Алексей Бородин, генеральный директор Исполнительного комитета Регионального содружества в области связи (РСС)
Алексей
Бородин

генеральный директор Исполнительного комитета Регионального содружества в области связи (РСС)
© ComNews
14.03.2024

С января 2024 г. на пост генерального директора Исполнительного комитета Регионального содружества в области связи (РСС) заступил Алексей Бородин, до этого занимавший должность директора Центра обеспечения научно-технической деятельности и международного сотрудничества ФГУП "Космическая связь" (ГПКС). Выборы нового главы РСС состоялись еще в ноябре 2023 г. в Ашхабаде (Туркменистан), где проходило совместное заседание Совета глав администраций связи РСС и Координационного совета государств-участников СНГ по информатизации при РСС. Алексей Бородин сменил на посту главы РСС Нурудина Мухитдинова, возглавлявшего эту организацию на протяжении 20 лет. В интервью главному редактору ComNews Леониду Конику новый гендиректор Исполкома РСС рассказал о первых шагах на этом посту, о ключевых итогах ВКР-23 для стран-участниц РСС, а также о том, какой он в идеале видит эту организацию к концу выборного срока - 1 января 2028 года.

Кто выдвинул вашу кандидатуру на должность главы Исполкома РСС, и как проходило голосование?

Мою кандидатуру выдвинула администрации связи Российской Федерации, и я в первую очередь хочу выразить признательность ей за оказанное доверие. Выборы в РСС – полностью открытый процесс. Генеральный директор избирается на четыре года, и с 2024 г. начинался новый четырехлетний период. Выборам предшествовал открытый конкурс среди кандидатов от всех администраций связи РСС. По итогам отборочного тура моя кандидатура была единственной. Процедура выборов, несмотря на отсутствие после отборочного тура иных кандидатов, в любом случае предусматривает голосование - в нем принимают участие полноправные члены РСС (страны-учредители).

Голосование проходило среди 10 полноправных членов. В ходе голосования моя кандидатура была поддержана единогласно, за что, конечно, я благодарен всем администрациям связи Содружества.

Как вам видится значение РСС? Мне как стороннему наблюдателю кажется, что в 2000-х годах эта организация была более значима или, как минимум, более заметна…

Действительно, долгие годы РСС была очень значимым игроком и в нашем регионе, и шире – во всем мире, поскольку это – международная, межгосударственная организация, которая признана в качестве одной из шести региональных организаций в Международном союзе электросвязи (МСЭ) и во Всемирном почтовом союзе (ВПС). Ее популярность, начиная с 1990-х годов и примерно до 2008-2009 гг., связана с временем, на которое пришлось становление РСС. В начале 1990-х годов все бывшие республики Советского Союза, а ныне – независимые страны учились жить по-новому, строили рыночную экономику, нуждались в тесной кооперации, выходили в рынок, скажем так, коллективно. Тогда очень многое приходилось внедрять, применять, учиться просто на ходу. Поэтому востребованность этой организации, конечно, была колоссальная.

В 2000-2010 гг. начался другой этап: в каждой стране появились крупные игроки – как телеком-операторы, так и ИТ-компании, и тогда РСС обеспечивала содействие каждой стране-учредителю, усиливая ее голос и в регионе, и в мире.

В дальнейшем, действительно, у РСС возникло некоторое проседание - или, как вы сказали, его голос стал тише. Видимо, это связано с тем, что организация не успевала перестроиться в соответствии с темпами развития, которые наращивались в области связи, ИТ, искусственного интеллекта, квантовых коммуникаций, да и, в целом, в быстро меняющейся международной среде. Основную роль в РСС играют министерства (или администрации) связи – они очевидно подвержены национальному давлению на законодательном и нормативном уровнях. Нормативное регулирование во многих странах стало отставать от скорости развития новых цифровых технологий. Отсюда и вытекает задача, которую главы администрации связи поставили перед РСС: развиваться энергично и адекватно темпам развития технологий во всем мире, чтобы своевременно реагировать на все новые технологические и регуляторные вызовы.

Новая метла по-новому метет, говорят в России. Какими будут ваши первые шаги на новом посту?

