Андрей
Ромашков
16.11.2023

Исследование Boston Consulting Group и Scoop Technologies о влиянии формата работы в компании на скорость ее роста Bloomberg называет первой крупной работой в этой области. Как подсчитал член "большой тройки" мирового консалтинга, выручка бизнеса с полностью удаленным форматом работы за последние три года росла в четыре раза быстрее, чем у компаний с обязательной пятидневкой в офисе: 21% против 5% за период с 2020-го по 2022 год. Фирмы с гибридным графиком — например, два дня очно и три удаленно — росли вдвое быстрее традиционных офисов, но медленнее полностью дистанционных конкурентов.

BCG проанализировала данные более чем 500 компаний из 20 секторов "от технологий до страхования" с суммарным штатом более 25 млн человек, то есть итоги едва ли можно объяснить случайным отклонением. Показатели также были взвешены по отраслям, чтобы более быстрорастущие сферы с большей долей дистанционной занятости не искажали результат.

Так что, срочно переходим на удаленку? Business FM спросила об этом представителей бизнеса.

Председатель совета директоров ВБЦ, основатель деловой сети TenChat Семен Теняев: "Я считаю, подобное исследование — все равно что мерить среднюю температуру по больнице, потому что существует огромное количество бизнесов, которые никоим образом не относятся к гибридному или удаленному формату работы, их рост никоим образом не коррелирует с подобными цифрами. Во-вторых, если мы говорим про высокотехнологичные компании, наличие гибридного формата или удаленного формата позволяет как раз-таки раскрываться многим "единорогам" — компаниям, которые очень быстро взлетают. С одной стороны, это безумная эффективность для бизнеса, но, с другой стороны, подходит далеко не всем. Передача опыта, взаимодействие с коллегами трудно передать в онлайн-режиме. Поэтому правда двоякая".

Директор по персоналу китайской нефтегазовой компании Wison Engineering Владимир Федотов: "Данные по китайским компаниям, в частности компаниям, которые я представляю, говорят о том, что все больше моментов концентрации идет на работу в офисе. В нашей компании мы пробовали разные варианты работы во время пандемии. И после нее еще несколько лет тестировали такие подходы. Я не могу подтвердить представленные данные о том, что эффективность растет в несколько раз, соответственно, исходя из этого, и выручка растет в несколько раз, нет. Более того, хотел бы подтвердить, что более 90% китайских компаний работают по стандартной офисной системе, по стандартному режиму работы".

Bloomberg отмечает, что у сторонников очной занятости есть аргументы. В недавнем исследовании Mercer офисные сотрудники показали большие показатели мотивированности и "включенности" в работу, чем удаленщики. Полностью удаленными в исследовании BCG считаются и те компании, где работодатель разрешает сотрудникам посещать офис по желанию. По версии авторов, конкурентное преимущество такого бизнеса может быть обусловлено двумя факторами. Во-первых, дистанционные вакансии привлекают кратно больше соискателей из большего числа регионов и территорий, то есть фирмы могут набирать лучших из лучших. Во-вторых, более комфортный формат работы позволяет удерживать кадры и не тратить ресурсы на замену сотрудников.

Оптимистично настроен независимый HR-эксперт Александр Сивогривов:
"Благодаря пандемии все вдруг поняли, что для части ролей или должностей в компаниях необязательно каждый день приезжать на работу. Подтянулись умение и навыки руководителей компаний правильно ставить задачи, правильно их контролировать. Второе: видеосвязь и текстовый формат общения очень хорошо структурируют мозг людей, люди привыкают говорить абсолютно четкими фразами. С другой стороны, это экономит время. Еще в советское время я читал исследование, оно называлось "Транспортная усталость". Так вот, если человек больше полутора часа тратит на поездку до работы, у него снижается производительность на 30-40% в зависимости от комфорта поездки. У нас огромная страна, сейчас многие люди могут абсолютно нормально работать в любой компании страны, находясь в своем любимом городе. И это очень серьезный шаг, я считаю, это шаг в эффективность страны. То есть необязательно уезжать из своего родного дома, для того чтобы, допустим, работать в какой-то федеральной компании".

В России доля удаленных вакансий снова начала расти после постковидного спада, пишет TAdviser со ссылкой на новое исследование HH.ru. По подсчетам платформы, сегодня почти 7% объявлений, то есть каждая 14-я вакансия, — это удаленка, а почти 2% — гибрид.

Тенденция к росту обеих категорий занятости наблюдается во всех отраслях, кроме образования, НКО и политической деятельности. Там гибридный формат тоже растет, но удаленный — падает. Меньше всего дистанционной занятости пока в российском госсекторе, машиностроении и энергетике — менее 1%.

Новости из связанных рубрик