"Спринт" к новой выручке
С января 2023 г. стартует программа нового, 6-го отбора акселерационной программы "Спринт", которую уже второй год ведет Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ). Прием заявок в 6-й конкурсный отбор ФРИИ завершил 27 сентября 2022 г.: заявки на него были поданы от 192 компаний из 46 регионов России. Акселератор "Спринт" является элементом
Директор по коммуникациям ФРИИ Константин Прокшин уточнил, что из 192 компаний, подавших заявки в ходе 6-го отбора программы "Спринт", 59 указали, что у их проектов есть продажи от 50 тыс. до 5 млн руб., а 40 проектов оказалось с первыми продажами до 50 тыс. руб.
"Спринт" представляет собой программу развития ИТ-компаний, которая направлена на поиск клиентов и увеличение продаж на российском рынке. Она включает в себя образовательный модуль и трекинг. Эксперты ФРИИ помогают участникам "Спринта" поставить цели и сфокусироваться на развитии проекта.
Директор ФРИИ Кирилл Варламов рассказал: "ФРИИ продвигает широкий набор акселерационных программ, которые мы реализуем совместно с Фондом содействия инновациям (ФСИ), с Российским экспортным центром, а с Минцифры России мы ведем программу "Спринт". Эта программа создана по федеральному проекту "Цифровые технологии"
Программа "Спринт" бесплатна для участников. Она направлена на область "Новые коммуникационные интернет-технологии". В это понятие входят системы управления контентом и виртуализацией, поисковые, рекомендательные и игровые сервисы, платформы онлайн-образования и другие сервисы, которые работают с массовыми аудиториями. В соответствии с дорожной картой направления "Новые коммуникационные интернет-технологии", которую президиум Правительственной комиссии по цифровому развитию утвердил в июле 2021 г., его развитие курирует Минцифры России.
Программа "Спринт" проводится в гибридном формате – офлайн и онлайн, что важно для регионов. "В последнее время, благодаря возможности прохождения программы в режиме онлайн, к нам приходит все больше команд из регионов, – сообщил Кирилл Варламов. – Программа "Спринт" синхронизирована с другими мерами поддержки: компании, прошедшие по ней акселерацию, получают дополнительные баллы при рассмотрении заявок в РФРИТ и ФСИ".
Среди требования к участию в программе "Спринт" – в команде должно быть не менее двух человек, они должны обладать более или менее готовым продуктом и располагать ресурсами для ведения проекта как минимум в течение трех месяцев. "Участие в программе "Спринт" позволяет за короткий срок получить экспертизу и выйти на крупных корпоративных партнеров ФРИИ. Мы видим и рост интереса к программе "Спринт": в последнем конкурсном отборе мы получили на 40% больше заявок, чем в предыдущем", – отмечает Кирилл Варламов.
"Мы советуем всем претендентам оптимистично смотреть на вопрос о том, подходит ли их проект для программы "Спринт": если явно видно пересечение тематик, то велика вероятность, что он будет взят. А вот на вопрос о том, сколько времени займет подготовка заявки, мы рекомендуем смотреть пессимистично: она должна быть подготовлена качественно, что повышает шанс на прохождение отбора. На вопрос о том, есть ли у команды ресурсы для прохождения акселерации, стоит смотреть реалистично: нужно, чтобы по ее итогам продукт был готов для демонстрации клиентам и продаж. Поэтому лучше не суетиться и тщательно подготовить продукт до начала акселерации – можно подать заявку не на ближайший, а на следующий конкурсный отбор: программа "Спринт" действует до 2024 г. включительно. Так что впереди еще несколько отборов, а ближайший заканчивается 27 сентября 2022 г. (акселерационная программа по нему стартует в январе 2023 г.)", - рассказал директор ФРИИ.
Среди ярких примеров проектов, прошедших через предыдущие отборы программы акселерации "Спринт" по нацпроекту "Цифровая экономика", является приложение Teletype App. Глава проектной команды и совладелец ООО "Телетайп" Павел Сотников рассказал, что решение подать заявку в программу "Спринт" было принято по рекомендации хорошего знакомого. Кроме того, участники команды Teletype App были знакомы с ней по публикациям в профессиональных СМИ по ИТ.
Приложение Teletype, которое существует и в мобильной, а в desktop-версии, адресовано B2B-пользователям и помогает объединить сообщения из всех популярных мессенджеров, социальных сетей и чата на сайте, что дает возможность отвечать клиентам быстрее.