Как я уже сказал, генеральный директор Исполкома РСС избирается администрациями связи полноправных членов организации, де-факто – их отраслевыми министрами. Соответственно, я действую в соответствии с их поручениями. На предстоящем в мае 2024 г. в Минске Совете глав администраций связи будет рассмотрена программа стратегического развития РСС на период моей каденции - до 1 января 2028 г. В ней найдут отражение многочисленные новые технологии, в частности, многоспутниковые группировки на негеостационарных орбитах, которые – в силу глобального охвата – распространяют влияние и на территории государств-членов РСС. Эти группировки требуют реакции со стороны каждого национального регулятора, а также со стороны отрасли связи в целом.

Также передо мной стоит задача провести аудит всей деятельности Исполнительного комитета: насколько мы соответствуем времени, насколько мы способны решать поставленные перед нами задачи в ранее заданном формате, чего нам не хватает, а чего, возможно, в избытке. Мы должны провести полную ревизию наших ресурсов, в том числе и кадровых, и в соответствии с целями предпринять усилия для того, чтобы они максимально соответствовали задачам, поставленным Советом глав администраций связи РСС.

Какие кадровые изменения вы планируете?

Пока единственное кадровое изменение – это мое назначение. Уважая опыт и признавая долгий период, который Нурудин Мухитдинов отработал во главе РСС, я предложил ему должность своего советника, и я очень рад, что он принял это предложение.

Мы для себя сформулировали такой слоган: традиции и инновации. И я ожидаю, что традиции, которые были при нем, обеспечат симбиоз с инновациями, которые станут соответствовать требованиям времени. В целом, в странах нашего региона сильны и очень важны традиции. Мы придаем этому большое значение.

Основной задачей РСС является "усиление голоса" - представление интересов стран-учредителей в МСЭ, или есть и внутренние дела на уровне региона?

Если говорить укрупненно, у нас два направления. Первое – это работа внутри региона. Мы и администрации связи стран-участниц координируем усилия для того, чтобы иметь общее регуляторное поле. Взять, например, тот же роуминг: важно согласовать общие подходы к тарификации внутри нашего региона, договориться о порядке взаимодействия операторов друг с другом. Кроме того, есть администрации связи, которые готовы идти дальше, в сторону отмены роуминга между странами внутри региона.

Вторая большая составляющая – донесение нашей общей позиции до МСЭ и других международных организаций, в том числе и тех, что работают в области стандартизации (например, 3GPP и других альянсов). Сейчас нам нужно наладить международное взаимодействие в области новых технологий, таких как искусственный интеллект (ИИ), метавселенная и квантовые коммуникации. Еще есть третье направление в работе РСС, более ситуативное – если у администрации связи какого-либо государства-члена возникает сложность в имплементации тех или иных международных положений, мы можем оказать техническую помощь и поддержку, принимая во внимание общую региональную специфику и национальный контекст.

Можно ли ожидать структурных или организационных изменений в РСС под вашим началом?

У нас есть две структуры: внешняя – то, из чего состоит РСС как рабочий инструмент в руках государств-членов, и внутренняя – структура Исполкома. Если говорить о первой, то структура РСС в целом является сбалансированной. Единственное, может быть, чего ей не хватает – отдельных новых элементов. Высшим органом РСС является Совет глав (по существу это совет министров), под началом которого действуют "рабочие" комиссии: по почтовой связи, по радиочастотному спектру и спутниковым орбитам, по международному сотрудничеству. У каждой комиссии имеются вспомогательные рабочие группы, которые занимаются отдельными направлениями, и я думаю, что именно на этом уровне вполне могут появиться дополнительные элементы, например, большой блок по ИТ. Мы считаем, что это направление вызрело достаточно для того, чтобы уже быть реализованным в РСС. Есть также важное направление – взаимодействие в рамках Содружества Независимых Государств, и для этих целей в структуре РСС создан Координационный совет СНГ по информатизации. В РСС больше стран-участниц, чем в СНГ, поэтому такое взаимодействие представляет собой отдельный трек.

Еще одно обособленное направление – это взаимодействие с Межпарламентской ассамблеей СНГ (МПА СНГ). В РСС действует Экспертный совет МПА СНГ-РСС. Межпарламентская ассамблея в основном занимается нормотворчеством, а РСС выступает для нее инструментом по оценке законодательных инициатив в области связи, информационных технологий и информационной безопасности. Это направление работы мы также будем укреплять.

Помимо этого, в структуре РСС имеется площадка для компаний – работают совет операторов почтовой связи, а также совет операторов электросвязи и инфокоммуникаций. Последнее направление обладает наибольшим нераскрытым потенциалом. Именно в инфокоммуникационное направление могут войти крупные ИТ-компании, участники рынка информационной безопасности, разработчики программных продуктов. Здесь мы видим наибольшую точку роста.

Что значит вхождение компаний в терминологии РСС?

У нас существует отдельное членство для каждого из рабочих органов. Например, в каждом совете (в том числе и совете операторов электросвязи и инфокоммуникаций) существуют полноправные члены, ассоциированные члены и наблюдатели. Полноправными членами могут стать любые компании, чье государство является полноправным участником РСС. Статус ассоциированного члена и наблюдателя могут выбрать компании, которые не принадлежат нашему региону, например, компания из Латинской Америки может запросить членство и при общем согласии вступить в качестве ассоциированного члена, либо стать наблюдателем. Ассоциированный формат позволяет компании направлять представителей на собрания, иметь право голоса, однако только в тех вопросах, которые не связаны с управлением РСС. Но все остальное им доступно, включая формирование общей позиции, присоединение к общей позиции и продвижение этой позиции в международных организациях. Статус наблюдателя (как следует из названия) дает возможность присутствовать на собраниях, воспринимать информацию, которая звучит в залах заседаний, но участник с таким статусом не имеет права голоса. Когда мы преобразуем Совет операторов электросвязи и инфокоммуникаций в многопрофильный рабочий орган, который будет включать в себя еще и ИТ-составляющую, ИТ-компании смогут выбрать любой из трех уровней участия.

Как формируется бюджет РСС? Это взносы стран-участниц и других членов?

Да, бюджет формируется из членских взносов. Вся деятельность в рамках РСС в интересах администраций связи осуществляется на взносы государств-членов. Это первая и бо́льшая часть нашего бюджета. Члены советов операторов формируют отдельные бюджеты на свою программу деятельности, а членские взносы платят операторы или иные компании, которые входят в состав того или иного совета (совета операторов почтовой связи или совета операторов электросвязи и инфокоммуникаций). Также, как я говорил ранее, у нас есть Координационный совет СНГ по информатизации: здесь тоже существуют дополнительные членские взносы государств-членов, хотя это и наименее значимая часть общего бюджета.

У стран-членов сумма взносов фиксированная или как в МСЭ каждый платит некое количество условных единиц?

Размер взноса в РСС пропорционально зависит от суммарной величины взноса государства в МСЭ и ВПС. Для операторов действует другая методика расчета: размер взноса зависит от объема выручки компании, а также того, крупная это компания, средняя или малое предприятие. Академические и научно-исследовательский организации платят пониженные взносы по особой методике. Членский взнос – это не просто обязанность участника РСС, а средства, на которые мы можем реализовать поддержку, максимально предоставить площадки взаимодействия, чтобы выполнить задачи, стоящие перед членами нашей организации.

Много ли на сей момент подобных ассоциированных членов и наблюдателей из стран, которые не являются членами РСС?

Пока все ограничивается крупными компаниями, такими как Huawei Technologies, Iridium Communications, OneWeb и др. Они принимают участие в качестве наблюдателей в рабочих органах РСС. А МОКС "Интерспутник" и Eutelsat как международные организации входит в Совет глав администраций связи, и РСС взаимодействует с ними на паритетных началах.

Есть ли задача в принципе расширить состав стран-участниц РСС, и проявляют ли какие-то государства такой интерес?

Первое, что было сделано с начала января текущего года – Исполком РСС провел опрос экспертов в рабочих органах РСС, в том числе и в Совете глав АС РСС, с тем, чтобы выявить насущные потребности членов Содружества. До сих пор в РСС был весьма консервативный стиль заседаний различных рабочих органов, поскольку состоят они из представителей администраций связи, и госслужащие привыкли к такому формату. Однако опрос показал, что даже участники из администраций связи заинтересованы в том, чтобы формат был скорректирован и соответствовал современному этапу развития телекоммуникаций. В частности, они хотят, чтобы в преддверии заседания комиссий проводились профильные форумы и круглые столы, в ходе которых можно было бы в свободной форме обсудить актуальные вопросы, в том числе с привлечением участников рынка.

