Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Новости Редколонка Точка зрения

Ср, 21.02.2018

Полная версия сайта   

 Поиск
USD 56.52 EUR 69.89
21 февраля 2018 года, Ср

Тимур Чудутов, заместитель директора RiNet

14.03.2016

Опытом делится один из руководителей старейшего провайдера России. 20 лет стабильного развития без инвестиций: "Единственное, что нам упало с неба -  коробка витой пары, которую мы однажды нашли на крыше".

https://youtu.be/GjZe19-1TSc

Ведущие: Андрей Яценко, генеральный директор, компания "Горсвязь",  Ольга Сигида, генеральный директор, компания "Магазин Интернета"

Текст видеоинтервью

Андрей: Здравствуйте, дорогие друзья. В эфире программа «Телеком Эксперт» и ее ведущие Андрей Яценко и Ольга Сигида.

Ольга: Представляю нашего гостя: заместитель генерального директора компании RiNet Тимур Чудутов.

Андрей: Тимур, RiNet существует уже давно. Некоторое время назад компания отпраздновала 20-летие, она - практически родоначальник интернета в Москве. Вы достаточно долго входите в руководящий состав компании. Расскажите о RiNet: как удается существовать, развиваться, не останавливаться?

Тимур Чудутов: Компания действительно старейшая. Это второй или третий провайдер в России, который занимается интернет-провайдингом. Все изначально занимались dial-up, выделенными линиями. Люди, которые все это начинали, - это и есть RiNet. Наш директор Рыжков, основатель RiNet, работал в кооперативе «Демос». Это первый интернет провайдер в России. В 1995 году было создано предприятие ООО «Кроникс Плюс» - RiNet. Образовались dial-up, выделенные линии. В 2000-х начали осваивать районные сети, делали пилотные проекты. Наш пилотный проект делал Тарасов - основатель сайта «Хаб.ру», он первые дома подключал.

Андрей: Заложил основы?

Тимур Чудутов: Да. В 2002 году пришел я, меня взяли бригадиром-монтажником. Когда пришел в компанию, ничего не умел, даже обжимать витую пару научился за полчаса до того, как пошел на собеседование. Единственное, что я умел - делать рекламу.

Андрей: С коммерческой жилкой, но бригадир-монтажник?

Тимур Чудутов: Был очень удачный момент - шел бурный рост. 2000 год, сети районные, такие как seal hub, были ненадежны. Они горели, это было развлечение для людей, которые хотели играть в Quake. Когда я пришел, начался навал оптики, мульти-мод, дешевые конвекторы. Соответственно, когда сети стали оптическими, появилась возможность ставить большие сегменты.

Андрей: В каком году это произошло?

Тимур Чудутов: В 2002 году. В Москве начали первые оптические сети распространять. Когда я приехал учиться в Марьино, перенимать опыт, эта оптика уже везде висела.

Андрей: Вы тогда уже не бригадиром-монтажником были, наверное, поднялись?

Тимур Чудутов: Ну как сказать… по штатному расписанию директором я стал только в прошлом году. В нашей компании ценится реальный вклад и не так высоко котируются формальные признаки. Поэтому должностная иерархия не всегда прописана четко.

Я пришел заниматься приемом монтажников. Компания занималась dial-up. А я - всем, что касается районных сетей (кроме администрирования). Стал их строить.  

Другие провайдеры строились энтузиастами: все делали сами, на собственные деньги. В отличие от них, у нас был очень мощный старт. У нас были высококвалифицированные админы, был денежный поток, который образовался от dial-up. Первые два года деньги все вынимались из dial-up и вкладывались в районные сети. Наверное,  в этом секрет нашего успеха.  Мы перетекли из dial-up провайдера в районные сети.

Ольга: Тимур, рынок вам давал возможности, как вы говорите, волна? Или вы проницательно увидели, что в этом направлении будущее?

