Тимур
Бадретдинов

руководитель направления инфраструктурных решений и услуг компании "Системный софт"
© ComNews
25.05.2020

Облака стали хорошо знакомой большинству заказчиков моделью потребления ИТ. За последние десять лет отношение к ним поменялось от недоверия до пристрастия. Удобство и экономия помогают отказаться от стереотипов лучше всяких убеждений.

Несмотря на повсеместное проникновение облачных технологий, в ИТ-отделах МСБ до сих пор не до конца понимают разграничение ответственности между провайдером IaaS и самим потребителем сервисов. Компании либо отдают всю виртуальную инфраструктуру на откуп провайдерам и потом удивляются значительным ежемесячным затратам на ресурсы и поддержку, либо, наоборот, пытаются сэкономить по максимуму, оформляя подписку только на виртуальные мощности и, при этом, предъявляя претензии поставщику за некачественную работу корпоративных сервисов, за которые, согласно модели, должны сами же отвечать.

Между тем, опасения о якобы "ненужности" штатных ИТ-специалистов в компаниях, которые используют облачные технологии, оказались живучими и существуют до сих пор. Облака меняют модель потребления ИТ. Но эти перемены также требуют развития новых навыков и умений у штатных ИТ-специалистов. И, если сами модели потребления "xaaS" уже стали мэйнстримом, то ИТ-специалисты осознают новую для себя реальность еще не до конца. А компании не сформировали для себя понимания различий между облачными моделями IaaS и SaaS.

Особенности восприятия и выбора

Степень проникновения облачных сервисов в российский бизнес уже достаточно велика. Исходя из оценок нашей компании, SaaS-сервисами пользуются порядка 40% заказчиков. Это офисные системы, электронная почта, видeoкoнфepeнцcвязь и специализированные сервисы, подобные "Мой склад" или "СКБ-Контур".

Многие из заказчиков из числа малого и среднего бизнеса (свыше 50 рабочих мест) по крайней мере тестировали использование облачной инфраструктуры. При этом мы заметили, что у большинства таких компаний отсутствует четкое понимание разницы между различными видами облачных сервисов. К IaaS продолжают относиться так же, как и к SaaS, коробочному, по сути, решению, не требующему серьезного внимания со стороны ИТ-отдела. Повторюсь, сказанное касается малого и среднего бизнеса. Крупные корпорации и технологические стартапы прекрасно представляют себе разницу между IaaS и SaaS.

Подавляющее большинство заказчиков используют SaaS-решения в качестве сервиса корпоративной электронной почты и ВКС – на них приходится до 80% от числа всех заказов. А вот облачную инфраструктуру чаще всего наши клиенты арендуют для того, чтобы развернуть файловое хранилище, терминальный сервер и 1С. Естественно, IaaS используется и для развертывания практически любого другого корпоративного сервиса, который нужен организации, например, системы телефонии, документооборота или сайта. При этом, облачное хранилище все чаще используется и для хранения бэкапов за пределами собственной инфраструктуры заказчика. Такой сценарий стал особенно востребованным после эпидемии вирусов-шифровальщиков, которые зашифровывали, в том числе, и резервные копии, размещенные на собственных серверах компаний.

Важная особенность сценария IaaS заключается в том, что ИТ-специалист самостоятельно отвечает за обслуживание, поддержку и администрирование программных продуктов, запущенных в виртуальной инфраструктуре. Это и регулирование (выделение объема почтовых ящиков в соответствии с потребностями конкретных сотрудников), и обновление ПО, мониторинг ресурсов и управление ими, обеспечение информационной безопасности и многое другое. Как видим, роль корпоративного администратора возрастает при использовании IaaS многократно.

Таким образом, если при использовании SaaS ответственность за работоспособность сервиса целиком и полностью ложится на плечи провайдера, то при IaaS модели она делится поровну между провайдером и заказчиком. Первый отвечает за доступность виртуальных вычислительных мощностей, а второй – за корректную работу развернутых на них систем.

Кастомизация и контроль

Причиной выбора IaaS чаще всего является наличие сервисов, требующих определенной кастомизации и желание компании оставить под своим контролем управление доступом и конфигурирование корпоративных приложений. Тут характерен все тот же пример корпоративной электронной почты. Для него не требуется глубокая кастомизация. А вот система на базе 1С требует специфических настроек, и поэтому для развертывания таких сервисов в подавляющем большинстве случаев используется именно облачная инфраструктура. И, чем крупнее сама компания, чем сложнее ее внутренняя инфраструктура, тем сложнее подобрать для нее SaaS-решение.

Конечно, подавляющее большинство заказчиков IaaS представляют скорее не малый, а средний бизнес. Единственным исключением можно считать стартапы, занимающиеся разработкой. Для них актуально использование либо IaaS, либо PaaS для тестирования собственных решений. Но "стандартный" малый бизнес, использующий типовые сервисы, чаще предпочитает SaaS.

Потребности в облачной инфраструктуре формирует в таких компаниях отсутствие бюджета на закупку оборудования и всех необходимых лицензий. Используя виртуальную инфраструктуру, заказчик может гибко управлять потреблением ресурсов и за счет этого сокращать ежемесячные затраты. К тому же, контроль доступа к корпоративным данным также остается внутри организации. Это важно и c точки зрения психологии: у руководителя возникает ощущение защищенности, контролируемости, управляемости системы.

Модель SaaS предполагает максимальный уровень доверия провайдеру и готовность принять/потреблять продукт "как есть", без внесения самостоятельных изменений в функционал решения. И, как только бизнес по мере своего развития сталкивается с усложнением ИТ-инфраструктуры и необходимостью обеспечения информационной безопасности, он стремится перейти на использование IaaS.

Почему заказчики не приобретают услуги по поддержке

Приобретая подписку на IaaS-сервисы, заказчики имеют возможность оформить дополнительную подписку и на услуги провайдера, связанные с поддержкой виртуальных мощностей. Но часто они остаются невостребованными. Причину я вижу в двух моментах. Первый — непонимание разницы между IaaS и SaaS. К инфраструктуре "как услуге" продолжают относиться как к готовому решению, ожидая от нее работоспособности "по умолчанию". И, соответственно, не выделяя средств для оплаты дополнительных услуг.

Второй — сугубо утилитарный. Сегодня любая средняя компания имеет в своем штате как минимум одного ИТ-специалиста. Вполне естественно, что руководители бизнеса рассчитывают на то, что штатные специалисты будут способны администрировать и облачную инфраструктуру, причем не только сами виртуальные ресурсы, но и решения, которые на них работают. Действительно, имея в штате специалиста или целый отдел, странно заказывать у провайдера еще и дополнительный пакет услуг, связанных с поддержкой. Увы, но такой подход работает не всегда. Виртуальная инфраструктура требует постоянного внимания, причем не первого попавшегося "эникейщика", а профессионала, хорошо знающего особенности, как облачных ресурсов, так и корпоративных сервисов.

Если с созданием и запуском самих виртуальных машин неквалифицированный специалист еще справляется, то грамотное администрирование развернутой на ней системы ему уже бывает не под силу. Виртуальная инфраструктура не избавляет от необходимости разбираться в интеграции и поддержке используемых систем, будь то ERP от 1С или виртуальная АТС.