Стандарт Круглый стол


Выход из сумрака

Российский рынок IPTV в этом году радикально изменился. Внедрять телевизионные решения на сетях начали даже небольшие провайдеры ШПД. Пока IPTV продается "в нагрузку к Интернету" и само по себе не приносит прибыли операторам. По мнению участников "круглого стола" журнала "Стандарт", ситуация изменится по мере того как сети провайдеров IPTV будут насыщаться дополнительными интерактивными услугами.


СТАНДАРТ: Рынок IPTV в последний год активизировался. Можно ли говорить, что операторы нашли те бизнес-модели, которые позволят сделать IPTV массовой услугой? Что изменилось на этом рынке за последний год?


Алексей Бугай, генеральный директор ЗАО "Нетрис" (Netris): В прошлом году на подобном мероприятии мнения участников разделились. Одни уверяли, что рынок созрел, другие - что до зрелости ему далеко, и каждая группа приводила весомые доводы. Мы как интеграторы на рынке IPTV имели возможность наблюдать изменения, произошедшие со многими операторами за прошедший год. Некоторое время назад практически все телекоммуникационные компании находились на распутье, оценивая перспективность IPTV, выбирая бизнес-модели и производителей, и к настоящему моменту ведущие игроки рынка уже окончательно определились и приступили к внедрению IPTV. Определилась группа операторов, принявших решение не предоставлять сервисы на базе IPTV.


Это, как правило, альтернативные игроки среднего масштаба, те, кто понимает, что предоставлять услуги широкополосного доступа в Интернет (ШПД) без IPTV - не перспективно. Они обращают внимание на появившиеся на рынке дешевые решения отечественных производителей и даже запускают опытные сети. Определенный интерес для них представляет субоператорская модель.


Александр Герасимов, директор департамента маркетинга ЗАО "Бизнес Компьютер Центр" (BCC Company): Несомненно, в 2008 году произошел настоящий прорыв в развитии рынка IPTV, в основном за счет активности крупнейших операторов фиксированной связи, сделавших ставку на ШПД и дополнительные сервисы. Тем не менее утверждать, что рынок сформировался и достиг стадии зрелости, ни в коем случае нельзя. Участники рынка пока только "нащупывают" те бизнес-модели и технологии, которые позволят добиться успеха. Пока сервис IPTV практически никем не предлагается как самостоятельный, в основном выступая в качестве дополнения к ШПД. Это свидетельство того, что рынок только формируется, идет тестирование, разведка боем. Непонятно, какой именно набор услуг (IPTV - это очень большой и постоянно развивающийся набор сервисов) будет востребован. Не ясен и масштаб рынка. Это по-прежнему (как и год назад) несколько сотен тысяч пользователей, притом что абонентов ШПД на два порядка больше, и их количество продолжает расти на 40-50% в год.
Не ясна и финансовая сторона вопроса. Расчеты показывают, что "чистая" ШПД-услуга и широкополосный Интернет плюс IPTV пока не сильно отличаются по ARPU (ежемесячный доход с абонента, - прим. "Стандарта"). Это говорит о том, что абонент "не распробовал" IPTV по-настоящему. Пока это скорее демонстрация возможностей - оператор показывает, что помимо "трубы" может предоставить еще и сервис. Настоящий спрос на IPTV только на подходе.


Говоря об операторах среднего масштаба, отмечу, что они не запускают IPTV не потому, что оборудование дорогое. На этом пути стоит гораздо более серьезная проблема - сложность привлечения качественного контента. Он фактически недоступен для прямой покупки небольшими компаниями, не располагающими базой на традиционные услуги в миллионы и десятки миллионов абонентов. Но вот когда рынок сформируется, выстроится и иерархическая структура, где найдется место "малышам". Такая структура, очевидно, будет состоять из контент-агрегаторов, внешних разработчиков IPTV-сервисов, крупных операторов, которые смогут закупать контент и не только распространять его по своей абонентской базе, но и дистрибутировать средним и малым провайдерам.


Глядя на рынок с "колокольни" компании - разработчика IPTV-платформ, подчеркну, что, учитывая высокую степень неопределенности и имеющиеся сложности в развитии рынка IPTV, для провайдера крайне важно брать за основу такое технологическое решение, которое будет максимально гибким, масштабируемым, открытым с точки зрения добавления новых услуг, включая сервисы сторонних разработчиков, и выстраивания отношений в иерархической структуре. Архитектуру решения нужно изначально выстраивать правильно.


