© ComNews
28.10.2015

Контракт на обеспечение корпоративной мобильной связью сотрудников КАМАЗа для "МегаФона" - часть стратегии по увеличению доли в автосегменте. Компания рассчитывает, что это поможет заключить новый контракт - на внедрение М2М-решений на грузовиках этого производителя . Оператор стремится занять лидирующее положение в этом перспективном сегменте.

Соглашение с производителем грузовиков в ПАО "МегаФон" назвали знаковым. "Мы видим большое будущее в работе с автопроизводителями, потому что машин в пять раз больше, чем людей", - прокомментировала представитель "МегаФона" Юлия Грибкова.

Напомним, что "МегаФон" и КАМАЗ подписали контракт на обеспечение голосовой мобильной связью крупнейшего российского производителя грузовых автомобилей. Оператор предоставит связь 2,5 тыс. сотрудникам предприятия. Кроме этого, 12 тыс. членов их семей смогут воспользоваться специальной программой "Наши люди" и общаться по корпоративным тарифам. Также, согласно контракту, "МегаФон" предоставит КАМАЗу услуги конвергентной связи (объединение мобильной и фиксированной связи). Оператор также обязуется повысить плотность покрытия на территории всех производственных площадей и офисов КАМАЗа, а также в ближайших населенных пунктах, где проживают сотрудники предприятия. В общей сложности "МегаФон" установит более 50 базовых станций.

Условия и сумму сделки ее участники не раскрывают. По предположениям источника ComNews на телеком-рынке, ее объем может составлять от 10 млн до 12 млн руб. в год.

Несколько миллионов рублей и 2-3 тыс. клиентов, по сравнению с общей суммой выручки (более 300 млрд руб. по итогам 2014 г.) и абонентской базой, - прирост небольшой. Но "МегаФон" рассчитывает на развитие сотрудничества. Оператор не скрывает желания стать для КАМАЗа "SIM-картой в машине". "Мы не исключаем того, что руководство компании рассматривает возможность внедрять в грузовики М2М-решения от "МегаФона" сразу же, ведь у М2М очень широкий функционал действия, включающий не только мониторинг, но обеспечение безопасности техники и, разумеется, водителей", - сообщила ComNews Юлия Грибкова.

Напомним, что в июне "МегаФон" заключил контракт на предоставление услуг М2М для системы взимания платы в счет возмещения вреда дорогам общего пользования федерального значения. По контракту компания предоставит до 2 млн SIM-карт для бортовых устройств, которые будут установлены в грузовой автотранспорт (см. новость ComNews от 30 июня 2015 г.).

ООО "РТ-Инвест транспортные системы" (РТИТС) является оператором системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам. Система должна запуститься 15 ноября. Плата будет взиматься с грузовых автомобилей массой свыше 12 т. Собранные средства РТИТС будет передавать в Дорожный фонд РФ.

В рамках проекта РТИТС должна закупить и бесплатно оснастить грузовой транспорт бортовыми устройствами, а также создать сеть терминалов и пунктов контроля по всей стране. Грузовики будут отслеживаться с помощью ГЛОНАСС/GPS. Обмен данными происходит через сети сотовых операторов GSM/GPRS. Когда автомобиль выезжает на платную трассу, средства за проезд списываются с лицевого счета бортового устройства.

Конкурс на оснащение этих устройств SIM-картами выиграл "МегаФон". Контракт заключен на 12,5 лет. Сумму оператор не разглашает. По данным РБК, она составляет около 6 млрд руб. Выбор оператора в РТИТС объяснили тем, что "МегаФон" предложил лучшую цену и у него лучшее покрытие мобильной связью дорог федерального значения.

По данным Роскомнадзора, на конец прошлого года сеть "МегаФона" покрывала 93,8% таких автотрасс, у МТС этот показатель был 92,13%, у "ВымпелКома" - 87,02%. До этого, в апреле 2015 г. РТИТС заключил с "МегаФоном" контракт на сумму 10 млрд руб. (также на 12,5 лет). По этому договору оператор будет принимать участие в создании и обслуживании единой телекоммуникационной сети для взимания платы на дорогах, обеспечивать связь для функционирования системы и филиалов РТИТС, а также предоставлять услуги хранения данных.

