Виртуальный клиент
Руководитель департамента ИТ ООО "Табер Трейд" (сеть магазинов косметики "Подружка") Александр Голубев рассказал обозревателю "Стандарта" Софии Бокитько о том, как ретейлер применяет инструменты аналитики для управления клиентским опытом, а также о том, какие платформы использует сеть, обслуживающая миллион постоянных клиентов.
- Расскажите, пожалуйста, о компании и вашем департаменте.
- Сеть "Подружка" растет год от года, и при этом мы довольно сильно отличаемся от других компаний как ассортиментом, так и набором технологий, которые используем. На пост руководителя департамента ИТ я пришел в марте 2013 года. В моем подразделении работает около 40 человек, включая специалистов техподдержки.
- Какова стратегия цифрового развития компании? Когда она была принята? Как часто приходится ее корректировать?
- Разработка отдельной цифровой стратегии без учета планируемых изменений в самой компании выглядит не очень логично. У нас есть общая стратегия развития на пять лет, которая ежегодно корректируется. В стратегию включен блок, посвященный развитию ИТ. Он нацелен как на поддержку бизнеса в целом, так и на цифровое развитие: применение новых систем, создание решений и реализацию инновационных проектов.
- Какие платформы являются базовыми для проектов цифровизации? Как вы их выбирали, по какому принципу? С чем пришлось столкнуться в процессе их внедрения?
- Использование единой платформы для всех бизнес-процессов в средней или крупной розничной сети вряд ли возможно. В зависимости от конкретных задач выбирается система, на основе которой строятся все бизнес-процессы: управление клиентским опытом, прогнозирование и оптимизация товарных запасов, розничного ценообразования, электронного документооборота и т. д. Принципы выбора стандартны: система должна удовлетворять существующие потребности, легко масштабироваться и способствовать росту компании. Кроме того, стоимость внедрения должна окупаться в течение года, максимум – двух лет.
Что касается проблем, то любое новое решение меняет бизнес-процессы, и людям сложно это воспринимать. Опытным сотрудникам, которые участвуют уже не в первом проекте, гораздо проще: они проходили этот путь, им легче меняться. Мы знаем, что приходится не просто внедрять систему, но и коренным образом пересматривать бизнес-процессы. Меняется функционал некоторых подразделений, одни подразделения упраздняются, другие появляются, идет перераспределение обязанностей. Это глобальные перемены, которые происходят в рамках практически любого крупного проекта.
Ключевыми мы считаем те процессы, которые приносят бизнесу максимальный эффект с точки зрения получения доходов и дополнительных выгод – например, упрощение работы, сокращение затрат, увеличение оборота и т. д.
- Каковы планы развития внедренных платформ?
- Последний крупный проект, который мы запустили, – это внедрение системы управления взаимоотношениями с клиентами Oracle Siebel CRM (Oracle CX). На стадии реализации – еще один серьезный проект. Он связан с развертыванием Oracle RMS (Retail Management System) и Oracle RTM (Retail Trade Management) – решений для управления и контроля импортных поставок, объем которых у нас растет. В дальнейшем мы рассмотрим возможности внедрения омниканальных решений.
- Какие решения и технологии наиболее эффективны для управления именно клиентским опытом?
- Постоянных клиентов у нас почти миллион. Для работы с ними мы выбрали Oracle Siebel CRM – решение, устроившее нас именно с точки зрения управления. Для извлечения аналитических данных мы используем Oracle BI. Оперативная система для работы с клиентами выстроена на базе Oracle Siebel и предназначена для того, чтобы самим клиентам было как можно удобнее общаться с нами. В Oracle BI собираются все данные, которые у нас есть по клиентам, благодаря чему мы понимаем, как часто и с какими целями клиенты посещают наши магазины, что им нравится или не нравится, чем мы можем их заинтересовать. Эти две системы, которые, к счастью, имеют бесшовную интеграцию, помогают нам выстраивать отношения с клиентами.
- Как проект по оптимизации ценообразования на основе Oracle Retail повлиял на эффективность бизнеса?
- Прежде всего ценообразование стало более понятным и прозрачным процессом. Раньше для управления ценами мы работали с таблицами в Excel. С внедрением системы ценообразования на основе Oracle Retail, а также в силу того, что у нас есть система прогнозирования продаж Oracle RDF (Retail Demand Forecasting), выяснилась интересная особенность: ранее при планировании изменения розничных цен мы анализировали историю продаж за четыре прошедшие недели, а сейчас анализируем прогноз продаж на четыре недели вперед. При сравнении этих данных результаты планируемого изменения цен могут получиться очень разными. В зависимости от сезонных изменений они могут быть даже диаметрально противоположными.
- Какого измеримого эффекта удалось добиться за счет применения решений Oracle?
