ИНТЕРВЬЮ

Вячеслав Камнев: «Объединившись, мы получили конкурентное преимущество»

Вячеслав КамневВ августе 2004 года на российском рынке мобильного контента создан первый мультимедийный холдинг  - Next Media Group, объединивший под своим брендом крупнейших игроков этого рынка: компании Shamrock Games (разработчик мобильных сервисов) и Shamrock Technologies (технологическая площадка), Next Media Entertainment (интерактивные сервисы для ТВ, радио, печатных изданий) и агентство инновационного маркетинга  Promo Interactive, издательство Next Publishing (работающее с цифровыми форматами) и дистрибьютора мобильного контента PlayMobile.


Основатель и совладелец холдинга (бывший акционер компаний "Роснет" и "Аэроком") Вячеслав Камнев не делит бизнес на информационный, развлекательный, интерактивный или медийный. Он проявляет интерес к любым проектам, объясняя это доходностью инвестиций в контент. Дочерние компании холдинга сейчас параллельно ведут около 150 проектов. Конкуренты, по его словам, у Next Media Group есть в каждом сегменте. Но только Next Media Group сейчас может предоставить на рынке мобильного контента всю линейку услуг. И в этом  - преимущество холдинга. О планах Next Media Group и отдельных подразделений холдинга Вячеслав Камнев рассказал в интервью журналу "Стандарт".


- Холдинг Next Media Group собрал активы нескольких компаний. Какая форма была выбрана для их объединения в холдинговую структуру и кто является акционерами Next Media Group?


- Холдинг объединил компании как 100-процентные дочерние предприятия Next Media Group. Она создана частными лицами и холдинговой компанией HoCom.


- Почему была выбрана такая форма объединения?


- Мы создали дочерние компании, чтобы сократить время на управление и сделать их более агрессивными. Next Media Group работает на быстро развивающемся рынке. Соответственно, мы сами должны быстро развиваться и реагировать на его изменения, а для этого важно сокращать время на управление подразделениями.
В управлении холдингом мы оставили стратегические задачи. В первую очередь, это финансы, стратегический маркетинг, создание новых направлений деятельности, стандартов и регламентов управления внутри холдинговых центров.
В то же время компании, входящие в холдинг, работают на хозрасчете между собой, а также каждая из них работает на рынке. Таким образом, с одной стороны компании получили мобильность, а с другой - каждая из них заинтересована в успехе своего партнера. Они работают в рамках единой группы по единым технологическим и маркетинговым стандартам, а также с единой технической базой. Это позволяет поддерживать уровень качества, стать более эффективными на рынке и одновременно решить задачу единого управления и агрессивного  развития. Мы (Next Media Group) растем очень быстро: на 15-20% в месяц.


- Развитие бизнеса сотовые операторы видят в регионах. Планирует ли Next Media Group открывать свои региональные представительства или покупать местных контент-провайдеров?


- Мы уже сейчас работаем с регионами и намерены развиваться. При этом мы не обязательно будем открывать свои собственные (100% дочерние) предприятия. Next Media Group не исключает сотрудничества с крупными региональными игроками по франчайзингу (в некоторых регионах мы уже работаем по этой схеме) или создания совместных предприятий. Обязательным условием является лишь то, что управление ведется менеджерами Next Media Group.


- Рынок мобильного контента растет, как снежный ком. Как Вы оцениваете его перспективы?


- Рынок уже без меня оценен. В этом году аналитики планировали, что объем рынка составит $230 млн, однако на самом деле он превысит $280 млн (есть данные, что уже сейчас больше $300 млн). В 2005 году по самым пессимистичным прогнозам, будет $500 млн, хотя реально, я думаю рынок мобильного контента превысит $600 млн.


- Как я понимаю, ваш холдинг работает со всей "большой тройкой" сотовых операторов? Возникают ли проблемы с запуском услуг?


- Мы работаем со всеми сотовыми операторами, но пока не по всем услугам. И это не потому, что операторы не хотят запускать новые сервисы - у них есть объективные проблемы с запуском услуг: не все сети технически готовы к такому бурному росту мобильного контента. Кроме того, у сотовых операторов пока еще существуют организационные вопросы,  связанные с выстраиванием работы в этом направлении.
Я сам специалист в области связи и всегда занимался телекоммуникациями. Поймите: менталитет связиста отличается от менталитета человека, который работает на рынке контентных услуг, по одной простой причине - связист хочет сделать нечто большое и мощное, чтобы обслужить сразу много пользователей. Это нечто должно быть железобетонное, поставленное один раз и навсегда.