Также мы задавали вопрос о необходимости привлечения в РСС новых участников – в виде администраций связи либо компаний, и чуть больше половины респондентов ответили, что следует обратить внимание на государства, которые находятся в непосредственной близости к нашему региону. В частности, это Китай, Иран, Турция (была отмечена и Монголия, но она уже входит в РСС). Этот перечень может быть и шире, поскольку не всегда все ограничивается географией, и существует такой элемент, как общие интересы, общие подходы. Это можно было наблюдать в ходе состоявшейся в ноябре 2023 г. Всемирной конференции радиосвязи (ВКР-23), где страны из разных регионов находили общую позицию для продвижения интересов в том или ином частотном диапазоне для той или иной службы. Поэтому мы намерены работать в направлении координации усилий и с сопредельными государствами, и со странами из других регионов, с которыми существуют общие точки соприкосновения в рамках повесток дня той же ВКР или Всемирной ассамблеи по стандартизации, которая пройдет в этом году осенью в Нью-Дели, и, конечно, других крупнейших форумов МСЭ.

Взаимодействует ли РСС с другими межстрановыми объединениями, например, ЕАЭС или БРИКС, и нужно ли усиливать или создавать такое взаимодействие?

У нас исторически сложилось очень хорошее взаимодействие на уровне СНГ – как вы видите, у нас ведется работа по разным векторам. Но, безусловно, у нас есть взаимодействие в рамках ЕАЭС, и в свое время был подготовлен меморандум о взаимодействии. Этот трек мы тоже развиваем и полагаем, что его следует укреплять. По крайней мере, по тем работам, которые проводит Евразийская экономическая комиссия, например, по единой системе электронного документооборота для стран-членов. Эта тема интересна всем участникам РСС – обсуждать, на каких технологических основах он внедряется, какие протоколы используются, где хранится информация, как происходит обмен.

Ввиду расширения состава БРИКС мы рассматриваем возможность проведения совместных собраний в формате "совет глав наших администраций плюс министры связи и цифрового развития стран БРИКС". Мы думаем, это заметно повысит и уровень обсуждения вопросов, и обогатит их итоги, которые мы можем внести на рассмотрение уже в международные организации - МСЭ и ВПС. Российская Федерация в 2024 г. является председателем и в СНГ, и в БРИКС. Так что мы надеемся, что в текущем году мы сможем энергично поработать по этим двум направлениям.

Есть ли планы усиления взаимодействия с пятью другими межстрановыми организациями, признанными в МСЭ?

У нас очень хорошее взаимодействие со всей пятеркой: Asia-Pacific Telecommunity (APT), African Telecommunications Union (ATU), European Conference of Postal and Telecommunications Administrations (CEPT) и Inter-American Telecommunication Commission (CITEL) и Советом министров электросвязи и информации арабских государств, представленным Генеральным секретариатом Лиги арабских государств (ЛАГ). У РСС со всеми подписаны соглашения о взаимодействии, с некоторыми из этих организаций у нас есть план совместных действий. Не секрет, что со многими региональными организациями у нас есть общие подходы к некоторым вопросам, и когда мы готовимся к крупным конференциям и ассамблеям МСЭ, например, к предстоящей в конце 2024 г. Всемирной ассамблее по стандартизации, мы ведем тесное взаимодействие со всеми региональными организациями. С некоторыми погружение особенно глубокое: это и ATU, и отдельные страны, входящие в APT и CITEL, а также ЛАГ.

Где зафиксировано, что на уровне МСЭ признаны шесть межрегиональных организаций, включая РСС?

Это прямо прописано в резолюции 58 Полномочной конференции МСЭ 2010 г.: там указано, что подготовка ко всем крупным конференциям и ассамблеям Международного союза электросвязи проводится, признавая вклад региональных организаций, и они поименно перечислены.

Вы успели проработать представителем "Ростелекома" и администрации связи России при МСЭ в Женеве и советником генерального директора ГПКС. Какие наиболее ценные знания вы вынесли из этих позиций?