Сергей Терпугов, заместитель генерального директора - коммерческий директор ЗАО "Комстар-Директ":
Я тоже не готов поддержать оптимистический взгляд на этот вопрос. Мы видим, что региональные операторы стали склоняться к реализации решений на платформе IPTV, но как представитель работающего в этой сфере ведущего в России оператора могу сказать, что никаких кардинальных перемен на рынке пока что не произошло. Услуга продолжает пользоваться стабильным спросом: абоненты IPTV - это те 25-30% от общей базы пользователей ШПД. Парадоксально, но в Москве эту услугу продать, с одной стороны, проще, чем в регионах, потому что платежеспособность абонентов выше, с другой - гораздо сложнее. У жителей Москвы больше возможностей для интересного проведения досуга и, кроме того, есть неплохая подборка бесплатных эфирных каналов.


Некоторым просто некогда смотреть ТВ, и поэтому они не хотят тратить на это деньги. Качественный скачок в развитии сервисов произойдет, когда удастся внедрить интерактивные услуги. Именно это будет отличать классического кабельного от бесплатного эфирного оператора. Фактически пока что никто не может предложить абоненту полностью интерактивные сервисы. Мы приступили к внедрению таких услуг. В феврале запустили "Повтор ТВ", сервис оказался востребованным, обращение к этой услуге даже превысило наши ожидания. Но здесь мы столкнулись с проблемой негативного восприятия сервиса со стороны ТВ-каналов - правообладателей контента. Возникает много вопросов в урегулировании взаимоотношений с ними.


Светлана Скворцова, старший менеджер по маркетингу компании "Эрикссон" в Восточной Европе и Центральной Азии: Хочу задать более широкий контекст. Последний год был годом не IPTV, а мобильного широкополосного доступа, было много дискуссий на тему: может ли мобильный ШПД заменить проводной. Постепенно все большее число аналитиков приходило к тому, что может. Но если мы посмотрим на IPTV - это как раз та услуга, которая дифференцирует предложение проводных операторов от мобильных. Именно она может стать базой для перерождения проводных компаний. Если посмотреть на список 10 крупнейших операторов, предоставляющих IPTV, то заметно, что это традиционные и альтернативные компании, например France Telecom, - те, кто на себе почувствовал удары мобильной индустрии, отнимающей абонентов телефонии и интернет-доступа. Они ищут возможности заработать на IPTV.


С другой стороны, IPTV подвергается конкуренции со стороны поставщиков кабельного и эфирного телевидения. Но уникальность сервисов в том, что это не просто ТВ. В основе IPTV три концепции: мультимедиа, персонализация и интер-активность. В совокупности они создают то, что отличает операторов IPTV от существующих конкурентов.
В связи с этим все больше операторов идет в сторону интерактивности и персонализации - предоставляет услуги "видео по запросу", TimeShift (когда человек опаздывает, но может смотреть передачу с самого начала), игры, возможность воспроизведения контента, созданного самим телезрителем. Существует и целый ряд других услуг, таких как Parental Control - чтобы разрешать или запрещать показ контента ребенку. Есть мнение, что 90% пользователей смотрят 5% всего контента. Но именно IP-технология в состоянии предложить абонентам все разнообразие услуг по наименьшей себестоимости.


Виталий Шуб, заместитель генерального директора ОАО "Система Масс-медиа": За последний год на рынке произошли фундаментальные сдвиги. То, что еще год назад мы обсуждали как гипотетические возможности, связанные с локальным прорывом, сейчас становится общей тенденцией. Но эти сдвиги имеют отношение не только к IPTV.


Действительно, IPTV является дополнительным (Value Added Services, VAS) сервисом поверх широкополосного доступа в Интернет. И до тех пор, пока в стране не началась конкурентная гонка по строительству широкополосных сетей с нужной пропускной способностью и QoS-поддержкой, которая необходима для IPTV, говорить о развитии не приходилось, просто не было сетей, на которых можно было это самое IPTV запустить.


Теперь можно констатировать, что лед тронулся. В Москве формируется пул национальных операторских компаний широкополосного доступа, которые, в отличие от домовых сетей, строят сети по телекоммуникационным стандартам с необходимой шириной полосы и гарантированным качеством обслуживания. Их массовое проникновение на рынке крупных городов, кроме Москвы и Петербурга, создает ту среду, где IPTV может развиваться.


