Как сейчас создать успешный IT-стартап и выделиться среди конкурентов
Шишов,
веб
дизайнер основатель компании Pix Media
Сегодня рынок IT-стартапов перенасыщен. Идей у людей много, но часто они не доживают до запуска или проваливаются в первые недели работы, а компании-основатели закрываются. Это происходит потому что разработчики забывают, что сейчас на первое место выходит не количество использованных технологий, а качество дизайна продукта, основанное на принципах интуитивного восприятия и работе с привычками пользователей. Почему при разработке нового цифрового сервиса сейчас важны не сами технологии, а дизайн будущего продукта, рассказал Вячеслав Шишов, веб дизайнер, основатель компании Pix Media.
Раньше при создании проекта: сайта или приложения команде приходилось разрабатывать технологии для него с нуля. Сначала рождалась идея, а потом думали, как ее воплотить. Поэтому успешными были те стартапы, в которых использовались передовые технологии. По сути они обладали монополией на них, и за счет этого были первыми.
Сейчас появилось много компаний разработчиков, которые создают сами технологии: чаты, боты, нейросети и другие. А стартаперы используют их в своих проектах, внедряя в разрабатываемый сервис или приложение. То есть они почти как конструктор собирают свой проект из разных технологий.
И теперь, когда они стали доступны практически всем и не нужно больше тратить миллионы долларов, чтобы что-то изобрести, рынок IT-стартапов стал перенасыщен цифровыми продуктами. Сейчас здесь высокая конкуренция. По сути любой, кто имеет возможность вложить минимальные инвестиции в разработку проекта, может создать свое приложение. Возникает резонный вопрос, если это могут сделать почти все, то как выделиться из множества и создать успешный стартап.
Дизайн решает
В борьбе за пользователя, на первый план выходит не количество использованных при его создании технологий, а то, как сделано приложение или сайт — любой цифровой сервис. Насколько приложение удобное, корректно ли оно работает, понятно ли человеку куда и для чего нажимать. То есть сейчас, когда технологии стали доступны всем, на первый план при создании любого цифрового сервиса выходит дизайн. И это не только эстетическая составляющая, хотя она тоже имеет значение.
Дизайнеры IT-стартапов не просто красиво рисуют, они создают сервис, основываясь на психологии использования. Сначала они изучают пользователя, понимают, какие у него есть привычки, а потом внедряют это в стартап.
Например, лет 5-10 назад мультитач был прорывной технологией, люди только начинали с ней знакомиться. А сейчас эти движения: смахивания, приближение, удаление — вошли в обиход массового пользователя. Поэтому современный дизайн должен выстраиваться вокруг них. Люди не готовы разбираться в интерфейсе и изучать приложение, они хотят понимать, что им нужно делать, чтобы пользоваться сервисом.
Поэтому те, кто предлагает сервисы, которые требуют глубокого изучения перед использованием сейчас сразу проигрывают конкуренцию.
Дизайнер должен ориентироваться в современных технологиях, чтобы использовать разные и делать максимально удобный и интуитивно понятный цифровой сервис. Например, использовать технологии, которые помогают пользователю разобраться с приложением. Интерфейс может реагировать на движения пользователя, силу нажатия, на то, в каком положении находится устройство. Чем быстрее новая технология внедряется в дизайн, тем больше преимуществ имеет такой проект.
Лидирующие позиции среди стартапов занимают те компании, которые постоянно изучают привычки пользователей, собирают фокус-группы, то есть пытаются всячески улучшить свой цифровой продукт, сделать его еще более удобным для пользователя.
Кто это делает, или успех зависит от команды
Реализация любого проекта начинается с поиска тех, кто его сможет создать. Коллектив IT-стартапа не исключение. Хорошая команда та, где каждый — профессионал в своей области. Например, не любой дизайнер может разработать интуитивно понятный интерфейс. Нужен узкий специалист, которые понимает тонкости веб-дизайна, а не только владеет графикой. У стартапов нет времени на эксперименты со структурой компании, Нужно сразу искать тех, кто подходит под ваш проект. Не стоит экономить бюджет и нанимать новичков без опыта. У вас не будет времени их учить. Нужны компетентные в своих областях люди. Каждый должен вносить максимум пользы в создание продукта. Основатели и коллектив — такой же незаменимый ресурс в стартапе, как и используемые IT-технологии.
Нужны инвестиции
Стартап выбирает инвестора так же, как инвестор выбирает достойный стартап. На самом деле хороших проектов сильно меньше, чем потенциальных инвесторов. Именно поэтому рынок стартапов это рынок инвесторов, а не основателей. Именно основателям стартапа важно максимально проработать проект, прежде, чем представить его потенциальному вкладчику.
Любому инвестору важна возможная прибыль от проекта, в который он вкладывается. Поэтому прежде, чем пускаться в поиски инвестора важно проработать следующие моменты. Кратко обозначьте "боль" покупателя. Опишите, как вы будете решать его проблему. Например, "наш сервис поможет малому бизнесу быстро находить специалистов-исполнителей". Проработайте портрет рынка — кто будет покупать ваш продукт. Расскажите, какие бизнес-модели планируете использовать. Обязательно представьте команду, инвестору важно видеть, кто работает над проектом и есть ли у этих людей похожий опыт. Посчитайте, сколько вам нужно денег для запуска и обозначьте выгоду для инвестора. Это все необходимо, чтобы у него не осталось открытых вопросов, и он мог принять решение о поддержке вашего стартапа.
Чек-лист для создания успешного цифрового сервиса
1. Выделяйтесь.
Создайте кастомную иконку, которая хороша видна на экране смартфона и рабочем столе.
2 Проще - лучше.
Продумайте удобный интерфейс, основываясь на привычках массового пользователя. Элементы дизайна должны быть простыми и легкими для взаимодействия.
3 Размер имеет значение.
Используйте шрифт, который читается без принудительного увеличения.
4. Больше воздуха.
Пустые места без текста и картинок помогают быстрее ориентироваться в приложении, отделяя важное от второстепенного.
5. Да — контрасту.
Контрастные цвета облегчают восприятие пользователя, помогая ему легче ориентироваться в интерфейсе.
6. Нет — сюрпризам.
Не прячьте навигационные кнопки в неожиданных местах. Подумайте, в каком положении чаще всего находится устройство в руках пользователя и размещайте их там, где ему будет удобнее.
7. Только профессионалы
Не тратьте драгоценное время на обучение новичков. Нанимайте в команду тех, кто уже имеет релевантный опыт.
8. Нужны инвестиции
Проработайте проект по всем важным для инвесторов сторонам. Им важно видеть потенциальную выгоду от поддержки стартапа.