Игорь Ашманов, президент компаний "Крибрум", "Ашманов и партнеры"
Игорь Ашманов,
президент компаний "Крибрум",
"Ашманов и партнеры"
15.08.2019

Сегодня данные - это, как известно, "новая нефть". Если это действительно так, то все мы находимся в ситуации 1990-х годов, когда нашу нефть выкачивали западные компании и при этом даже не платили налоги. Более того, данные сегодня - это товар, которым торгуют вовсю. Пользовательский профиль в наше время стал стоить денег. Даже если взять оценку стоимости профиля десятилетней давности - $10-20, - перемножить ее на 2 млрд пользователей интернета, попутно умножив полученное число на количество "оборотов" каждого профиля (так как профили собирают, воруют и перепродают много раз за год), то получится внушительный рынок, объемом в сотни миллиардов долларов.

Причем во многих странах этот товар находится в серой зоне. Потому что интернет-корпорации - Apple, Google, FB - фактически заставляют пользователей поставить галочку "согласен" под довольно жестким пользовательским соглашением и получают право продавать их персональные данные фактически кому угодно. Что противоречит, например, российскому закону о персональных данных. Кроме того, большинство приложений на смартфоне активно воруют данные пользователей. И эти данные потом перепродаются.

Конечно, данные как товар (информация из пользовательских профилей и др.) нужны в основном для того, чтобы лучше нацелить рекламу. Но не стоит забывать и о том, что данные пользователей - это еще и новое оружие. Которое успешно используется для информационных и идеологических войн, для шантажа, подкупа, ведения избирательных кампаний. Для этого собирается информация о пользователях, их постах, комментариях, привычках, местах, в которых они привыкли отдыхать, уровне их доходов, покупках и т.д.

И если конкретный пользователь может никого не интересовать, то конверсия больших данных во влияние - крайне важна. Конверсия - это вот что: сегодня конкретный студент, возможно, никого не интересует, но через 12-15 лет часть нынешних студентов могут занять значимое положение в нашей стране и превратиться в депутата, замминистра, мэра, топ-менеджера. Предположим, станет важной персоной один из ста. И пусть только на одного из ста пользователей интернет-гигант - социальные сети, поисковики, мобильные платформы - могут найти компромат или рычаг влияния (слабости, пороки, наркотики, сексуальные преступления, кражи и др.). Если перемножить одну сотую на одну сотую, получим конверсию в одну десятитысячную. Получается, что только на одного из 10 тысяч бывших студентов найдут компромат или другие рычаги влияния, но при этом он будет играть существенную роль в управлении страной. Казалось бы, ничтожная конверсия.

Но в масштабе страны из 30 млн сегодняшней молодежи получится 3000 потенциальных точек влияния в самых ключевых местах. И даже если только каждый десятый чиновник или топ-менеджер из этих уязвимых 3000 поддастся влиянию и согласится сотрудничать с внешней силой, то в целом влиять можно будет на 300 ключевых узлов во власти или крупных российских компаниях.

Пользователи социальных сетей должны помнить, что их посты - о дорогостоящих покупках, об отелях, в которых они отдыхают, о марках машин, о том, по каким адресам они привыкли бывать, и о многом другом видят не только их друзья и друзья их друзей, но и масса внешних наблюдателей, в том числе автоматических (как, например, наша платформа мониторинга "Крибрум").

К сожалению, большинство пользователей соцсетей о таких наблюдателях просто не подозревают. А их много, и цели у таких наблюдателей очень разные. От более точных предложений товаров и услуг, выявления актуальных проблем общества, регионов страны, государства до получения преимущества и "рычага" в информационных и идеологических войнах.

Мнения авторов рубрики "Точка зрения" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты