Егор Ганин: "В этой статье я осознанно избегаю разговоров о B2B-облаках: это отдельная и достаточно перспективная ниша"
Егор Ганин,
руководитель направления облачных и бизнес-сервисов Mail.Ru Group
© ComNews
30.10.2017

Облако — взвешенный в атмосфере продукт конденсации водяного пара. И ничего больше. "Облачные сервисы? Нет, не слышали". А если и слышали, то смело можете забыть. Когда термин или продукт за несколько лет не приживается, не входит в словарный запас потребителей, его можно смело стирать из памяти. Обычные пользователи, говоря об "облаках", вспоминают то, что они видят на небе. Только люди, непосредственно связанные с разработкой облачных хранилищ, могут парой фраз объяснить, что же такое облака в их понимании. Причем два специалиста по облачным сервисам дадут два разных определения. Инфраструктура в облаках, облачные сервисы, облачные услуги целиком — все эти словосочетания понятны лишь узкому кругу специалистов. Дело вовсе не в плохом нейминге. Наоборот, "облако" — ясное, хорошее название, которое вызывает прекрасные ассоциации. Сложность в том, что обычные люди не понимают, что скрывается за термином, как его использовать — и, как следствие, не пытаются его запомнить.

Что будет с B2C-облаками?

Проблему можно экстраполировать и на перспективность облачных B2C-хранилищ в целом (сразу оговорюсь — в этой статье я осознанно избегаю разговоров о B2B-облаках: это отдельная и достаточно перспективная ниша). Современный B2C-продукт, чтобы быть успешным, должен являться решением четко сформулированной, конкретной проблемы пользователя. "Вот навигатор, он поможет тебе найти дорогу в незнакомом месте"; "вот социальная сеть, в ней ты можешь общаться с друзьями и знакомыми и следить за их жизнью". На рынке не место высокотехнологичным решениям, над применением которых надо думать. Модель "вот тебе современный сервис, придумай сам, для чего ты будешь им пользоваться" — не работает. А сегодняшние облачные хранилища предлагают людям как раз такую модель. Это сделало их нишевыми сервисами со сложной аудиторией, которую можно описать как "те, кто сами нашли продукту применение".

Неудачу большинства облаков подтверждает и другой факт: если прикинуть стоимость покупки и обслуживания оборудования и софта, необходимого для работы облачного сервиса, и сравнить с конечной стоимостью услуги, становится ясно, что абсолютное большинство B2C-облаков крупных IT-гигантов являются дотационными. Не существует таких технологий и решений, которые позволили бы продавать 50 ГБ в месяц за 59 рублей, да еще и зарабатывать на этом.

Проблемы в бизнес-модели также можно вычислить по маркетинговой стратегии. Если товар пользуется спросом и приносит деньги, вы никогда не встретите акцию, где предлагалось бы купить его за бесценок, и уж тем более не увидите регулярных бесплатных раздач. Это хороший способ единовременно привлечь внимание к сервису, но постоянные акции — признак того, что предлагаемый продукт не пользуется спросом или используется как инструмент, помогающий формировать лояльность к компании, и не рассматривается ею как бизнес.

Именно по этой причине B2C-облака не фигурируют среди статей доходов у большинства корпораций, а стартапы закрываются один за другим. И если в начале, когда облака только появились, это можно было считать инвестициями в новую отрасль, то сейчас корпорации все чаще обращают внимание на дыру в бюджете, которую пробивают пользовательские хранилища.

Поэтому в ближайшем будущем B2C-облака в нынешнем виде прекратят свое существование.

Куда движутся облака?

Облака станут не продуктом, а инфраструктурой для хранения данных, которые генерируют другие продукты и их пользователи, — ровно так, как это произошло в B2B. Хранилища будут интегрированы с устройствами, создающими контент: они станут их частью.

Представим платяной шкаф. Он решает понятную задачу — хранение вещей. Но никто не покупает "просто шкаф": человек выбирает модель, исходя из того, как организовано пространство внутри — есть ли там нужные ему полки, крючки, отделения. Грубо говоря, ценность и популярность модели шкафа прямо пропорциональна тому, насколько хорошо эта модель решает задачу раздельного хранения имеющихся вещей. Если нужно хранить шубы, вы купите одну модификацию, если хотите хранить украшения и обувь — другую. Задача производителей шкафов — не просто научиться делать полки и фурнитуру так, чтобы они идеально решали задачи, но и понять, какие потребности самые распространенные, и выявить конкретные нужды их покупателей. Что чаще хранят — брюки или шубы? Во всех ли моделях нужна стеклянная полка для украшений и часов?

B2C-облака IT-гигантов — это своего рода шкафы. Несколько лет назад в них совсем не было полок и их не покупали, а сейчас компании активно пытаются разработать конфигурации и характеристики внутренностей этих хранилищ. Потому что пришло понимание: облака должны стать инфраструктурой для хранения — сами по себе они продуктом не являются.

Но облака как сервис продолжат развиваться на B2B-рынке. Там все работает ровно наоборот: если продолжить метафору со шкафами, самыми востребованными хранилищами там являются контейнеры без наворотов и огромные цистерны, в которые можно запихнуть абсолютно все и почти любых размеров.