Тимур Чудутов: Все, кто раньше занимался этим бизнесом, все преуспели. В 2005 году я думал, что все хорошо только у меня, но потом понял, что все преуспели. Это как на американском рынке: прилив поднимает все лодки. На растущем рынке тебя тащит рынок. Клиенты тебе звонят и говорят: «Почини меня, подключи». Рынок вас так втаскивает, что все менеджерские ошибки прощаются, просто потому что есть спрос. Управление на растущем рынке и рынке стагнирующем – две качественно разные задачи.

Андрей: А сейчас RiNet какой оператор, какие услуги, какие технологии?

Тимур Чудутов: До 2010 года у нас были основные районные сети. С 2010 года районные сети выдохлись.

Андрей: ШПД B2C имеете в виду?

Тимур Чудутов: Да, оптика здания, медиа - раздавать физическим лицам. Но мы стали перенаправлять усилия в корпоративные направления. Оно стало основным драйвером роста с 2010 года. Мне кажется, у нас скоро количество физических лиц и юридических лиц будет одинаковым.

Андрей: Рост количества юридических лиц хорошо шел в центральном округе, где других операторов не имелось?

Ольга: А физических лиц сложно подключать, например в сталинских высотках?

Тимур Чудутов: Физических лиц проще подключать, чем юридических раз в пять. Но юридические лица платят дороже, поэтому они стали для нас драйвером роста. Мы постепенно начали переходить из районных сетей в более классическую схему. Подземок у нас много сейчас. В какой-то момент мы развили довольно крупную инфраструктуру.

Андрей: Собственную инфраструктуру?

Тимур Чудутов: У нас она практически вся собственная - 95%. Много корпоративных клиентов к нам подключаются, потому что у нас хорошие предложения: у нас собственная инфраструктура в ЦАО, где работать достаточно тяжело.

Андрей: Какими инструментами продаете RiNet клиентам? Тарифами, услугами, агентами?

Тимур Чудутов: Сейчас продаем агентами. Глупо отрицать: у всех все есть. Чтобы клиент к тебе подключился, ты должен его убедить. А для этого нужна не бумажка, и не реклама, для этого надо подходить разговаривать. Да, дорого, но это, по крайней мере, работает.

Андрей: Т.е. у вас сейчас агенты ходят по тем районам, где вы присутствуете, и за счет этого приток абонентов растет?

Тимур Чудутов: Да.

Ольга: А если действовать с помощью тарифов? Например, взять и демпингнуть?

Андрей: Тарифы индивидуальные предлагаете для каждого вашего клиента?

Тимур Чудутов: Подбираем, конечно. Вы знаете, демпинг - это конечно хорошо и правильно, но в какой-то момент у тебя кончаются деньги -  что будешь делать тогда?

Андрей: Выручки и выгоды нет.

Тимур Чудутов: Хочу обратить внимание, что телеком (я имею в виду ШПД) - единственная отрасль в этом году, где цены упали. Все остальные подняли. Всегда цены растут минимум на 20% на какое-нибудь одно пиво.

Наши основные расходники - витая пара, конвектора. Я сейчас проводил анализ стоимости по оборудованию: единственная не подорожавшая вещь - это ВВГН - электрический кабель. Все остальное подорожало в полтора - два раза. Где-то мы смогли перепрыгнуть на более дешевые аналоги, но понятно, что пропорционально курсу доллара все цены выросли. Аренда канализации также растет. Зарплаты, так или иначе, тоже поднимаются, хоть и очень тяжело. Иначе люди начнут умирать с голода. Когда растут расходы и уменьшаются доходы, как тут демпинговать? Раньше, например, демпинговали за счет гигантского кредитного плеча, брали деньги из тумбочки, и «давай мы сейчас выжжем этот рынок и захватим».

Ольга: При этом тарифы все равно снижаются?

Тимур Чудутов: Сейчас дойдем. Я хочу сказать, что не очень понимаю, кто кого будет сейчас кредитовать без ликвидных залогов. Одно дело прожигать какие-то инвесторские деньги, другое дело - свои. Какой бы толстый ты не был, то ты поймешь ,что худеешь.