"На момент обращения в ФРИИ у нас уже были продажи, мы искали способы масштабирования, пытались нащупать свой product market fit, – рассказал Павел Сотников. – В нашей основной команде, включая продажи и обеспечение качества (QA) на тот момент было около 10 человек".
"На старте акселератора "Спринт" команда Teletype App уже имела работающий продукт и активно его продавала, – вспоминает директор акселератора ФРИИ Дмитрий Калаев. – К ФРИИ у команды был конкретный запрос на увеличение выручки – они уткнулись в потолок роста и хотели преодолеть этот барьер. Эксперты ФРИИ считают такие стартовые условия благоприятными: если команда уже продает свое решение, то перед ней не стоит задача поиска первых клиентов, а стоит задача масштабирования".
По словам Павла Сотникова, срок рассмотрения заявки в ФРИИ совпал с ожиданиями команды. "Анкета была весьма масштабная, заполняли мы ее долго, в несколько походов – к счастью, ее снабдили обучающими роликами, что очень помогло в процессе заполнения", – поделился впечатлениями глава проектной команды Teletype App.
Как сообщил Дмитрий Калаев, акселерационные программы ФРИИ длятся 12 недель. "В акселераторе "Спринт" команда Teletype App сосредоточилась на функции продаж: мы разобрали процесс продажи, настроили воронку привлечения клиентов и систему аналитики", – добавил он. В итоге у Teletype App повысилась конверсия "от знакомства в переговоры" и "от переговоров – в покупку".
Трекеры Teletype App в "Спринте" – Михаил Шварцбурд и Леонид Чернигов – считают кейс команды Teletype App успешным: по их отзыву, основатели пришли с проектом в состоянии стагнации, но были готовы пробовать новое и смогли посмотреть на продукт не как основатели, а как пользователи. "Это помогло им увидеть точки роста продукта, устранить недостатки текущей воронки продаж, а в итоге – преодолеть ограничения и нарастить выручку", - отмечают трекеры.
Глава проектной команды Teletype App Павел Сотников
Как проходила программа "Спринт": что было неожиданно для вас, что порадовало и что огорчило?
- Программа включала в себя вебинары, которые подразделялись на обычные, где мы слушали лектора, и активные, где нам задавали вопросы, давали командные задания.
И если из обычных вебинаров люди, которые ориентируются в теме предпринимательства и читают бизнес-блоги, нового для себя мало узнают, то вебинары с участием - это довольно интересный опыт: можно было получить обратную связь от остальных участников и лектора.
Также в акселераторе была работа со специалистом-трекером: это человек, который контролирует постановку ближайших измеримых целей проекта в конкретные сроки и смотрит, как мы идем к этим целям. Несколько раз в неделю мы созванивались и смотрели, достигли ли мы этой цели, насколько хорошо к ней идем, что мешает.
Если получилось - здорово, идем дальше. А если что-то не получилось, нужно проанализировать и найти решение. Трекер - это такой дополнительный мотивирующий фактор. Работу с трекером мы оцениваем очень положительно. Это оказало хороший эффект на рост проекта и нас в целом.
Как бы вы описали результаты программы "Спринт" для проекта Teletype App?
- Участие в программе неплохо мотивировало нас, результаты за два месяца нас, безусловно, порадовали: мы увеличили выручку на 23%, конверсию в trial - в два раза и конверсию в оплаты - в 3,5 раза.
Заинтересованы ли вы в получении других правительственных мер поддержки для развития Teletype App (гранты, льготные кредиты или что-то иное)?
- Да, мы рассматриваем льготы и сейчас собираем документы, чтобы нас аккредитовали как ИТ-компанию. Нам интересно льготное рекламное размещение, а также мы рассмотрели бы рекламные коллаборации.
Мы нуждаемся в Smart Money: нам интересен человек, который не просто инвестирует в проект, но и будет заинтересован в выходе на европейский рынок вместе с нами. Человек, с которым у нас будут общие цели, чтобы мы смогли друг другу помочь и продвинуться вперед.
Что бы вы посоветовали командам, которые обращаются в ФРИИ по программе "Спринт"?
- Я бы посоветовал командам определиться с целью, с которой они заходят в акселератор. Например, хотят они инвестиций или желают получить какую-то внешнюю экспертную оценку, или научиться продавать, выходить на зарубежный рынок. В зависимости от этой цели нужно общаться с трекером, с представителями ФРИИ, возможно, договариваться о каких-то дополнительных консультациях, общаться с коллегами в чате ФРИИ.
Ну и самое главное - это работать, работать и еще раз работать. Договариваться с трекером о конкретных целях и идти к тому, чтобы эти цели перевыполнить и ставить все более сложные цели.