Робин
Де
Кейзер

руководитель департамента бизнес-решений и инноваций Orange Business Services в России и СНГ
© ComNews
20.12.2021

Сформировавшиеся во время пандемии коронавируса технологические тенденции в 2022 году будут развиваться и трансформироваться в еще более инновационные. Пандемия подтолкнула цифровую трансформацию сильнее, чем многомиллиардные маркетинговые бюджеты мировых ИТ-гигантов. Переходные процессы, которые в нормальных условиях заняли бы несколько лет, уложились в считанные месяцы.

Пандемия стала двигателем многих изменений в технологическом мире. Первая тенденция – это модель удаленной работы. По данным отчета по развитию и изменению киберугроз Security Navigator 2021, проведенным Orange Cyberdefense, во второй половине марта 2020 года спрос на решения для удаленного доступа вырос на 41% и в среднем продолжал расти на 22% выше, чем за период до пандемии. При этом на 500% увеличилось количество клиентов, устанавливающих EDR-решения (endpoint detectionand response, платформа защиты конечных точек) для защиты конечного оборудования пользователей (ПК, планшетов, смартфонов).

Возросший спрос на клиентское и серверное оборудования для удаленной работы стал одной из причин мирового кризиса полупроводников. В начале 2021 года нехватка всех типов микроэлектронного оборудования и ресурсов для них сказалась на приостановке выпуска новых марок машин, закрытии целых линеек гаджетов. Эксперты уверены, что тенденция продлится и в следующем году.

Вторая тенденция – это возрастающая угроза кибербезопасности. Во всем мире рост DDoS-атак во время пандемии составил 22%. В конце лета-осенью 2021 года эксперты Orange отмечали небывалый рост нападений на российские финансовые организации.

Преступники становятся все более активными, объединяются в группировки, к старым видам атак постоянно добавляют новые. Правительства и коммерческие компании стали понимать, что необходимо пересматривать свои позиции в области безопасности, чтобы повысить устойчивость и возможности реагирования для критической инфраструктуры. И речь не просто об установке ИБ-решений, а о разработке полноценных политик в этой области. Так, в прошлом году эксперты Orange Cyberdefense выявили в продуктах безопасности большое количество уязвимостей. Оказалось, что сами разработчики софта были не подготовлены к кризису и не всегда своевременно запускали необходимые обновления.

Третья тенденция – это продолжающийся переход предприятий на облачные сервисы и инфраструктуру. В iKS-Consulting прогнозируют, что объем российского рынка облачных инфраструктурных сервисов в 2021 году достигнет отметки почти в 55 млрд рублей (рост на 38,3% по сравнению с годом ранее).

Повышенный спрос на облачные услуги и сервисы, соответственно, подтолкнул ускоренное развитие самого рынка: расширился ассортимент облачных услуг и предложений, стали появляться облачные стартапы.

Наконец, четвертая тенденция – это повышенный спрос модель "как услуга" (as a service, aas). Таким образом уже можно использовать офисную технику, корпоративные гаджеты или даже офисные помещения, например, переговорные комнаты. В последнее время пользуются популярностью услуги DaaS ("устройство как услуга", device as a service), в рамках которой устройства для сотрудников предоставляются соответствующим провайдером в лизинг. Еще одно сходное направление из серии "как услуга" – управление жизненным циклом мобильных устройств, компьютерной и офисной техники (device lifecycle managment, DLM).Обе модели подразумевают, что провайдер берет на себя обслуживание, сопровождение. В итоге ИТ-отдел компании концентрируется на более важных задачах.

Говоря о прогнозах, стоит отметить, что в ближайшем будущем сети 5G станут основой для технологического развития: внедрения киберфизических систем Индустрии 4.0 на производстве и создания экосистем умных городов. Но развитие технологической среды потребует более совершенных инструментов защиты для интернета-вещей и промышленной среды, в которой ИТ- и операционная команды будут работать сообща.