Андрей: Компании RiNet - 20 лет, и она никогда не продавалась. Всегда остается в частном бизнесе. Вы всегда живете на свои операционные прибыли и всегда были стабильны?

Тимур Чудутов: Да, всегда практически на свои. Был случай, один раз нашли на крыше коробку витой пары, и вот практически все, что нам упало с неба.

Андрей: Выручка не растет, затраты растут?

Тимур Чудутов: Ну почему не растет, это первый год она не растет, до этого росла.

Андрей: 2015 год вы ощутили?

Тимур Чудутов: Вот в 2015 году она и перестала расти.

Андрей: Что-то оптимизировали?

Тимур Чудутов: Я - просто бригадир-монтажник с большим опытом реализации проектов, т.е. я не определяю лицо рынка. Лицо рынка определяет, если мы говорим о Москве, то это - «МГТС», «Ростелеком», «Онлайм», «Билайн», «Акадо» и в общем-то все. Если у крупных игроков долларовые кредиты, долларовые дивиденды и т.д., то когда-то же должна эта история кончиться. Я понимаю, что сейчас - как на рынке нефти. Прекрасный аналог - Иран и Саудовская Аравия, которые решили завалить друг друга демпингом.

Ведь рано или поздно они устанут, также и здесь. У меня такая стратегическая идея, что «МГТС» поймет, что все.

Андрей: Но «МГТС» за канализацию цены поднимает все время.

Тимур Чудутов: Они хорошо поднимают, но они теряют на фиксе. Я слышал, что у них в принципе все хорошо, в «МГТС», но одна проблема - люди все меньше и меньше пользуются фиксированной связью.

Андрей: Телефонию имеете ввиду?

Тимур Чудутов: Да. Но люди рано или поздно должны понять, что хватит понижать тарифы, а надо их повышать. По всей коммуналке каждый год цены индексируются, также и здесь. Я думаю, что мы дойдем до ситуации, когда «Акадо», например, «Онлайм» и все будут поднимать.

Андрей: Совместно?

Тимур Чудутов: Совместно или не совместно, но раз в год будут поднимать тарифы: «На ваш тариф с этого года плюс 10%». Когда мы до этого момента дойдем, а мы рано или поздно дойдем, то тогда кто-нибудь да умрет.

Андрей: Сначала они объединятся в 3-4 оператора.

Тимур Чудутов: Их уже мало, они уже могли бы договориться. Сейчас доллар еще подрастет, и люди тогда поймут, что все.

Андрей: Мы проговорили, что представляет из себя RiNet, как выживает и как активно развивается. Ждете ли вы в 2016 году от кризиса каких-то изменений? Какие предпринимаете шаги, что бы их минимизировать.

Тимур Чудутов: Для нас сейчас важно благосостояние наших юридических лиц, потому что это больше половины выручки. Я предполагаю, что наших юрлиц ждут тяжелые времена. Они будут сокращать затраты, закрываться и т.д., а мы будем усыхать вместе с ними.

Андрей: Вы же будете какие-то акции предлагать, пакетные решения?

Тимур Чудутов: Конечно, будем предлагать, но это будет, как бег вверх. Мы - очень бодрые ребята,  мы 20 лет прожили с хорошей динамикой, понятно, что мы не будем спать в одном ботинке. Но объективно год будет тяжелый.

Ольга: Может, лучше продаться?

Тимур Чудутов: Да, конечно, всегда лучше продаться, но это не интересно. Как компьютерная игрушка, всегда можете сказать: «Деинсталлировать все!» А в чем прикол?

Андрей: Тимур, я правильно понимаю, что работа для вас - это вся жизнь, вы увлечены очень работой? А как же семья?

Ольга: Хобби?

Тимур Чудутов: Я же должен куда-то приходить с работы домой. А хобби у меня раньше было, я занимался некоммерческой музыкой. Но с 2010 года сильно усложнилась работа, поэтому приходится все время работать, что бы как-то двигаться вперед. Нет сил и времени на увлечения.

Андрей: Это все благодаря команде  RiNet?

Тимур Чудутов: Конечно.