Работа в "Ростелекоме" – великолепный опыт. Я очень благодарен этой компании и вообще этому периоду в жизни. У меня сложилось впечатление, что я вместе с "Ростелекомом" вырастал, потому что, когда я пришел в компанию в 2008 г., это был оператор междугородней и международной связи, одна из многих компаний холдинга "Связьинвест". Я был свидетелем и участником превращения "Ростелекома" сначала в большую телекоммуникационную компанию, которая включала в себя и мобильную связь, и фиксированную связь, и интернет-услуги, а потом появились цифровые платформы и реализация электронных государственных услуг. За 10 лет я прошел путь от главного специалиста, а закончил его руководителем представительства "Ростелекома" при МСЭ. Компания превращалась в цифрового российского гиганта, и на этом пути ей требовалось много знаний из МСЭ и контактов с этой международной организацией: в частности, "Ростелеком" был заинтересован в понимании стандартов и процедуры их согласования. Тогда возникали новые решения, которые требовали стандартизации. Например, в 2017-2021 г. "Ростелеком", совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, разработал первый стандарт в области индустриального интернета вещей (IIoT), и в феврале 2022 г. он был принят в МСЭ и ИСО/МЭК: впервые за долгие годы Россия стала автором международного стандарта связи. Таких стандартов потом было принято еще немало, и это был интересный опыт.

В 2022 г. я перешел в "Космическую связь". Это тоже ценный опыт работы: в сфере спутниковых коммуникаций много новых и интересных вопросов, связанных с космическими системами, с предоставлением услуг с геостационарной и негеостационарных орбит, с обновлением регуляторики в этой традиционной – до недавнего времени – сфере.

Что из этого может пригодиться в РСС?

Пригодится очень многое, начиная от знания технологий, того, как продукты такого рода выводятся в рынок, как они формируются. Очень ценен опыт взаимодействия с министерствами, с регуляторами, с международными организациями, опыт продвижения интересов и их защиты. Моя работа в РСС напрямую связана именно с формированием общих интересов нашего региона и продвижением этих интересов на глобальном уровне. Естественно, при уважении других позиций или понимании того, что наш интерес – не единственный, мы должны уметь его продемонстрировать и добиться отражения в международных стандартах наших подходов. Это, наверно, ключевое: формулирование собственных интересов, понимание интересов наших партнеров и нахождение общей компромиссной точки. Чтобы все новые технологии связи и телекоммуникаций были доступны и в нашем регионе, а когда граждане наших стран выезжают за рубеж, чтобы они не оставались в отрыве от привычных им услуг.

Говоря о спутниковой связи, большинство администраций связи стран, входящих в РСС, беспокоят низкоорбитальные системы типа OneWeb или Starlink: то, как они должны осуществлять деятельность над национальными территориями, какими документами она регулируется. С точки зрения регуляторики это сейчас серая зона, и в ближайшее время нам предстоит ее закрыть. Опыт работы в "Ростелекоме" и ГПКС тут просто бесценен.

В последние два года позиции России во многих международных организациях пошатнулись. Мы наблюдали буквально изгнание российских представителей с различных должностей в МСЭ. Счастливым исключением в ноябре 2023 г. стало переизбрание на пост председателя исследовательской комиссии №4 "Спутниковые службы" МСЭ-R (ИК-4) Виктора Стрельца. Есть ли такие настроения в РСС?

Нет, я не вижу таких настроений в РСС, потому что телекоммуникации - такая отрасль, где мало места для политики. Вы упомянули МСЭ: да, действительно политические мотивы вдруг были выплеснуты на площадку Международного союза электросвязи. Однако я не соглашусь с тем, что позиции Российской Федерации были утрачены или просели. Мы очень часто реагируем на внешние проявления, на то, кто занял тот или иной пост. Но экспертный состав представителей Российской Федерации очень высок, и на всех ключевых ассамблеях и конференциях МСЭ можно видеть, что Россия имеет авторитет и возможности продвигать различные предложения. И в этом контексте переизбрание кандидата от РСС в ИК-4 - не счастливая случайность, а результат большой работы. РСС также выражает интересы и России, наряду с интересами других стран-участниц: голос одной администрации – это всего лишь один голос, а голос десяти администраций – это уже позиция региона. Позиции многих стран РСС сейчас очень сильны в мире – это и Узбекистан, и Азербайджан, и Казахстан. Есть целый ряд экспертов из Кыргызстана, в том числе и молодых. Беларусь традиционно является академической кузницей кадров. Нельзя не упомянуть в этом контексте Армению, Таджикистан и Туркменистан. За последние годы эти страны очень сильно выросли, именно представляя наши общие интересы.