За последний год также удалось пробить критическую планку в соотношении цена/качество инфраструктуры широкополосных IP-сетей, что позволяет гарантировать на таких сетях уровень IPTV-Ready без ущерба их окупаемости. Раньше либо создаешь сеть IPTV-Ready, но переплачиваешь и непонятно во что инвестируешь, либо (как сделало большинство кабельных операторов и домовых сетей) строишь сеть по принципу "как получится", и если все будет хорошо, можно модернизировать и впоследствии добавить к списку предлагаемых сервисов IPTV. Эта ситуация за последний год преодолена, теперь оператор, масштабы которого позволяют создать критическую массу абонентов ШПД, получит некий процент IPTV-пользователей, чтобы оно, IPTV, окупалось. Правда, такие сети должны охватывать миллионы квартир. Как только крупные игроки построят оптоволоконные опорные сети, связывающие крупные города, можно будет вещать IPTV в регионы. Если это произойдет - среда для массового распространения будет создана.


При ближайшем рассмотрении бизнес-модели, IPTV как отдельного сервиса не существует. Потому что существуют затраты на специализированную IPTV-часть сетевой инфраструктуры и ТВ-контент. В результате все сводится к тому, что нужно либо декларировать этот cost с некой маржой в качестве тарифа за IPTV, что абонентов раздражает, либо маскировать затраты в общей стоимости интернет-доступа. Но и тут пользователю непонятно, почему он должен переплачивать просто за транспортную "трубу". Выход из ситуации появится тогда, когда национальные игроки выйдут на определенный уровень развития и их тарифы (также как в сотовой связи) будут копировать друг друга.


Если рассматривать всю цепочку создания стоимости услуг IPTV, за последний год стало ясно, что она должна быть замкнута. Только при распределении добавленной стоимости контента по всей цепочке предоставления услуги возможно сведение концов с концами. В том случае, если контент выводится в отдельный самодостаточный бизнес, который должен работать с требуемой маржинальностью, - бизнес закончится, потому что высокая маржинальность создания контента плюс высокая маржинальность операторского бизнеса приведет к тарифу, который абонент не примет. Поэтому энтузиазм по созданию отдельно стоящих "медиа-хаузов" начинает спадать. Такой бизнес-кейс очень сложно оправдать.


Владимир Рогов, руководитель корпоративных проектов ЗАО "Экспресс ТелеКом": "Экспресс ТелеКом" планирует внедрить IPTV в Московском регионе для своих клиентов, и главная проблема, с которой мы сталкиваемся, - это создание транспортной инфраструктуры, которая требует значительных затрат. Для пропуска медиатрафика необходимы широкополосные каналы связи, при этом не все операторы фиксированной связи имеют необходимые ресурсы для этих целей.


К сожалению, действующая бизнес-модель между агрегаторами контента и операторами связи, которые оказывают услуги IPTV конечным пользователям, не в полной мере устраивает операторов. Расчеты ведутся по фиксированным ежемесячным платежам за пакеты телевизионных каналов. По нашему мнению, актуальная бизнес-модель - это модель, при которой операторы и агрегаторы контента рассчитываются между собой исходя из реальных объемов трафика.


Чтобы сделать услугу массовой, оператор должен иметь широкополосную транспортную сеть до конечного пользователя, а абонент должен иметь возможность персонализировать услуги, то есть формировать тот объем услуг, который ему необходим. Но пока на рынке практически нет бизнес-моделей по персонализации услуг.


СТАНДАРТ: Насколько, по-вашему, востребованы интерактивные функции IPTV, о которых здесь говорилось. Можно ли на них зарабатывать дополнительные деньги?


Дмитрий Баиров, ведущий инженер ООО "Новые Системы Телеком": Интерактивные сервисы - мощное оружие в борьбе операторов multiple play с традиционными вещателями. Ни один кабельный, спутниковый или эфирный оператор не предложит заказчику повтор просмотров или "видео по заказу". Для внесения интерактивности напрашивается Unicast в качестве транспорта. Ведь если оператор вещает в режиме Unicast, значит, он имеет связь с абонентским устройством подписчика, то есть знает, что смотрит пользователь в данный момент, какой услугой пользуется. Это замечательный инструмент. Интерактивность дает дополнительные удобства оператору: он вполне может предложить правообладателю рейтинг контента в реальном времени, поскольку может предоставить статистику, сколько абонентов посмотрело передачу в реальном времени, сколько в режиме отложенного просмотра (TimeShift). Простое анкетирование подписчиков информирует об аудитории, просматривающей передачи. Это дает дополнительную возможность для запуска, например, контекстной рекламы. IPTV - катализатор при переходе на multiple play. Оператор может начать зарабатывать не только на предоставлении транспорта, но и на дополнительных услугах, возможных с появлением интерактивных сервисов.