Андрей: Коллеги  с вами работают долгие годы?

Тимур Чудутов: Есть, кто работает со дня основания с 1995 года: главный админ и главный бухгалтер. Есть люди, которые работают с основания линейного отдела. Компания достаточно стабильная, у нас специфический коллектив, те, кому это нравятся, приживаются и остаются.

Андрей: Корпоративный дух сильный в компании?

Тимур Чудутов: Очень сильный.

Андрей: Все люди работают больше не за зарплату, а больше за идею?

Тимур Чудутов: Согласен.

Ольга: Какие люди у вас не выживут, в вашем коллективе?

Тимур Чудутов: Скучные.  Компания, которая прожила такое долгое время, формирует свою корпоративную культуру, дух. У одних - один, у других - другой. Нам нравится наш: все живут своей жизнью. Я считаю, что навязывать, прививать какую-то корпоративную культуру  - это не правильно.

Андрей: Культура с рождения компании привилась, вы ее просто поддерживаете и развиваете?

Тимур Чудутов: Она поддерживает сама себе, как уже нечто неформальное.

Ольга: Живой организм?

Тимур Чудутов: Да. Компании, в которых такое возникает, они находятся в режиме, когда корпоративная культура сама себя поддерживает.

Андрей: У вас каждый сотрудник - это какой-то отдельный элемент в компании? Он приносит свои цели?

Тимур Чудутов: Есть ядро, а есть нервы компании.

Ольга: А вы кто?

Тимур Чудутов: Наверное, в нервы-то я вхожу. Есть ядро, костяк компании, и есть люди, которые выполняют основную массу работы. Жира у нас не осталось, мне кажется, все порезали в 2015 году.

Андрей: В кризис все-таки оптимизировали?

Тимур Чудутов: Был доклад на ГРУ на КРОСе, я рассказывал там про сокращение затрат: много срезали костов, но мы старались срезать избыточные затраты. Я боюсь, что в этом году мы будем вынуждены резать по-живому. Людям, которые хорошо работают, говорить, что зарплаты надо сокращать, иначе - конец. Я обязан быть морально к этому готовым, чтобы не тормозить, когда этот момент придёт.

Андрей: Коллектив к этому подготовлен и принимает?

Тимур Чудутов: Если что-то произойдет, то всем все станет понятно. Например, есть муж и жена, у них есть какой-то доход, если муж теряет работу, то есть зарплата жены, но она не велика. Они уже не могут жить с тем же объемом затрат и вынуждены сократить расходы. Тут нет никакого чуда, мы же деньги не печатаем.

Андрей: Т.е. вы как руководитель заботитесь еще и о семьях сотрудников?

Тимур Чудутов: Конечно, для меня это главное. Это боль и самое неприятное, что все сотрудники не могут купить себе квартиру. Люди, которые обладают энергетикой, чтобы решить свои жизненные проблемы, накопить на квартиру, ипотеку – их меньшинство. Большинство людей сводит концы с концами. Человек получил зарплату, потратил, и у него нет никакого продвижения. Социально - это неприятно.

Андрей: А вы своих сотрудников воспитываете, как кузница кадров? Бывает, что  они у вас обучаются,  а потом уплывают?

Ольга: Саморазвитие приветствуется в компании?

Тимур Чудутов: Я думаю, что больше саморазвитие, потому что наши системы обучения провалились в свое время.

Ольга: На саморазвитие надо мотивировать?

Тимур Чудутов: У нас в компании все самозамотивированые, мы практикуем сдельную оплату. Люди, которые хотят зарабатывать - зарабатывают, а которые не хотят - им это не нравится и они уходят. Бездельники у нас не приживаются.

Андрей: Вы занимались музыкой, на каком инструменте играли?

Тимур Чудутов: Сам не играл -  занимался организацией фестиваля, клуба.

Ольга: Среди проектов, которыми вы занимались, есть такие, которые никогда бы не повторили?

Тимур Чудутов: Конечно. Я очень жалею, что мы влезли и решили написать программу, которая будет описывать нашу сеть. Написали крутейшую программу.