В конце 2023 г. в Дубае состоялась Всемирная конференция радиосвязи (ВКР-23). Перед прошлыми ВКР всегда формулировалась единая позиция РСС к этому мероприятию. Был ли такой документ в этот раз и насколько общие позиции стран РСС были в итоге удовлетворены?

Да, эта работа проводилась и к ВКР-23, которая проходила с 20 ноября по 15 декабря прошлого года, и к предшествовавшей ей Ассамблее радиосвязи (АР-23), состоявшейся 13-17 ноября. На уровне РСС было около 50 общих предложений. И АР-23, и ВКР-23 прошли для нас на очень высоком уровне. Многие подготовленные вопросы и позиции были успешно представлены и защищены в ходе этих мероприятий. Немалая часть успеха заключатся в работе, которая проводилась в период до АР-23 и ВКР-23. Я имею в виду взаимодействие с другими региональными организациями по нахождению предварительных общих позиций для того, чтобы в ходе самих мероприятий потратить на дискуссии как можно меньше времени.

Можно ли выделить главные достижения для стран РСС по итогам АР-23 и ВКР-23?

На АР-23 проходили выборы, в ходе которых мы защитили кандидатуру Виктора Андреевича Стрельца на пост председателя ИК-4 Сектора радиосвязи МСЭ. Это комиссия по спутниковым системам – важной теме для нашего региона, и все страны региона отстаивали необходимость его назначения.

Второй важный результат – принятие резолюции по любительским спутниковым службам. Был острый момент: ряд стран просили для этих радиослужб серьезные защитные полосы, которые затрагивали интересы навигационных систем ГЛОНАСС и Beidou. Нам удалось найти компромиссное решение по уменьшенным защитным полосам, которое не ущемило работу систем ГЛОНАСС и Beidou на глобальной основе, но позволило ассамблее принять резолюцию по любительским спутниковым службам.

Повестка дня ВКР-23 включала более 30 вопросов, которые охватывают различные радиослужбы и применения, а также общие вопросы управления использованием радиочастотного спектра. В работе ВКР-23 приняли участие более 3900 делегатов из 163 государств-членов, в том числе 88 участников на уровне министров. В общей сложности 151 государство-член подписало Заключительные акты ВКР-23, которые являются частью международного договора.

По результатам работы ВКР-23 внесла изменения в Регламент радиосвязи МСЭ, при этом для стран региона ключевыми изменениями является идентификация полосы частот для развития международной подвижной электросвязи (IMT), что будет иметь решающее значение для развития услуг мобильной связи IMT, также известных как 4G, 5G и, в будущем, 6G. Этот новый спектр включает полосы частот 3300–3400 МГц, 3600–3800 МГц, 4800–4990 МГц и 6425–7125 МГц в различных странах и регионах.

Если вспоминать итоги ВКР-19, то и на ВКР-23 из-за разногласий по вопросу защиты станций в международном воздушном и морском пространстве для полосы частот 4800-4990 МГц были сохранены ранее принятые на ВКР-19 условия ее использования. При этом однако, увеличилось число стран, планирующих использование этой полосы для IMT.

ВКР-23 также определила полосы частот в диапазонах 2 ГГц и 2,6 ГГц для использования базовых станций IMT на высотных платформах (HIBS) и установила правила их эксплуатации. Эта технология предлагает новую платформу для обеспечения мобильной широкополосной связи с минимальной инфраструктурой, используя те же частоты и устройства, что и мобильные сети IMT. HIBS может способствовать преодолению цифрового разрыва в отдаленных и сельских районах, а также поддержанию связи во время стихийных бедствий.

Давайте представим, что мы находимся в конце 2027 года и никаких ограничений нет. Каким в идеале должно стать РСС?

Если обратить взор чуть-чуть назад, можно вспомнить, что РСС действительно было сильной региональной организацией. Мы понимаем, что в одну и ту же воду нельзя войти дважды. Но я хотел бы через четыре года видеть эту организацию сильной, дружной, активной. Я хотел бы, чтобы ключевые технологические вопросы и решения по регулированию этих технологий рассматривались на площадке РСС. Мне бы хотелось, чтобы у нас возник крупный ежегодный форум, посвященный разным тематикам, который объединял бы не только экспертов региона, но и экспертов со всего мира – чтобы они приезжали и делились опытом. Мне хотелось бы, чтобы ведущие компании в странах-участницах РСС выросли в ключевых международных игроков, но их штаб-квартиры по-прежнему оставались у нас в регионе. И чтобы много новых продуктов и технологий имели бы своей колыбелью наш регион, наши страны.