Виталий Шуб: Правда жизни в том, что мы обречены на IPTV. Не потому что это супертехнология или она в состоянии изменить культуру потребления, просто IP стало стандартом широкополосного доступа. Операторы наперегонки строят сети по топологии FTTB (fiber to the building, "оптоволокно до здания", - прим. "Стандарта"). Поэтому переход телевидения на IP-формат неизбежен - другого широкополосного транспорта нет, и в обозримой перспективе не предвидится.


Дмитрий Баиров: Спутниковые операторы, традиционно вещающие в многоадресном и однонаправленном режиме, также задумываются о переходе вещания с MPEG на IP, чтобы добиться возможности распределять пакет программ на разные устройства внутри одного помещения. Введение интерактивности может и должно быть направлено не только на заработок. Интерактивность может послужить на пользу отношений с контент-обладателями. Например, централизованное кэширование (TimeShift) и запись (Network Personal Video Recorder) лучше записывать не пользователю на своем устройстве, а оператору централизованно, с целью уменьшения распространения пиратского контента. Интерактивные сервисы позволят повысить лояльность подписчика. Примером такого сервиса может служить строительство сети видеонаблюдения в рамках микрорайона, охваченного сервисом оператора: камеры на-правленные на площади и перекрестки, на детские площадки, - и ввести это в сервис IPTV.


Сергей Терпугов: На базе бизнес-проектов крупных операторов будет формироваться некий багаж знаний и опыта, и небольшие компании пойдут по пути наиболее успешных сервисов.


СТАНДАРТ: Как решается вопрос наполнения контентом сетей IPTV? Не секрет, что в домовых сетях пользуются повышенным спросом файлообменные сервисы?


Сергей Терпугов: Локальные домовые сети - прямые конкуренты IPTV, но с этим нужно бороться на законодательном уровне, потери в первую очередь несут правообладатели контента. Однако уже видна тенденция - люди больше покупают лицензированные продукты. Со временем они откажутся и от файлообменников.


Светлана Скворцова: Ключевой характеристикой, отделяющей IPTV от интернет-видео, является как раз управляемость сети, обеспечение гарантированного качества обслуживания. В руках оператора находятся инструменты по фильтрации трафика файлообменных приложений P2P (технология передачи файлов любого типа по принципу "каждый с каждым", - прим. "Стандарта"), а анализ сети позволяет оператору избавиться от ненужного трафика или минимизировать его.


Олег Щапов, коммерческий директор ЗАО "Си Ти Ай" (CTI):
Мы пытались смоделировать, каким образом оператор будет зарабатывать на сервисах, и поняли, что они не смогут на них заработать. Главное для операторов - как можно быстрее нарастить клиентскую базу, найти способы максимально дифференцировать себя от традиционных кабельных операторов. Все лицензии на дополнительные сервисы на базе нашей платформы IPTV в ближайший год будут предоставляться бесплатно. После можно будет посмотреть статистику и понять, как зарабатывать на IPTV, а также продумать политику лицензирования. Статистика показывает, что со временем практически любой сервис становится востребованным. Вопрос - сколько нужно потратить, чтобы сервис стал прибыльным. На рынок интерактивных видеосервисов, IPTV стремятся выйти четыре группы - традиционные операторы, ISP-провайдеры, кабельные операторы, на подходе - мобильные компании. К сожалению, четкой бизнес-модели как зарабатывать на этом деньги практически никто не имеет. Из последнего отчета "Комстар-Директ" видно, что они не пытаются зарабатывать на этой услуге. Широкополосный доступ стоит $18, а вместе с IPTV- сервисом - $21. Чем они отличаются от обычного кабельного ТВ-провайдера, зарабатывающего также в районе $3 с абонента? При этом объем инвестиций в IPTV неизмеримо выше. От новых сервисов и новых видов контента будут зависеть темпы развития рынка IPTV. Телекоммуникационные игроки, если не займут активную позицию, рискуют превратиться в поставщиков широкополосной "трубы", основную прибыль при этом будут получать новые игроки - медиакомпании.