Но на рынке контент-услуг так работать не получается. Необходимо иметь базу, которая, с одной стороны, способна обслуживать большое количество пользователей, а с другой - очень четко градировать по сегментам:  географическим, потребительским, а также быстро реагировать на запросы рынка. Необходимо быстро менять приложения - соответственно, железо и софт также подвержены постоянному изменению. У оператора подобные манипуляции занимают массу времени - он завязан на своей технологии предоставления основных услуг большому количеству абонентов, а контент-провайдеру важно модифицироваться, чтобы успеть за требованиями растущего и быстро меняющегося рынка.


- Региональные контент-провайдеры отмечают также, что к операторам вообще трудно пробиться с предложениями?


- Здесь проблема в первую очередь в том, что оператору тяжело быть контент-провайдером. К примеру, "ВымпелКом" (торговая марка "Би Лайн") создал свою структуру "Би Он Лайн", которая является проводником в этот мир для его пользователей, и программу "Би партнер" для контент-провайдеров. Но работают они по принципу оператора: нечто мощное по единым принципам. И это - естественный подход оператора.
Другие крупные операторы сейчас думают: то ли создавать отдельные структуры, то ли отдать предоставление таких услуг на аутсорсинг  агрегатору, то ли сделать так, чтобы крупные агрегаторы могли работать с оператором напрямую. И все это от того, что у операторов много технологических вопросов. Причем, не только у операторов мобильной связи. Эта тенденция  характерна и для фиксированных операторов. Ведь у них также большое число абонентов, которым нужно будет предоставлять контент. Сегодня они немного запаздывают, но происходит это по понятным причинам. Сети у большинства фиксированных компаний устаревшие, поэтому здесь еще больше проблем с внедрением новых услуг. Кроме того, операторы фиксированной связи в своем мышлении более традиционны, нежели мобильные. Хотя на сетях фиксированной связи дополнительные услуги также будут появляться, и их ждут все те же проблемы.
Но я считаю, что в течение этого и следующего года все организационные и технические вопросы разрешатся. И мы будем работать по понятным, прозрачным и простым принципам взаимодействия. Пока же в каждом случае работа с оператором - это отдельный "кейс".


- Рынок мобильного контента сейчас сильно раздроблен. Next Media Group стала первой "единой и глобальной" структурой. Почему было принято такое решение?


- Мы считаем, что важно объять всю цепочку. Конкуренты у нас  есть в каждом сегменте. Но с нами теперь тяжело соперничать: Next Media Group работает во всем диапазоне и может выполнять весь цикл работ. Со временем, наверное, у нас появятся  конкуренты, которые также будут поставлять всю линейку. Но мы уже сейчас предоставляем все сервисы - в этом наше преимущество: максимально зарабатываем сами и даем такую возможность партнерам.


- Как по сферам деятельности разделяются компании, вошедшие в холдинг?


- Promo Interactive - включает  рекламное и PR-агентство и дизайн-студию. Компания, которая начала свой путь как агентство интернет-рекламы и переросла в полноценную BTL-компанию. Promo обладает широкой экспертизой применения различных технологий в маркетинговых коммуникациях - Интернет, мультимедиа, мобильный маркетинг. 
Shamrock Technologies - наша технологическая платформа и так называемый агрегатор. Коллеги из "Агрегатора" в качестве названия компании использовали сферу своей деятельности. C одной стороны это, может, и хорошо - понятно, чем занимается компания. Мы же создали отдельную компанию-агрегатора - Shamrock Technologies, которая с точки зрения позиционирования на рынке работает как агрегатор для других контент-провайдеров и прочих участников рынка. Для компаний, входящих в холдинг, Shamrock Technologies - технологическая платформа. У этой компании есть московское представительство - ведь понятно, что из Новосибирска не все можно "достать".
Услуги агрегаторства мы оказываем по всему спектру технологий: в области SMS, WAP, WEB. Сейчас мы запускаем платформы IVR и MMS. Кроме того, начали развивать отдельное направление, связанное с проектами на ТВ. Планируем запустить  свой собственный телевизионный канал.


- Это  будет отдельная структура?