Биография

Алексей Сергеевич Бородин родился 15 апреля 1980 года в г. Потсдам (ГДР). Гражданин Российской Федерации.

Имеет высшее образование, ученые степени кандидата технических наук и кандидата политических наук. В 2003 году получил высшее профессиональное образование в Академии Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ) по специальности "Радиосвязь, радиовещание и телевидение". В 2005 году прошел обучение по программе профессиональной переподготовки в Московском институте новых информационных технологий Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ФСБ России) по специальности "Комплексное обеспечение информационной безопасности".

В 2009 году защитил диссертацию на тему "Информационная безопасность в современной России: политологический анализ" в Санкт-Петербургском Государственном университете им. А.И. Герцена, получив диплом кандидата политических наук. В 2019 году получил диплом кандидата технических наук, защитив диссертацию на тему: "Разработка и исследование методов построения сетей связи пятого поколения (5G/IMT-2020)" в Санкт-Петербургском Государственном университете телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича. В 2021 году окончил аспирантуру в Санкт-Петербургском Государственном университете телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича по направлению "Электроника, радиотехника и системы связи" с присвоением квалификации "Исследователь. Преподаватель-исследователь".

Профессиональную деятельность начал в 2003 году в должности инженера в федеральных органах правительственной связи и информации при президенте Российской Федерации.

В 2008 году был принят на работу в ПАО "Ростелеком", где занимал различные должности: главный специалист, начальник отдела международных связи, руководитель представительства ПАО "Ростелеком" в МСЭ.

В 2022 году перешел на работу во ФГУП "Космическая связь" на должность советника генерального директора, став затем директором Центра обеспечения научно-технической деятельности и международного сотрудничества.

В разные годы входил в состав делегаций администрации связи России и РСС на международных мероприятиях МСЭ высокого уровня, в частности, Всемирной конференции по международной электросвязи (2012 г.), Полномочных конференциях (2010, 2014, 2018 и 2022 гг.), Всемирной конференции радиосвязи (2019 г.), Всемирных ассамблеях по стандартизации электросвязи (2012, 2016 и 2022 гг.) и Всемирных конференциях по развитию электросвязи (2014, 2017 и 2022 гг.).

С 2013 года является координатором РСС по подготовке к Полномочным конференциям и сессиям Совета МСЭ. Был членом и руководителем ряда рабочих органов МСЭ и РСС в качестве представителя и координатора от РСС:

- председатель Рабочей группы РСС по работе с МСЭ при Комиссии РСС по координации международного сотрудничества;

- заместитель председателя группы экспертов МСЭ по Регламенту международной электросвязи;

- заместитель председателя оперативной группы МСЭ-Т "Технологии сетей связи 2030";

- сопредседатель оперативной группы МСЭ-Т "Квантовые информационные технологии для сетей";

- заместитель председателя Исследовательской комиссии З МСЭ-Т "Регуляторные и экономические вопросы международных услуг электросвязи, принципы тарификации и взаиморасчетов";

- председатель Региональной группы ИКЗ МСЭ-Т "Регулирование и экономические вопросы" для стран Восточной Европы, Центральной Азии и Закавказья;

- председатель Региональной группы ИК11 МСЭ-Т "Требования к сигнализации, протоколы, спецификации испытаний и борьба с контрафактной продукцией" для стран Восточной Европы, Центральной Азии и Закавказья;

- председатель Региональной группой ИК13 МСЭ-Т "Будущие сети с фокусом на сетях 5G/IMT-2020, облачные вычисления и доверенная сетевая инфраструктура" для стран Восточной Европы, Центральной Азии и Закавказья;

- председатель Региональной группой ИК20 МСЭ-Т "Интернет вещей, Умные города и поселения" для стран Восточной Европы, Центральной Азии и Закавказья.

Решением Совета глав АС РСС №59/29 от 20 ноября 2023 года избран на пост генерального директора Исполкома РСС.