© ComNews
13.09.2019

Российскому рынку нужно почти в два раза больше ИТ-специалистов, чем есть сейчас. Острую нехватку кадров в индустрии признали участники НП "РУССОФТ" и наметили несколько способов решения проблемы.

Вчера НП "РУССОФТ" провело юбилейный пресс-клуб, посвященный 20-летию ассоциации. Одной из основных тем прошедшей дискуссии лидеров отечественной ИТ-индустрии стал недостаток квалифицированных специалистов.

Генеральный директор Sibedge Александр Калинин констатировал почти двукратную нехватку ИТ-специалистов в России. С ним согласился заместитель генерального директора EPAM Юрий Овчаренко, отметив, что кадровый голод в России, действительно, очень высокий.

Выступая со стороны региональных компаний, Александр Калинин обратил внимание собравшихся на отсутствие кадров, способных заниматься цифровой трансформацией на локальном уровне. "ИТ-рынок есть в Москве и Санкт-Петербурге, но в регионах он очень маленький, - говорит он. - Если региональные компании хотят встраиваться в цифровую трансформацию, им нужно открывать офисы в Москве и Петербурге и забирать специалистов там". При этом складывается неоднозначная ситуация, при которой недостаток специалистов в мегаполисах форсируется за счет регионалов, то есть на рынок Москвы и Петербурга приходят локальные компании и борются за людей. 

По словам главы Sibedge, региональные вузы не торопятся выпускать кратно больше специалистов. "Ожидание того, что вузы действительно дадут нам то, что мы хотим, утопично, - полагает Александр Калинин. - Вместе с тем, возникает вопрос, а где же наши ССУЗы, как в других отраслях? В ИТ нет "среднего" класса, хотя, по моему мнению, одной из возможностей изменения ситуации с нехваткой кадров могло бы быть возрождение или создание чего-то нового, но с ССУЗовским образованием. Ведь не всем компаниям нужны специалисты только из университетов".

Юрий Овчаренко тоже считает, что полагаться полностью на вузы не стоит. Он поясняет, что образовательные организации физически не смогут успеть за часто меняющимися трендами в отрасли. "Если мы говорим про вузы, то задача, которую они должны выполнять, - это подготовка базового бэкграунда, того уровня, с которого можно работать, - говорит он. - Работа с вузами нужна, но она недостаточна". 

Как поясняет Юрий Овчаренко, здесь встает вопрос переквалификации специалистов из других индустрий. "На рынке сейчас есть такая востребованность. Очень нужны химики, биологи, медики с опытом программирования. Все указанные disruption возникают на пересечении разных индустрий, - указывает он. - Мы надеемся на содействие регулятора в возможности подготовки самими компаниями кадров для себя и для рынка. Потому что сейчас есть определенные ограничения - например, мы не можем масштабно этим заниматься, потому что к нам могут прийти и сказать: "Ребята, а почему у вас нет образовательной лицензии?"

Генеральный директор Auriga Вячеслав Ванюлин подтверждает, что на рынке действительно существует потребность в специалистах, которые владеют знаниями на стыке профессий. "Возникает ситуация, при которой человек понимает биологию, химию, но не понимает программирование. Он нам необходим с его глубокими знаниями предмета для того, чтобы перевести их на язык софта. Нам нужны шустрые и быстропонимающие люди", - говорит он. 

При этом речь идет вовсе не о выпускниках с горящими глазами и амбициями. "Практика показывает, что лучше человек с тещей и ипотекой, чем подвижный молодой специалист, который не понимает, что значит выдавать результат. Люди в 50-60 лет часто быстрее доходят до нужных нам вещей. К тому же клиенты воспринимают их лучше, чем молодых "попрыгунчиков" после вузов", - развеивает убеждения Вячеслав Ванюлин. 

"На самом деле очень много людей с базовым математическим образованием, которые вполне могут стать программистами", - продолжает тему CEO Artezio Павел Адылин. Глава Sibedge отмечает, что часто в компанию приходят гуманитарии с желанием переобучиться. "Есть единственный вариант - самим ИТ-компаниям строить свои образовательные платформы, на которых они могли бы трансформировать людей в соответствии со своими потребностями", - говорит Александр Калинин.

В Auriga берут "на борт" специалиста после успешного прохождения им двух-трехмесячного обучения в компании. "За это время специалист не получается, - признает Вячеслав Ванюлин. - Но при этом он работает так, как нужно нам". Павел Адылин полагает, что вопрос внутрикорпоративного обучения - это во многом создание мотивации для людей, которые еще не определились и которым нужно помочь определиться. Директор по производству ООО "Ланит-Терком" Вадим Сабашный замечает, что человек, который пришел с рынка и не проходил обучение в компании, - работает три года, а тот, который проходил, - больше пяти лет. "Только за эти два года мы готовы вкладываться, поскольку основная отдача произойдет через некоторое время", - говорит он.

Александр Калинин, продолжая мысль, отмечает, что умение правильно удерживать специалистов в компании является важным конкурентным преимуществом. Генеральный директор Reksoft Александр Егоров признается, что бывают случаи, когда конкуренты звонят друг другу с вопросом по сотруднику, который "задвигался" на своем месте. "Интересуемся у работодателя, какие у него планы на специалиста, собирается ли он его отпускать или нет. Таким образом появляется человеческая коммуникация и кооперация. Между собой мы называем это перекрестным опылением", - отмечает он. Компании все считают деньги и не заинтересованы в обучении специалиста, а потом выпуске его на открытый рынок. Тем не менее Павел Адылин отмечает высокий процент тех людей, которые прошли обучение в одной компании, ушли, а потом вернулись.