- Это будет новая структура на нашей технологической базе. С телевидением и медиасредами у нас работает другая компания, которая называется Next Media Entertainment. Из названия компании понятно, что она призвана работать в области телевидения, радио. В компании трудятся люди, хорошо знающие медиа-бизнес и умеющие применять эти знания в существующих условиях конвергенции со средствами коммуникаций. Next Media Entertainment имеет собственную звукозаписывающую студию и студию компьютерной анимации. Компания делает мультфильмы для ТВ-шоу: мы планируем выпускать свою программу на федеральных каналах. Кроме того,  Next Media Entertainment делает продукты по заказу сторонних компаний - как российских, так и зарубежных. Наша задача делать все - телешоу, радиошоу, игры, рекламу, SMS, Java-игры, вплоть до настольных игр.


- А уже есть настольная игра под вашим брендом?


- Мы сейчас готовим к выпуску несколько игр, но пока это коммерческая тайна. Если мы делаем какой-то продукт, то стараемся охватить всю линейку.


- Сколько же инвестиций надо вложить?


- Наша компания на сегодняшний день уже вложила миллионы долларов, а намерена вложить десятки миллионов.


- Инвестирует, как я понимаю, HoCom?


- Да, она на сегодняшний день является основным инвестором, но не единственным  среди участников. Кроме этого, к нашей компании уже проявляют интерес международные инвесторы.


- Компания Shamrock Games известна своими SMS- и Java-играми. Есть ли планы использовать другие технологии?


- Каждый месяц мы выпускаем как минимум по две SMS- и Java-игры. С декабря в тестовом варианте запущена голосовая игра по технологии IVR. Такие игры мы будем предлагать и сотовым и традиционным операторам. Со временем по обычному фиксированному телефону абоненты смогут не только играть в IVR-игры, но и получать всю необходимую информацию.


- У Shamrock Games тысячи игр, и абонент физически не может все их узнать...


- Java-игр собственной разработки на сегодняшний день у нас шесть. Они запущены в России и на Западе.  Мы сотрудничаем более чем с 70 крупнейшими производителями и дистрибьюторами мобильного контента в мире.
Часто мы получаем на эксклюзив (на два-три месяца) самые известные бренды. Потом этот бренд может быть перепродан для распространения на другие порталы. Поэтому более 800  Java-игр, которые значатся у Shamrock Games - это в основном лицензированный продукт. Однако те шесть, которые мы сами разработали, на сегодняшний день являются лидерами продаж, каждая в своем жанре, а также имеют хорошие результаты продаж за рубежом.
На самом деле, мы разрабатываем значительно больше, но не все игры запускаем под собственной маркой - некоторые просто продаем. Ведь Shamrock Games разрабатывает игры не только для себя, но и по стороннему заказу,  в том числе для наших партнеров за рубежом. Много контента, к примеру, нам сейчас заказывают производители сотовых телефонов. Они поняли, что конкурировать можно за счет контента.


- В холдинг вошли еще две компании - Next Publishing и PlayMobile...


- Next Publishing - это издательский дом нового типа, основной формат публикаций - мобильный.  При этом благодоря доступу ко всем технологиям - SMS, IVR, WAP, Java-конвертация информации осуществляется в наиболее удобный для восприятия формат.
Next Publishing занимается агрегацией контента и налаживанием партнерских отношений, а PlayMobile продает его конечным пользователям.
Сейчас мы начали развивать бренд MusicMobile, который будет заниматься музыкой. Причем продавать не только музыкальные фрагменты, но и песни в формате MP3. Можно будет  покупать мелодию и слушать ее в телефоне, как в переносном плеере.
Кроме того, мы будем продавать музыку на CD-, DVD-дисках.


- То есть, намерены стать звукозаписывающей компанией?


- Нет, мы договариваемся с фирмами звукозаписи, чтобы музыкальные сборники продавались через наш портал. Для  этого нам нужно наладить систему доставки. В первую очередь - это будет по Москве, а затем будем работать и в регионах. Сейчас ведутся переговоры с компаниями, которые будут заниматься доставкой.
Кроме того, у нас появился новый бренд  WorkMobile. Сейчас мы занимаемся лицензированием различных мобильных бизнес-приложений, получить которые можно будет под этим брендом. Мобильный телефон является не только средством коммуникаций и центром развлечений - он может существенно повысить деловую эффективность современного человека.


Ирина Глухова


Стандарт №6 (24), декабрь 2004