Сергей
Митягин

директор Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО
© ComNews
25.04.2022

Вдохновляющий город: пересмотр концепций умного города

Не секрет, что концепции умного города подвергаются регулярной трансформации и пересмотру. Это происходит по ряду причин, наиболее существенными из которых выступают изменение превалирующих форм экономической деятельности и изменение фронтирных технологий. Если на рубеже веков умные города прочно ассоциировались с информатизацией, то сейчас на первый план выходит качество среды проживания горожан, а современные технологии выступают средством его наиболее эффективного обеспечения.

Но есть и менее очевидные причины трансформации концепций умных городов, которые связаны непосредственно с горожанами и их взаимодействии с городской средой. Каждый город на планете в процессе своего развития проходит ряд стадий зрелости с точки зрения взаимодействия с горожанами. От места, где этот самый горожанин волею судеб родился и вынужден жить пока не задумается и не получит возможность выбора, до места самореализации и раскрытия творческого и созидательного потенциала его жителей. От места, где городская окружающая среда воспринимается чужой и чуждой, а иногда и враждебной, до места, где каждый горожанин понимает свою роль в развитии города и улучшению условий жизни для себя сейчас и для своих потомков в дальнейшем.

Такая эволюция в большой степени зависит от способности города создать условия для развития каждого жителя и сформировать атмосферу взаимного доверия. Очевидно, такие состояния будут недостижимы, если не будут обеспечены базовые потребности горожан в безопасности в широком смысле этого понятия и приемлемом уровне благополучия. Не менее важной в этом является эмоциональная связь горожан с городом. Именно поэтому так важно обращать внимание на сохранение культурного наследия и поддержку идентичности городов через дизайн-код, узнаваемости и идею.

Отчасти именно с необходимостью совершения качественного перехода связана критика технократического подхода к созданию умных городов, как мест интенсивного внедрения информационных технологий для управления и безопасности. Эти технологии необходимы и их надо внедрять, но в какой-то момент этого становится недостаточно для дальнейшего развития города, что определяет необходимость создания новых подходов к управлению, ориентированному на воспринимаемое качество жизни и управление соотношением ценностей жителей и ценностей самого города.

Управляемый: рейтинги и измерители

Надо отметить, что целью управления устойчивым развитием любого города является обеспечение его максимально продолжительного существования, что невозможно без эволюции условий жизни горожан в соответствии с актуальным нормами качества жизни.

Традиционным инструментом контроля достижения результатов выступают системы показателей и индикаторов, предполагающие оценку соответствия условий жизни принятому стандарту. Эти же показатели часто используются для сравнения разных городов между собой. Прежде всего это позволяет ориентироваться на общепризнанных лидеров на текущем уровне развития городов и общества. Среди наиболее известных систем индикаторов, и порождаемых ими рейтингов выступают Smart City Index швейцарской бизнес-школы IMD, который был разработан совместно с Сингапурским университетом технологии и дизайна. Очевидно, что этот рейтинг составлен таким образом, чтобы оценивать, насколько любой город близок к Сингапуру. City in motion Index, формируемый испанской бизнес-школой IESE. Также есть менее масштабные индексы умный городов от консалтинговых агентств McKinsey или Juniper Research.

В Российской Федерации наиболее часто в контексте умных городов упоминаются рейтинг IQ городов и индекс качества городской среды, формируемые Минстроем России. Индексы имеют методики оценки, которые доступны в интернете.

Однако, существующие подходы к оценке умных городов на основе индексов и показателей имеют существенные недостатки, которые выражаются прежде всего в их тяготении к технократическому подходу формирования умных городов. Другими словами, эти системы индикаторов позволяют оценивать некоторую обеспеченность базовых потребностей горожан и общий уровень благополучия, но их недостаточно для управляемого перехода к городу для самореализации и развития. Это происходит в силу того, что они изначально основаны на оценке городской среды и предоставляемых ею сервисов для горожан и не включают самих горожан в многообразии их социальных групп, ценностей, установок и многообразия жизненных ситуаций, поддержанных и не поддерживаемых городом.

Понятный: цифровые технологии для умных городов

Ключевой характеристикой современных умных городов является прозрачность принятия решений в управлении городом, которая формирует основу для соучастия горожан и обеспечивается за счет современных цифровых технологий. Их сильной стороной является возможность наглядного представления всей информации, использованной для принятия решений в управлении, а также представление того, как каждый гражданин может способствовать развитию города по мере сил.

Например, если город занимает недостаточно высокое положение в рейтинге, должна быть предоставлена возможность увидеть, за счет какого показателя, почему и, что очень важно, где именно проблема? Когда такая информация доступна естественным образом может быть составлен сценарий улучшения ситуации.

Однако, когда информация, использованная для определения места города в рейтинге не представлена в принципе или представлена, но на высоком уровне агрегирования и из нее невозможно сделать выводы об источнике проблемы, возникает недоверие и к самому рейтингу, и к управлению городом в целом.

Решением этой проблемы может служить технология, называемая цифровой моделью города и населения. Основной задачей этой технологии является сбор и представление актуальных данных о городской среде и служить источником для вычисления показателей и критериев качества городской среды и управления городом. Для решения этих задач модель городских данных должна включать пространственный разрез и агрегировать информацию об объектах городской среды с учетом их географического расположения, физических свойств и непосредственно услуги или сервиса для горожан. В случае, когда такая модель создана и является основным источником актуальных данных о городской среде, она может служить хорошей основой для планирования мероприятий по наиболее эффективному достижению целей города с возможностью обоснования путем наглядной демонстрации всех выявленных проблем города.

Однако этого недостаточно. Для управления возможностями горожан необходимо уметь моделировать не только городскую среду, но и жизнь в городе, которая проявляется в многообразии жизненных ситуаций, каждая из которых может быть типично или специфической для социальной группы, может быть вероятной или маловероятной, но крайне значимой.

Именно поэтому, я бы ожидал, что новый индекс IQ городов, который анонсирован Минстроем на IX федеральном бизнес-форуме "Smart City & Region: цифровые технологии на пути к "умной стране", будет учитывать не только специфику городской среды и ее оснащение, но скорее будет отражать "стандарт жизни" в городе с точки зрения того, какие возможности предоставляет город своим жителям, как оценивает многообразие, уровень и качество поддержки жизненных ситуаций для жителей, а также насколько бережно город относится к своей идентичности, истории и культурному наследию.

Как умные города должны отвечать на вызовы современности?

В завершение хотелось бы отметить, что роль человеко-ориентированных подходов к управлению городами сейчас возрастает критически. Ответом на вызовы современности должно стать ощущаемое и уверенное улучшение условий непосредственно в месте проживания каждого горожанина, в каждом городе в Российской Федерации. Это благоустройство дворов и улиц, это забота о культурном наследии, это создание пространств для молодежи и подростков. Если некоторые возможности для граждан стали недоступны, должны быть обеспечены другие возможности и жизненные ситуации, связанные с вопросами, которые ценны вне зависимости от политических ситуаций. Такими как любовь и защита природного наследия, любовь к своему городу, возможности реализации творческого потенциала.