- Если говорить о проектах на базе Oracle RDF, направленных на оптимизацию товарных запасов, то мы повысили эффективность на 25 %, изъяв излишки товарных запасов из оборота, что вернулось нам средствами на расчетный счет. Внедрение Oracle Siebel увеличило на 10 % количество покупок по дисконтным картам. Раньше бизнес-процесс выглядел так: покупатель мог получить привилегии только продемонстрировав дисконтную карту. Сейчас клиенту достаточно назвать свой номер мобильного телефона, и такое изменение приводит к увеличению среднего чека. Еще один пример: до внедрения Oracle Siebel мы вели учет покупателей по дисконтным картам, а не самим клиентам. Поэтому были стандартные проблемы, связанные с дублированием карт. Сейчас мы эти проблемы решили, что дало нам сокращение затрат на колл-центр, на доставку и обработку анкет клиентов и самих карт.
Также ранее было две системы управления промоакциями: для офлайн-продаж действовали свои акции и методика расчета, для интернет-торговли – свои. При желании запустить новую акцию необходимо было разработать ее отдельно для каждой системы. Это дублирование стоило больших средств, а самое главное – занимало огромное количество времени. Сейчас весь расчет чека для всех каналов продаж происходит в Oracle Siebel: если мы что-то меняем в Siebel, то эти изменения автоматически происходят во всех системах, связанных с промо-акциями.
- Многие компании, особенно в банковской отрасли, заводят собственные отделы разработки, по сути превращаясь в ИТ-компанию. Насколько это отвечает вашему видению развития компании и розничных сетей в целом?
- Мы находимся где-то посередине: мы не приветствуем ни полной передачи ИТ-функций на аутсорсинг, ни полного выполнения всех задач своими силами. По каждой системе у нас создается центр компетенций, чтобы в компании было полное понимание внутренней логики системы, ее возможностей и ограничений, а также того, в каких бизнес-процессах система используется и с какими другими решениями интегрирована. Мы должны знать и понимать, как ею управлять. Если же нам необходимо что-то доработать или изменить, то все зависит от масштаба задачи и ее срочности. Часть работ мы готовы сделать сами, часть – отдать системным интеграторам, которые сделают это быстрее, хотя это может обойтись дороже. Возможно, вначале нам будет не хватать экспертизы по внедренным сторонними компаниями решениям, но мы готовы ее наработать и в результате будем эксплуатировать решение в том варианте, в котором оно нам необходимо. Привлеченные специалисты не в состоянии выстроить бизнес-процессы внутри компании так, как это могут сделать собственные сотрудники. Желание делать все своими силами как раз приводит к превращению в ИТ-компанию.
- Какие принципиально новые услуги на базе новых технологий могут появиться в ретейле в ближайшем будущем?
- Темп жизни становится все быстрее, и человек старается снять с себя любую дополнительную нагрузку. Есть несколько технологий, которые будут этому способствовать: холодильник сам будет заказывать еду, 3D-принтер будет печатать одежду по индивидуальным лекалам, во многих странах идет тестирование беспилотного такси и т. д.
Что касается индустрии моды и красоты, то здесь во всю силу развернутся технологии, связанные с виртуальной реальностью. Собственно, они уже начали развиваться, особенно в сфере моды. Вскоре появятся не только виртуальные примерочные, но также инструменты, позволяющие понять, как человек будет выглядеть, применив то или иное косметическое средство. Рано или поздно мы придем к виртуальной реальности: от этого никуда не деться, рынок движется в этом направлении.
В свою очередь мы уже несколько лет в своих решениях используем технологии, связанные с классическим машинным обучением, – временные ряды, кластеризацию, регрессии и т. д.
- Планируете ли вы использовать облачные сервисы?
- В компании виртуализация ЦОДов близка к 100 %, но к публичным облакам отношение у нас очень осторожное, поскольку их использование имеет много разных рисков. Публичные облака подходят для развертывания и поддержки необходимых, но некритичных для бизнеса сервисов, чтобы проблемы с ними не привели компанию к прямым убыткам. Например, тестирование и разработка в ИТ, сервисы по геомаркетингу, бюджетированию и планированию в финансовом подразделении. Я пока не понимаю, как можно реализовать в российской облачной среде все, что связано с критическими сервисами.
- Облака, виртуальная реальность, машинное обучение... Применяете ли вы blockchain или еще какие-то новые технологии?
- По машинному обучению на данный момент закончен пилот и разворачивается проект, связанный с технологией распознавания лиц. Blockchain сейчас не используем, поскольку не видим в этом особого смысла. Самое интересное направление blockchain, после криптовалют, попадает в сферу федерального законодательства – это все, что связано с обменом юридическими документами. Где-нибудь на Западе, возможно, было бы интересно, чтобы документы (например, договора, товарные накладные, счета-фактуры, грузовые таможенные декларации) хранились при помощи технологии blockchain. Но мы работаем в России, у нас есть федеральное законодательство, регулирующее обмен документами, и есть специальные компании – провайдеры электронного документооборота, – и мы живем согласно их правилам.
Интервью подготовлено редакцией журнала "Стандарт" в партнерстве с блогом Oracle