Биржам данных необходима правильная регуляторика
На фото слева направо: доктор физико-математических наук Константин Воронцов (ИИИ МГУ), директор по продуктовому развитию ГК "Иннотех" Сергей Карпович, генеральный директор платформы больших данных Platforma Андрей Тотмаков, руководитель R&D комитета АБД Юлия Богачева, старший вице-президент ВТБ Сергей Безбогов
В ходе форума Data Fusion 2024 игроки рынка определили, как государство и пласт коммерческих организаций могут извлекать пользу из данных, если их объединять, не нарушая законы, которые обеспечивают защиту данных.
Директор по продуктовому развитию ГК "Иннотех" Сергей Карпович обратил внимание, что каждая компания использует не более 1% информации, существующей на рынке. Он отметил, что сравнивать доступные и недоступные данные практически нереально, потому что если кратно обогатить каждую организацию данными, то количество сервисов существенно вырастет.
"У нас мало развитых площадок, которые позволяют обмениваться данными. Если бы у нас таких площадок было много и они были отрегулированы и нормально описаны законодательно, то, возможно, это дало бы рост в части развития искусственного интеллекта на объединенных данных", - сказал Сергей Карпович.
Он сообщил, что на отечественном рынке много локальных случаев, когда две компании договариваются между собой, обмениваются доступными данными, придумывают, как им реализовать взаимодействие, и по итогу создают сервис по обмену. "А если таких компаний пять, 10 или 100? Это огромнейшие расходы как на ИТ-инфраструктуру, так и на ИТ-персонал", - сказал Сергей Карпович.
Руководитель R&D комитета Ассоциации больших данных Юлия Богачева отметила три пункта, которые мешают созданию биржи данных:
Репутационные риски компаний
Правовое регулирование
Конкурентная среда (компании предпочитают не делиться данными, чтобы не терять позиции на рынке)
Генеральный директор платформы больших данных Platforma Андрей Тотмаков выделил четыре барьера создания биржи данных:
Рыночные (зачем это делать? какая выгода?)
Методологические (система классификации, как оценивать данные)
Юридические (если мы имеем данные, а можем ли мы их переиспользовать? кто обладает правами на использование данных?)
Технологические (применяются средства обезличивания и безопасности, которым можно доверять)
В сессии принял участие вице-президент Шанхайской биржи данных Лу Янг, который отметил, что биржи данных помогут консолидировать продукты, основанные на данных. "В результате превращения данных в актив появится возможность ими управлять, как финансовым инструментом, что позволит еще больше расширить применение данных в экономике", - считает Лу Янг.
Опыт Китая связывает потребителя и биржу данных. "Шанхайская биржа данных создана в 2021 г. В 2023 г. ее оборот составил 1 млрд юаней, а в 2024 г. ожидается рост оборота до 5 млрд юаней - в пять раз", - сообщил Лу Янг.
Андрей Тотмаков рассказал корреспонденту ComNews, что в случае взаимодействия государство, бизнес и наука получат от сотрудничества выгоду, объяснив это тем, что государство беспокоится об общем публичном благе, наука - об исследовании и взращивании кадров, а бизнес - о привлечении будущих кадров или о коммерческой стороне.
Основатель компании Privacy Advocates Алексей Мунтян считает, что обезличить персональные данные (ПДн) таким образом, чтобы всем было хорошо, вряд ли получится. "Ограничение сценариев на использование наборов ПДн - это потенциально один из наиболее интересных и действенных способов дать возможность бизнесу и государству использовать большие объемы обезличенных ПДн и, с другой стороны, обеспечить защиту прав субъектов ПДн", - сказал он.
Алексей Мунтян обратил внимание, что ситуация, когда компании, получив обезличенные наборы ПДн, могут с этими наборами делать много различных действий, влечет за собой непредсказуемые последствия. "Я понимаю, кому создание биржи данных потенциально выгодно и интересно: тем, кто хочет торговать данными и кто эти данные будет использовать для развития сервисов и продуктов. Для них это, безусловно, экономическая выгода", - сказал Алексей Мунтян.
Он предполагает, что дискуссия на тему формирования биржи данных и обезличивании ПДн будет длительной и очень непростой. "Если государство будет готово ее формально начать с учетом длящейся не первой год истории с законопроектом об обезличивании ПДн, которая наглядно показывает, что государство и бизнес предпринятыми действиями стремятся потянуть одеяло на себя. А по поводу субъектов ПДн, я боюсь, что мы будем выступать просто как зрители в этой дискуссии", - сказал Алексей Мунтян.
Генеральный директор компании CleverData (входит в группу компаний "ЛАНИТ") Виктория Соловьева отметила, что биржа данных 1DMC - Data Exchange, созданная компанией CleverData, работает уже с 2016 г. "Изначально ее идея заключалась в том, чтобы сотрудники компаний, которые хотят купить данные, могли самостоятельно их получать на бирже. То есть это должна была быть площадка для обмена данными между поставщиками и покупателями практически без нашего участия. Но со временем стало понятно, что тем, кто хочет приобрести данные, сложно самим их подбирать. Так услуги перешли больше в плоскость консалтинга: к нам обращаются с запросом аудиторий, мы помогаем их найти и передаем данные, являясь связующим звеном между поставщиком и потребителем. Помимо того что мы предоставляем площадку для поставщиков и потребителей для обмена данными, оказываем услуги по подбору аудитории и формированию кастомных сегментов под точечные запросы клиентов, стоит отметить, что мы наблюдаем постоянный спрос на аудиторные данные", - сказала Виктория Соловьева.
Представитель пресс-службы "ЛАНИТ" сообщил, что поставщиками биржи данных являются крупные ретейлеры, авиаагрегаторы, операторы фискальных данных и др., а потребителями - в основном рекламные агентства.
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин считает, что одной - единой биржи на рынке быть не может, потому что, например, аналогом биржи являются брокеры данных, которые торгуют информацией. Он пояснил, что у них название другое, а суть та же самая. "На данный момент крупных брокеров данных существует с десяток. Есть страновые различия: кто-то с кем-то дружит, кто-то нет, есть региональные блоки. Соответственно, на сегодняшний день одна биржа не может обслуживать разные страны, поскольку существует разное регулирование данных в Европе, Азии и других регионах", - сказал Эльдар Муртазин.
Он упомянул, что когда-то брокеров данных было до десятка крупных и сотня средних. "Так все и останется. Их можно называть биржами, поэтому государство будет вмешиваться в работу брокеров данных, ну и, соответственно, бирж. Где-то это будет жестко, где-то в мягком режиме. Тем не менее регулирование приходит в эту область. Это регулирование необходимо, потому что информация торгуется без каких-либо ограничений и люди даже не задумываются, чем можно торговать, чем нельзя", - отметил Эльдар Муртазин.
Основатель юридической компании Future Legal, член Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Павел Катков считает, что для грамотного обезличивания данных нужен баланс целей. "Цель государства - чтобы бизнес развивался и приносил налоги в казну, при этом не ущемлял прав граждан. Реальное ущемление права начинается там, где кончается информационная безопасность. В том, что потребителю лишний раз предложение сделают, нет ничего страшного. А вот если его данные попадают не в те руки и это несет для него финансовые риски и, как следствие, убытки - вот то, в чем бизнес может быть реально ограничен. Теперь деловым и властным кругам надо прийти к компромиссу в этой точке", - сказал Павел Катков.