Ольга: Что она должна была описывать?

Тимур Чудутов: По сути, технический учет. Она интегрирована с картами, там волокна варятся, муфты сделали автокадные, т.е. можно было две квартиры купить, два района застроить. Прорва денег ушла в никуда. Мы ее все равно пробуем продавать.

Андрей: Вы ее используете?

Тимур Чудутов: Используем.

Андрей: Но не окупилась?

Тимур Чудутов: Да. К примеру, можно, конечно, решить вопрос при помощи дисциплинированной девушки и AutoCAD. Это как попытка заниматься девелопментом. Для того чтобы зарабатывать на разработке, нужно быть девелопером, чтобы заработать на провайдинге - надо быть провайдером, чтобы заработать на пицце - надо пиццу уметь печь. Если бизнес начинает разбрасываться по сторонам, то его ждет преуспевание или крах.

Андрей: Решение по этому проекту принимали внутри компании  RiNet - это коллективная ответственность?

Тимур Чудутов: Да, но будем честны, я его протащил. Это мой, наверное, грех.

Андрей: А какой самый удачный проект был за все время?

Тимур Чудутов: Самый главный наш успех, наша динамика, что мы выжили. Это не мой персональный успех, а успех предприятия. У меня есть какой-то вклад, довольно большой, но корпоративная культура была до того, как я пришел на работу.

Андрей: Коллектив уже сложился?

Тимур Чудутов: Тут дело не в коллективе, а именно - в культуре. Культура – это система взаимоотношений, система правил неформальных, она в состоянии адаптироваться.

Андрей: RiNet - гибкая компания, бюрократии нет?

Тимур Чудутов: В принципе нет, мы держимся на автоматизационных системах, мы неадекватно много программируем, потому что у нас не приветствуется администрирование. Принцип, за счет которого RiNet держится, это персональная свобода людей. Такое возможно только при полной автоматизации, когда людьми управляют не люди, а роботы.

Андрей: Это тоже эффект автоматизации в кризисный период, то что вы вкладываетесь в IT?

Тимур Чудутов: Мы всегда складывались, и я думаю, до конца будем что-то пилить, какие-то скрипты.

Андрей: Тимур, у нас остается очень мало времени, нам надо подвести итоги беседы. Чтобы вы пожелали своим партнерам, клиентам, сотрудникам в 2016 году?

Тимур Чудутов: Не волноваться. Я всегда считаю, что надо смотреть на тех людей, которым гораздо хуже. Например, если бы мы торговали немецкими кондиционерами, то мы бы были сейчас в печальном положении. Как бы плохо не было провайдерам, отрасль связи будет умирать последней, после нас - только сигареты и пиво. Куча бизнесов в гораздо более уязвимом положении, чем провайдеры. У провайдера со всеми демпингами все равное есть какой-то мощный денежный поток, который позволяет прощать ошибки. Провайдеры живут хорошо.

Андрей: Тимур, спасибо за беседу. Дорогие друзья, программа «Телеком Эксперт» подошла к концу. С вами были Тимур Чудутов и ведущие Андрей Яценко и Ольга Сигида. До новых встреч!

Программа "Телеком Эксперт" посвящена современной стремительно развивающейся телеком отрасли. Связь становится обязательным атрибутом жизни современного человека, и это обстоятельство вынуждает телекоммуникационные компании обеспечивать широкий спектр и качество предоставляемых услуг, неизменную эффективность обслуживания, не зависящую от времени или местонахождения абонента.

Программа "Телеком Эксперт" – это независимый взгляд на отрасль, программа в которой вместе с экспертами и профессионалами телеком рынка ее ведущие Андрей Яценко - генеральный директор компании "Горсвязь" и Ольга Сигида - генеральный директор компании "Магазин Интернета" обсуждают наиболее актуальные темы отрасли, ее проблемы, перспективы, инновации и успешные кейсы.

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

Ставя отметку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 и принимаю условия.
РекламаПисьмо в редакциюО насAbout us
Новости

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100