Николай Быстрицкий, директор по маркетингу ООО
"Интраком связь" (ОАО "Ситроникс"):
Дифференцирующим компонентом этого бизнеса станут новые, в том числе интерактивные сервисы. Их можно начинать с самых простых, тех, что требуют мало инвестиций, например, это может быть информация о погоде, расписание и заказ билетов в кино, такси, расширенный спортивный контент. Это удобнее сделать с пульта телевизора, чем в Интернете. Это те приложения, которые будут развивать навыки абонентов и привязанность к оператору. Нужно всем учиться пользоваться теми преимуществами и новыми возможностями, которые дает IPTV, - обратная связь, интерактив. И не останавливаться, двигаться вперед - плавно добавляя комплексные услуги с реальной конвергенцией ТВ, интернет-сервисов, фиксированной и мобильной связи. Только в таких условиях IPTV будет обладать реальными бизнес-преимуществами над другими видами доставки ТВ-контента.


СТАНДАРТ: Если говорить о прогнозах, как вы думаете, о чем мы будем говорить через год?


Алексей Бугай: Думаю, в следующем году мы обязательно будем говорить об операторах quad play и конвергентных сервисах, о преимуществах и недостатках интерактивной рекламы, в общем, обо всем, на чем в IPTV будут делать деньги, так как это ключевой вопрос на таких встречах.


Валерий Крылов, генеральный директор ЗАО "Синтерра Медиа": Есть общее направление развития и понимание важности интерактивных сервисов, поэтому стратегическая задача операторов - развивать интер-активность в тех условиях, которые уже созданы. В то время как любой вещатель не может использовать это преимущество. Для IPTV необходимо объединение ресурсов оператора и правообладателя для создания специального контента для IPTV, который мог бы использовать любые функции интерактива. При этом мы понимаем, что IP не станет единственным транспортом для ТВ - появятся самые разные способы доставки. Но IPTV сможет занять более весомое место в том случае, когда интерактивные функции будут создаваться всеми участниками цепочки по распространению контента.


Алексей Бегишев, руководитель сектора телекоммуникаций Agilent Technologies: Любая бизнес-модель ориентирована на клиента, поэтому внимание должно быть уделено механизму, который обеспечивает доставку контента. В итоге мы подойдем к тому, что определяющим в конкуренции станет вопрос качества предоставления услуг. Очень часто сеть не может качественно предлагать сервис, разрекламированный маркетингом, поскольку при проектировании не просчитывались вопросы масштабируемости, поэтому наряду с обсуждением бизнес-модели IPTV нужно не забывать о ряде вопросов, относящихся к оценке производительности сетей triple play.


Виталий Шуб: В отличие от прошлого года стало понятно, что можно ожидать: национальные игроки начнут отчитываться о запуске модернизированных IP-ШПД-сетей в регионах и росте абонентской базы, это заставит их задуматься о наложении новых сервисов на инфраструктуру ШПД. Гораздо актуальнее станут вопросы, связанные с HD-контентом, - на рынке складывается платежеспособный спрос, сформированный массовой скупкой HD-ЖК-телевизоров, для которых пока нет товара (HD-контента), и это создает давление на рынок. Не исключено, что начнутся разговоры вокруг 3D-HD-телевидения.


Александр Герасимов:Очень сложно делать какие-либо прогнозы даже на ближайший год. Скажу банальность - рынок IPTV не является замкнутой системой и подвержен значительному влиянию извне, формирующему, собственно, потребительский спрос на любой продукт или услугу. Кроме того, любому зарождающемуся рынку, и рынку IPTV в частности, присуща высокая степень неопределенности. И эта неопределенность, скорее всего, в ближайший год будет только нарастать. Нарастать, несмотря на то, что с технологической точки зрения за последнее время многое прояснилось. Причина - то самое влияние внешней среды, в первую очередь - крайне высокая волатильность на глобальных рынках. И это отнюдь не тот "Гондурас, который, если не чесать, беспокоить не будет". Мировой финансовый кризис оказывает самое непосредственное влияние на "предсказуемость" двух ключевых драйверов развития в России телеком-рынка в целом, и рынка IPTV в частности: во-первых, на темпы роста потребительского спроса, во-вторых, на возможность привлекать займы для финансирования строительства IP-сетей. Но в любом случае речь идет именно о той форме, какую примет рынок IPTV, а не о самом его существовании и развитии - это, пожалуй, единственное, что можно утверждать с уверенностью. Рынок IPTV продолжит развиваться, но это развитие потребует высокой степени компетентности от всех участников процесса и способности быстро реагировать на изменения конъюнктуры рынка.


