Сергей
Сердюков

директор по спецпроектам группы электронных площадок OTC.ru
© ComNews
04.07.2022

Начиная с февраля текущего года, произошли существенные изменения в сфере закупок. В ответ на западные санкции Россия ввела свои. Одно из главных нововведений — это отказ от иностранного ПО на объектах критической информационной инфраструктуры. С 31 марта текущего года заказчикам по 223-ФЗ запрещено покупать иностранное ПО для таких объектов, а с 1 января 2025 года все заказчики, включая госорганы и госкомпании, не смогут его использовать. Насколько это реально и сможет ли Россия "импортозаместить" иностранный софт?

Под КИИ мы подразумеваем информационные системы, автоматизированные системы управления и телекоммуникационные сети, которые важны для работы жизненно важных сфер: здравоохранения, промышленности, связи, транспорта, энергетики, финансового сектора и городского хозяйства. Запрет с 31 марта на покупку иностранного ПО на этих объектах ввели для тех, кто работает по 223-ФЗ. Важно отметить, что есть и исключения — это организации с муниципальным участием. Также покупка ПО будет возможна, если заказчик получит специальное разрешение. Но пока данная процедура только в разработке, и мы не знаем, насколько сложным будет процесс получения такого документа.

Глобальная задача уже стоит — полностью перейти на отечественные продукты до 2025 года. Использовать иностранное ПО на объектах КИИ будет запрещено заказчикам как по 44-ФЗ — госорганам и госучреждениям, так и по 223-ФЗ — госкомпаниям и госкорпорациям. Обращу внимание, что госзаказчиков (44-ФЗ) уже давно обязали давать преференции отечественным производителям. Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 устанавливает запрет на допуск иностранного ПО к госзакупкам. Что это значит? Заказчик, закупающий ПО для государственных и муниципальных нужд, должен выбрать продукт из отечественного реестра ПО это список доверенных российских программ, за который отвечает Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Также есть возможность выбрать продукт из реестра евразийского ПО. Есть и исключения, когда все-таки иностранное ПО госзаказчик может купить:

  • если такого ПО нет в вышеперечисленных реестрах;
  • если предлагаемый продукт не подходит по характеристикам заказчику.

К чему приведет отказ от иностранного ПО в сфере закупок

Можно сказать, что для сферы госзаказа новые запреты формально ничего не поменяли, органы власти, бюджетные учреждения и организации и так уже в большинстве случаев используют отечественный софт. А вот заказчикам по 223-ФЗ будет проблематично отказаться от иностранных продуктов, особенно "Газпрому" и "Росатому", их производственный процесс очень сильно завязан на иностранном ПО.

Но все же стоит понимать, что на практике в госзаказе дело обстоит иначе. Отечественные поставщики также завязаны на импорте и не готовы к рискам. Они опасаются проблем с ввозом оборудования и рисков непредсказуемого роста себестоимости проектов.

Многие рассуждают: почему бы нам не сделать свой интернет? Это достаточно объемная, долгая и дорогая работа. К сожалению, в сфере ПО такая же ситуация. За последние несколько лет мы создали небольшое количество аналогов иностранному софту для нашего бизнеса. Но все же отдельные достойные отечественные решения уже есть, и думаю, в ближайшем будущем их станет гораздо больше.

Что можно "импортозаместить", а что нет

Госзаказчики по причине принятых постановлений уже давно ориентируются на отечественный продукт. К примеру, активно используются российские программы для межведомственного взаимодействия — это проекты НПО "Криста", группы компаний "Кодекс", БФТ-Холдинга. В школах начинают переходить на Linux. Госорганы и другие бюджетные учреждения активно пользуются антивирусом "Касперского". Для документооборота у нас есть "Диадок" и "Астрал.ЭДО". Думаю, что заказчики по 223-ФЗ смогут перейти на эти продукты до 2025 года.

Трудности могут возникнуть в сфере промышленности, энергетики, транспорта. Большинство производственных процессов были адаптированы под иностранное ПО.

Необходимо в кратчайшие сроки разработать аналогичное решение с теми же самыми функциями, внедрить, протестировать, стандартизировать и применить. Думаю, что здесь мы столкнемся с основными проблемами. И два года — это довольно короткий срок для таких глобальных проектов. Некоторые эксперты заявляют, что аналогичные SAP и Oracle IT-решения на российском рынке уже есть, но процесс их внедрения в производство будет стоить миллиарды рублей. Но выход все же есть — кадры никуда не ушли, существующее оборудование можно обслуживать своими силами. Да, это временная мера, но она поможет компаниям пережить это непростое время, пока не будут разработаны и внедрены отечественные решения.

Кроме того, нам необходимо найти аналоги запрещенных соцсетей. С точки зрения бизнес-дискуссий, VK не способен заместить FB (запрещенная в России экстремистская организация), у него несколько другие функции и задачи. Также нам требуется создать новую социальную площадку для развития малого и среднего предпринимательства, аналогичную Instagram (запрещенная в России экстремистская организация), или адаптировать разрешенные соцсети под потребности МСБ. Надеюсь, что данная ситуация станет толчком для создания и развития новых IT-проектов и российский рынок сможет представить достойные аналоги.

Есть ли у российских компаний способы обойти запреты

С одной стороны — мы ограничиваем, с другой — нас. Если рассматривать первый вариант, то здесь можно найти решения. Мы видим, что Россия вводит и параллельный импорт, чтобы избежать дефицита товаров, и активно говорит о национализации, также в запретах всегда есть исключения — небольшие лазейки.

Но все же стоит сосредоточиться на разработке своих решений. В приоритете сейчас будут ERP-системы, пока здесь нет равных SAP и Oracle. Кроме того, необходимо активно развивать банковские технологии, учитывая санкции, Сбер уже активно ведет эту работу. Также будут востребованы аналоги проекта "Безопасный город". Система распознавания лиц будет активно внедряться во всех регионах.

Подведу итог: госзаказчики уже пользуются отечественными решениями, поэтому процесс импортозамещения начался. Вероятно, некоторые продукты нам будет трудно "импортозаместить". Думаю, что дело за разработкой не встанет, в течение ближайших двух лет нас ждет бум новых IT-решений, и главная задача государства — поддержать их. С основными трудностями мы столкнемся в процессе внедрения в производство. Но необходимо понимать, что команды, обслуживающие иностранное оборудование в России, остались в стране. Их знания и опыт остались вместе с ними, и они смогут помочь с внедрением новых продуктов. Наша же задача, как сервиса в сфере закупок, — помочь заказчикам и поставщикам наладить процесс новых поставок. Безусловно, нас ждет новая эпоха развития IT-технологий и сервисов в России.