Как сообщили ComNews в пресс-службе "МегаФона", сотрудничество с РТИТС развивается. 15 сентября благодаря телекоммуникационной поддержке "МегаФона" начал работу круглосуточный колл-центр системы взимания платы с 12-тонников. Звонки от водителей и владельцев транспорта принимают на номере, предоставленном оператором.

В "МегаФоне" отмечают, что проект с РТИТС представляет для оператора "стратегическую ценность". "M2M для "МегаФона" - способ монетизации инфраструктуры передачи данных и увеличения количества сервисов, доступных абонентам. Уже сейчас мы видим двукратный рост пропускаемого трафика через М2М-устройства", - сообщила Юлия Грибкова.

Технология обмена данными M2M (Machine to Мachinе) еще только начинает развиваться, но считается очень перспективной. По консервативному и оптимистическому прогнозам GSMA Intelligence, к 2020 г. в мире будет насчитываться от 1 млрд до 2 млрд мобильных M2M-подключений. По прогнозу Cisco, в течение ближайших 10 лет объем рынка Интернета вещей вырастет до $19 трлн.

По оценкам "МегаФона", российский рынок M2M составляет около 6 млн SIM-карт. За год их количество увеличилось на 40%, а к 2017 г. приблизится к 18,5 млн.

"МТС традиционно занимает доминирующие позиции на B2B-рынке. Среди наших клиентов - такие крупные автоконцерны, как Nissan, Ford, Volvo, ГАЗ и др.", - утверждает пресс-секретарь ПАО "Мобильные ТелеСистемы" Дмитрий Солодовников. Компания также активно развивает услуги в сфере Интернета вещей. Представитель МТС утверждает, что именно они являются лидерами по оказанию телематических услуг по мониторингу транспорта. По словам Дмитрия Солодовникова, сейчас оператор ведет переговоры с ведущими российскими и зарубежными автопроизводителями, предлагая им готовые M2M-решения. "В 2014 г. МТС продала 2,9 млн SIM-карт для межмашинных соединений. По данным J’son & Partners Consulting, доля оператора на этом рынке на конец 2014 г. составила 51%, при этом около 43% SIM-карт M2M используется именно для мониторинга транспорта", - сообщил он.

ПАО "ВымпелКом" сейчас разрабатывает ряд проектов с крупнейшими игроками автомобильного рынка, как сообщила пресс-секретарь компании Анна Айбашева. "С 2015 г. все автомобили, впервые проходящие одобрение типа ТС, должны оснащаться терминалами "ЭРА-ГЛОНАСС", и сейчас автопроизводители прорабатывают проекты по предоставлению коммерческих сервисов Connected Car. Мы прогнозируем рост таких подключений к 2017 г., когда "ЭРА-ГЛОНАСС" будет обязательна для всех новых автомобилей, продающихся на территории РФ", - сказала она.

"ВымпелКом" в начале года успешно завершил тестирование работы бортовых телематических блоков для "ЭРА-ГЛОНАСС" с ведущими российскими и зарубежными поставщиками комплектующих. Как сообщила Анна Айбашева, в сентябре 2015 г. "Билайн" в партнерстве с компанией Bright box запустил решение Remoto - Connected Car, позволяющее удаленно управлять автомобилем из любой точки мира с помощью смартфона. На текущий момент данным решением пользуются такие бренды, как Infiniti, KIA и Nissan.

"МегаФон", как сообщает пресс-служба оператора, кроме КАМАЗа сотрудничает с Ford Sollers и Volkswagen. Благодаря контракту с РТИТС, абонентская М2М-база оператора увеличится до 3,2 млн SIM-карт. Компания намерена претендовать на лидерство в этом сегменте.