Система VoD как важный компонент IPTV


Видеосервер IPSoft iStream, созданный компанией "Нетрис", позволяет предоставить операторам помимо ставших уже классическими услуг "видео по запросу", "отложенный просмотр" и "виртуальный видеомагнитофон", такие сервисы как Push VoD и интернет-вещание. Push VoD используется в случае невозможности качественной трансляции видео в режиме реального времени. В таком случае контент закачивается на жесткий диск абонентского устройства и просматривается после закачки. Интернет-вещание предоставляет оператору возможность расширись свою абонентскую базу за счет всех пользователей Интернета, предложив им фильмы и телепередачи из своей обширной библиотеки. Это открывает новые пути для получения дополнительного дохода и развития услуг.


Опираясь на опыт, полученный в ходе выполнения крупных проектов по внедрению IPTV на сетях таких операторов, как "Комстар-Директ" ("Стрим") и ОАО "Центральный Телеграф" (Qwerty), компания "Нетрис" разработала продукт, позволяющий обеспечить отказоустойчивость для системы видеосерверов и оптимизировать их число. IPSoft Distributed Media Architect (IPSoft DMA) обеспечивает перенаправление запросов абонентского устройства, дистрибуцию и интеллектуальное перераспределение контента. Также IPSoft DMA позволяет совмещать на одной сети видеосерверы нескольких производителей, что делает решение гибким и экономически более выгодным.


Продукты компании "Нетрис" IPSoft iStream, IPSoft DMA и IPSoft iVision IPTV Middleware внедрены в основные успешные проекты IPTV в России и СНГ.


Мнение


Роман Альмендингер,
генеральный директор ООО "Си Ти Ай" (CTI):
Фокус на корпоратив


Системный интегратор CTI стал все больше ориентироваться на корпоративный сектор. Почему компания приняла такое решение, генеральный директор ООО "Си Ти Ай" (CTI)
Роман Альмендингер рассказал журналу "Стандарт".


CTI позиционирует себя как инновационная компания. Одной из основных целей в этом году было показать нашим клиентам, что мы умеем справляться не только с технически сложными проектами, но и решать задачи, сложные с организационной точки зрения.
За текущий год компания пополнила портфель своих решений за счет разработок новых вендоров, подтверждены высокие партнерские статусы производителей, с которыми ведется сотрудничество уже на протяжении многих лет. Наша служба технической поддержки клиентов не так давно получила сертификат соответствия по стандарту ISO 2000.
Компания кроме операторского сегмента, где издавна имела сильные позиции в IP-решениях, все больше фокусируется на корпоративном секторе. Желание расширить круг именно за счет корпоративных клиентов объяснимо. С одной стороны, бизнес российских операторов связи уже налажен. С другой - по мере роста экономики России, ИТ потребности предприятий расширяются. Они остро испытывают недостаток в специалистах, которые могли бы обслуживать инфраструктуру, которую создают интеграторы. Поэтому аутсорсинг эксплуатации инфокоммуникационной инфраструктуры - одно из перспективных направлений расширения бизнеса.
Текущий год для компании отмечен продолжением стратегического сотрудничества с сотовыми операторами МТС и "МегаФон" по направлению контакт-центров. Получило большое развитие направление сервисных платформ в сетях фиксированных и мобильных операторов, особенно в 3G-сетях.
Мы продолжаем продвижение в регионы решений в сфере IPTV. В частности, такое внедрение мы провели в самом отдаленном регионе - на Чукотке. Там чрезвычайно мало доступных каналов, просмотр их крайне затруднен, а местный оператор решил, что его подписчики должны смотреть столько же программ, сколько пользователи цифрового ТВ в Москве. На базе поставленных нами платформ IPTV операторы могут предоставлять абонентам помимо телевидения, в частности, высокой четкости (HDTV) широкий спектр дополнительных интерактивных сервисов, недоступных в традиционных сетях, получила большое развитие интеграция голосовых и видеоуслуг.