А что же будет с пользовательским сегментом облачных хранилищ и с их многомиллионной аудиторией и затратами? Таким сервисам придется научиться решать прикладные задачи пользователей. Чтобы поговорить об одной из таких задач, введу новое понятие — B2M, business to mobile.

Облака как мобильные фотохранилища

Несколько слов о предпосылках появления B2M-облаков на примере фотохранилищ. Первое. Потребление услуг с мобильного — это уже не будущее, а свершившийся факт. Мобильный трафик год как обогнал десктопный.

Второе. Люди предпочитают приобретать новые модели смартфонов, экономя на памяти. По данным наших опросов, у 80% владельцев смартфонов — купленные менее года назад модели, в которых не более 32 ГБ памяти. И около 50% из них или уже сталкивались (или в ближайшее время столкнутся) с проблемой нехватки места.

Третье. Развитие технологий в мобильном секторе повторило историю взрывного роста десктопов. В нулевые в сегменте десктопов каждый год происходили серьезные обновления: появлялись новые процессоры, видеокарты, диски новых объемов. Затем темп замедлился. То же самое произошло со смартфонами: если несколько лет назад развитие "железа" шло бешеной скоростью, то сейчас темп снизился, и выпускать телефоны с бесконечно растущим размером карт памяти не получится.

Четвертое. Стремительно развиваются технологии, позволяющие снимать фото и видео все более высокого качества. Флагманские смартфоны в каждой своей версии получают или больше камер, или камеры с лучшим разрешением. Так или иначе, эти обновления приводят к росту среднего размера создаваемого контента.

И пятое. Рынок фототехники падает с 2012 года. Фотокамеры в смартфонах сделали свое дело. Но смартфон не просто заменил собой фотоаппарат — он превратился в альбом с фотографиями, который мы достаем всякий раз, когда хочется что-то показать другу или родственнику.

Эти наблюдения приводят к некоторым предположениям. Например, телефон становится коробкой с фотографиями. Его значимость для владельца растет с каждым новым сделанным кадром. При этом отдельный снимок требует все больше памяти для хранения. Таким образом, можно сформулировать требование к производителям телефонов и комплектующих: карта памяти в смартфоне должна быть
безграничной — или нужно заменить ее облаком. Поскольку первое условие невыполнимо, остается второй вариант. На смену картам памяти придут облака, ориентированные на хранение фотографий и представляющие альтернативу физическим картам памяти.

Существующая тарифная сетка, в рамках которой человеку предлагается купить 50, 100 или 500 гигабайт, совершенно не выгодна пользователям. Зачем платить за 50 ГБ, если из них занята только треть? Понимая это, мы первыми в мире предложили пользователям Облака Mail.Ru тарифную сетку, привязанную к известному всем формату физических карт памяти. 8, 16, 32, 64, 128, 256 ГБ — прекрасная иллюстрация того, как не продуктовые, а инженерные решения становятся стандартом на потребительском рынке. Так устроены микросхемы памяти: их снабжают количеством ячеек, кратным степени двойки. Флэшки и карты памяти существуют на рынке достаточно давно и успели сформировать паттерн в сознании пользователей. Человек давно знает, что "в прошлый раз 32 ГБ памяти в смартфоне закончились быстро — мне нужно 64 или 128".

Облака меняются с потребителем

Следующим шагом в эволюции размеров облачных сервисов будет система оплаты фактически используемого объема. Со временем количество контента и размер файлов будут расти – и, кроме того, пользователи привыкнут к мысли, что физических ограничений у хранилищ нет, а значит, ограничений не должно быть и в тарифах. Рынок карт памяти и других накопителей для мобильных телефонов при этом ждет точно такое же падение, как и рынок фотокамер ранее.

Пропорционально росту ценности фотографий растет и потребность в их обработке, сортировке и возможности поделиться с друзьями. Это, в свою очередь, формирует еще один рынок, на котором облака становятся сервисом хранения, сортировки и обсуждения семейных фото. Другими словами, обсуждение фотографий будет происходить не в какой-то конкретной социальной сети, в которую их нужно предварительно загружать (и которой должна пользоваться вся семья), а в облаке, куда они попали автоматически, появившись в папках у всех родственников и друзей, которые есть на фото.

Эти мысли и привели нас к переосмыслению мобильного Облака Mail.Ru. Мы создаем новые возможности продукта для наших пользователей, исходим из собственного видения будущего, основанного на глубоком анализе тенденций рынка. В течение последнего года мы сделали ряд серьезных продуктовых изменений. Появилась галерея для фотографий и раздел с копиями документов. Тарифы изменены в соответствии с реальными потребностями потребителей. В мобильном облаке реализована технология компьютерного зрения — стала доступна функция распознавания лиц на фотографиях. Все это соответствует сегодняшним запросам людей, и мы будем продолжать актуальные запуски: Облако меняется вместе с его пользователями.

Облака в их нынешнем формате (продукт для хранения файлов обычных пользователей) не полетели. Облачные сервисы нужно "перепридумать" и "перезапустить" — и тогда, возможно, через несколько лет понятие "место, где хранятся все мои файлы" в сознании потребителей окажется рядом с "продуктом конденсации водяного пара". А то и вырвется вперед.