта в сфере автоматизации бизнес-процессов – это выбор правильного метода его реализации с учетом всех рисков. Поэтому многие компании задаются вопросом: что целесообразнее – внутренняя разработка решения или привлечение внешних подрядчиков? Преимущество собственной (in-house) разработки состоит прежде всего в том, что заказчику не нужно обучать сторонних специалистов специфике предметной области, подробно рассказывать обо всех бизнес- и технологических процессах. В другом случае заказчик тратит время внутренних экспертов на обучение чужих сотрудников, и такие инвестиции окупаются лишь при выстраивании долгосрочного сотрудничества с компанией-разработчиком. Кроме того, тут срабатывает другой немаловажный фактор – опасение заказчика попасть в зависимость от ценообразования и условий работы компании-разработчика, в случае если он переведет свои критические бизнес-процессы на стороннее ИТ-решение.
Какие же проблемы возникают при применении собственных разработок, и почему не всегда целесообразно использовать такой подход? Основная сложность при работе по модели in‑house заключается в том, что компания-заказчик должна быстро стать ИТ-компанией, то есть выстроить процессы разработки и внедрения решений, нанять редких и дорогостоящих специалистов, обеспечить их мотивацию: это равносильно задаче построить бизнес "с нуля" и не дать ему времени на разгон. Ведь производство уже работает, процессы идут, автоматизация нужна срочно, сроки горят. И в этих условиях приходится скрупулезно выстраивать непрофильную деятельность, со всеми договариваться, искать новых специалистов. Эта задача не то чтобы нерешаемая, но как минимум очень сложная. Оптимальный подход – это создание на предприятии службы заказчика, которая представляет собой управленческую структуру по организации работ силами привлекаемых подрядчиков. Помимо менеджеров, в ее состав должны войти технолог, аналитик, системный архитектор и специалист контроля качества. Такая служба должна решать следующие задачи: управление проектом со стороны заказчика, коммуникация с другими подразделениями предприятия, четкая, проработанная вплоть до архитектуры постановка задачи для подрядчика и приемка результатов его работ. Как правило, при таком подходе заказчик минимизирует эффект "несговорчивого" подрядчика, создает масштабируемый орган управления задачами автоматизации, снижает время, затрачиваемое на передачу экспертизы стороннему разработчику за счет собственного экспертного буфера.
Какие условия необходимы для создания собственных эффективных решений и их эксплуатации? Прежде всего – вовлеченность персонала заказчика в выполнение задачи повышения эффективности всего предприятия. Добиться этого очень непросто, но при разработке правильной, связанной модели KPI разных структурных подразделений вероятность успеха высока. Важно сформулировать общий курс предприятия на повышение эффективности и дать сотрудникам возможность не просто приходить с инициативами о премировании, но также принимать участие в их реализации. С технической стороны имеет значение информационный ландшафт предприятия, интеграция ключевых систем между собой – как основа для автоматизации бизнес-процессов и процессов управления данными.
Собственные разработки для автоматизации бизнес-процессов могут конкурировать с проприетарными решениями за счет более глубокой экспертизы. Никто лучше сотрудников предприятия не знает его специфики, реальных условий деятельности, технологических требований, а также стратегических задач бизнеса в целом. Кроме того, эффективности собственных решений способствует отсутствие зависимости от стороннего разработчика, а также возможность менять исходный код. В собственных разработках, как правило, нет ограничений на распространение и модификацию ПО. Внедрение собственных разработок дает возможность более оперативно реагировать на изменения производственных процессов и вносить в решения корректировки для автоматизации этих процессов.
Конечно, не во всех случаях проприетарные решения могут быть заменены собственными разработками. Во-первых, этого нельзя сделать, когда нужно быстро внедрить решение или продукт, когда сроки внедрения привязаны к определенной дате. Во-вторых, не всегда удается быстро нанять достаточное количество нужных специалистов для создания собственного решения. Поэтому главное ограничение для использования модели in-house в сфере автоматизации бизнес-процессов – это время. Порой выполнение проекта автоматизации собственными силами компании просто невозможно по ряду объективных причин – экономических, кадровых или технологических.