Региональный центр информационных технологий Псковской области (ГБУ ПО РЦИТ) – государственная организация, которая занимается созданием, внедрением информационных систем, обеспечивает весь комплекс задач образования Псковской области, а также обучает детей и взрослых в сфере цифровых технологий и анализа данных.
Проблематика
С 1 января 2023 года в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" персональные данные обучающихся в системе общего и среднего профессионального образования могут обрабатываться только в государственных информационных системах. Это касается всех подсистем, где обрабатываются персональные данные детей, включая электронные журналы, системы электронного обучения, системы автоматизации учреждений среднего профессионального образования (СПО) и Центров опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП).
Проект
В 2022 году
Цель проекта
Обеспечить регионы надежной импортонезависимой ИТ-инфраструктурой и региональной информационной системой для сферы образования на основе надежной и безопасной российской операционной системы.
Задачи проекта
1. Разработать и внедрить на базе российских технологий современную и безопасную цифровую образовательную среду, обеспечивающую высокое качество и доступность образования в регионе, охватывающую все уровни образования, интегрированную с ФГИС "Моя школа" и ЕСПД.
2. Перевести все оборудование образовательных организаций на российское ПО, в частности, на ОС "Альт".
3. Оптимизировать деятельность образовательных организаций, перевести отчетность в электронный вид.
Структура решения
"В проект "Цифровое образование Псковской области" включены взаимодополняющие программные модули собственного производства, построенные по единому принципу и обеспечивающие выполнение требований законодательства Российской Федерации в сфере образования и цифровизации, — сообщил Алексей Драгунов, директор ГБУ Псковской области РЦИТ. — Система объединяет в одном решении автоматизацию задач управления образовательными организациями, муниципалитетами и регионом, включая подготовку, проведение и анализ результатов ГИА и ВПР с возможностями гибкого использования образовательного контента каждым педагогом в школе и дополнительном образовании".
Решение построено на собственной low-code-платформе, обеспечивающей быструю адаптацию системы к изменяющимся требованиям. На основе метаописаний, расширяющих модель данных, автоматически строятся интерфейсы, взаимодействие между подсистемами, декларативно описываются права пользователей и др.
Реализовано унифицированное lowcode-решение для взаимодействия с ЕСИА, СМЭВ3/СМЭВ4. Платформа включает в себя систему интеграции, анализа данных и отчетности.
Стек технологий, использованных для создания системы: ОС "Альт 8 СП" Сервер, Zabbix, PHP, Open JDK, ClickHouse, C++, Qt, Jquery, Tensor flow, Tesseract, Python.
Образовательные продукты с открытым кодом, включенные в РИС: Moodle, Xerte.
"Свободное ПО — это не только операционная система, но и прекрасные продукты для образования. Например, GeoGebra — математический пакет. Orange — пакет анализа и Data Mining, очень удобный для применения в школе. Blender — великолепный инструмент для 3D-моделирования, полезный для будущих архитекторов, — рассказал Алексей Драгунов. — Все это может быть встроено как в образовательные программы повышенного уровня, так и в обычные образовательные программы, программы дополнительного образования".
Свойства ОС "Альт", удовлетворяющие требованиям заказчика
"
"
Ход проекта
ГБУ ПО "РЦИТ" разработало решение, включающее регистрацию рабочих станций в единой системе, возможность удаленной поддержки на каждом компьютере в образовательной организации, а также средства мониторинга использования, конфигурации оборудования и ПО на каждом компьютере. "Базальт СПО" предоставляет проекту российские операционные системы "Альт" на льготных условиях, а также обеспечивает техническую поддержку с участием наиболее квалифицированных специалистов системы образования, уже работающих в регионе с ОС "Альт".
Результаты
1. Отдельные подсистемы созданного решения используются более чем в 30 субъектах Российской Федерации. Самой популярной стала подсистема записи на ГИА, получения результатов ГИА и проведения онлайн-апелляций.
2. РИС "Цифровое образование Псковской области" создана, введена в эксплуатацию и аттестована в качестве государственной информационной системы.
3. Во всех образовательных организациях на территории Псковской области обеспечен доступ к "Системе с защищенных рабочих мест" на базе российского программного обеспечения.
4. Система первой в Российской Федерации интегрирована с разделом "Мое образование" на ЕПГУ, а также с концентратором электронной очереди в ДОО.
5. В системе впервые в стране реализованы цифровые административные регламенты в сфере образования, в настоящее время — по аттестации педагогических кадров и обеспечению отдыха детей в каникулярное время.
6. C 2023 года в пользовательских модулях системы для родителей, учащихся и педагогов организованы сервисы технической и методической поддержки для прямого взаимодействия с специалистами РЦИТ.
7. Общая low-code платформа позволяет учитывать идеи и потребности многих регионов в комплексном решении, которое может использоваться как целиком, так и отдельными его сегментами и подсистемами. Благодаря разработанной на базе российских и свободных решений технологии консолидации данных, появилась возможность реализовать цифровой профиль образования как инструмент управления системой образования на основе данных о дошкольном, общем, дополнительном образовании, ГИА и мониторингах (ВПР и др), а также мероприятиях (воспитание, профориентация, олимпиады, методические семинары для педагогов). Автоматически формируется портфолио ученика и педагога, а также цифровые профили ОО, муниципалитета, всей системы образования региона. На основе объединенных данных в Псковской, Оренбургской и Кировской области запускаются цифровые помощники, цель которых - подсказывать и помогать педагогу, учащемуся, родителю в развитии в сфере образования.
В Псковской области реализовано несколько дополнительных проектов:
- помощь учащимся, получившем низкие результаты на пробном ГИА по математике. Цель — объединить усилия региональных методистов и школьных педагогов для устранения пробелов в знаниях учеников. Используется подсистема "Цифровой урок" и специально подготовленные в регионе материалы;
- помощь учащимся, выбравшим ЕГЭ по информатике, справиться с экзаменационными задачами. Применяются российские офисные пакеты в связи с полным отказом в Псковской области от Microsoft Office на ЕГЭ и ОГЭ;
- помощь учащимся в освоении ИТ-профессий. Работа выполняется в очном и дистанционном формате в рамках проекта "Код будущего": - опросы родителей и детей, организация дистанционного обучения на базе оборудования школ с кураторством тьюторов в образовательных организациях с использованием Цифровых помощников.
"Сейчас мы готовим более 30 проектов. Например, по использованию систем для раннего выявления пропусков занятий и снижения образовательных результатов. Результат - адресная рекомендация ученику, родителям, классному руководителю. Благодаря "цифре" мы начинаем реализовывать адресные сервисы, использовать элементы микрообучения. Выполняя цифровую трансформацию образования, мы меняем его содержательную и организационную составляющие, дополняя и усиливая то лучшее, что было в советской школе. Большую помощь в развитии решения оказывают Министерство просвещения и Министерство цифрового развития Российской Федерации", — подчеркнул Алексей Драгунов.
По соглашению с Комитетом образования Псковской области, при поддержке Минпросвещения и Минцифры Российской Федерации в настоящее время система внедряется в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях.